В споре между нестяжателями и иосифлянами чью сторону выбрали бы вы? И почему?



 

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

Стараясь укрепить «истинную» православную веру, церков­ники вели упорную борьбу против пережитков язычества, «ла­тинства» (католицизма), «люторства» (протестантства), «бесерменства» (мусульманства), а также разнообразных еретических учений.

- Кто вспомнил, что такое ересь и как поступали с еретика в средневековой Европе?

Е́ресь (секта) — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. Таким образом, представители двух разных религиозных учений могут взаимно обвинить друг друга в ереси.

В середине XVI в. появились вольнодумцы, подвергавшие со­мнению важнейшие догматы христианского вероучения и крити­ковавшие церковные порядки.

Разделитесь на две группы. Изучив п. 3 § 12 учебника и до­полнительный материл, ответьте на вопросы.

Дело» Матвея Башкина

Матвей Семенович Башкин, дворянин высокого ранга, зачислен­ный в 1550 г. в «Тысячную книгу» как сын боярский по городу Боровску, много размышлял над вопросами христианской морали и своими мысля­ми и сомнениями не раз делился со своим духовником - священником придворного Благовещенского собора Симеоном. Вот и ранней весной 1553 г. он пришел к нему, чтобы получить наставления, но беседа показалась Симеону странной, и он обратился за советом к Сильвестру: Башкин «от мене поучение требует, а иное мене и сам учит»! Сильвестр заметил, что «слава про него недобрая носится», и велел Симеону продолжать бе­седы. Не знал Башкин, что с этой поры каждое его слово становилось частью следственного «дела». Он пригласил к себе Симеона и показал ему Апостол, в котором были воском помечены места, вызвавшие его недоумение и вопросы.

Башкин никак не мог понять — ведь если в Новом Завете написа­но, что весь христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей? Сам он ответил на этот вопрос: отпустил на волю своих холопов.

Башкин отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви. Теперь Симеон уже не сомневался — перед ним опасный вольнодумец, еретик.

Оповещенный о настроениях Башкина, Сильвестр решил принять меры. В итоге дело дошло до царя.

Иван IV лично просмотрел Апостол с пометами Башкина и, убедив­шись в их крамольности, приказал заключить его в тюрьму. Следствие возглавили иосифляне — непримиримые враги всякого свободомыслия. Башкина жестоко пытали. От мучений он чуть не лишился разума: «Язык извеся непотребная и нестройная глаголаша на многи часы, и потом в разум прииде...» Так обвинение в ереси было доказано. Башкина предали анафеме. По некоторым сведениям, его казнили - посадили в деревян­ную клетку и сожгли.

(Юрганов А.Л., КацваЛ.А. История России XVI-XVlU вв )

Вопросы по тексту

· Какую опасность усмотрели церковники в действиях и раз­мышлениях Матвея Башкина? (Отпустил холопов на волю. Отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви.)

· В чем вы видите его вольнодумство? (Если «христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей», т. е. он выступал против закрепощения крестьян.)

«Дело» Феодосия Косого

Не одному Башкину приходили в голову «странные» мысли и мучи­тельные вопросы.

Многие упорно искали истину. «Московитин» Феодосий Косой, холоп одного из царских слуг, создал свое «новое учение» и прослыл едва ли не самым опасным вольнодумцем. Около 1554—1555 года Фео­досия арестовали. Но ему и некоторым его единомышленникам удалось бежать в Великое княжество Литовское. О еретических взглядах Фео­досия, проповедовавшего устно, мы узнаем из сочинений его обличителей. Один из них, Зиновий Отенский, называл учение Феодосия Косого «рабьим».

Чем же привлекало оно людей?

Феодосий считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Да и может ли Бог родиться от женщины? - вопрошал он. Христос- пророк, наставник, не более!

Феодосий Косой хотел понять первоначальное христианство. Первые христиане не знали ни икон, ни монашества, ни самой церкви. Феодосий Косой пришел к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал он и поклонение кресту. Ведь крест - только дерево, в нем нет святости, почитание его противоречит вере в Бога. Не нужны были, по его мнению, молитвы и таинства. Служителей церкви он называл лицемерами, «ибо гонят нас и в тюрьмы затворяют, не дают нам истины учити по Евангелию». Как же можно исповедовать любовь, мучая людей за их убеждения?

Он был бунтарем: «Не подобает поклонятися не токмо умершим. но и живым». Истина заключалась, по его мнению, в следованиизаповедям раннего христианства. Феодосий стремился к невозможному-разумом понять веру.

(Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России 16-18 вв)

Вопросы по тексту

· Какую опасность усмотрели церковники в действиях и раз­мышлениях Феодосия Косого? (Считал Христа не богоче­ловеком, а просто человеком. Пришел к выводу о полной не­нужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал поклонение кресту, молитвы и таинства.)

· В чем вы видите его вольнодумство? (Стремился к невоз­можному — разумом понять веру.)

 

Мышления Матвея Башкина – отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви.

Его вольнодумство, в том что, если «христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего своего, то как же можно порабощать людей», то есть он выступал против закрепощения крестьян.

Размышления Феодосия Косого – Считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Пришёл к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал поклонение кресту, молитвы и таинства. Его вольнодумство – стремился к невозможному – разумом понять веру.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 901; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!