Б) ВИДЫ, ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ и ИХ «ЭМПИРИЧЕСКИЕ



НОСИТЕЛИ»

 

К отдельным видам идеологии относятся религия, мораль, художественное творчество, а также философия, политика и право, а к идеологам как эмпирическим носителям «превратного» сознания, – теологи, моралисты, философы, юристы, политики, а также «государственные деятели вообще»

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Еще 170 лет назад Маркс сказал: «Гегель завершил позитивный идеализм»

 

В «Немецкой идеологии» в афористической форме Маркс писал: «Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу как онанизм и половая любовь»

 

А. В. Гулыга, который в одной из последних своих работ писал: «И уж совсем проблематичным может показаться тезис, который я готов отстаивать: философия сегодня достигла своей полноты и завершенности; не случайно, наше время не отмечено никакими выдающимися философскими свершениями. Время великих систем и громких имен позади. Сегодня философия может существовать только как история философии»

 

 

ПОЛИТИКА И ПРАВО

 

«Политика» здесь – политическая деятельность государственной власти, находящейся в руках экономически господствующего класса (= элиты)

 

Право – форма осуществления политики.

 

В письме Шмидту от 27 октября 1890 г., говоря о взаимодействии экономического, порождающего все идеологическое, движения с политикой, правом и философией Энгельс таким образом характеризует суть права: «В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий. А для того, чтобы этого достичь, точность отражения экономических отношений нарушается все больше и больше... Таким образом, ход «правового развития» состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия (я здесь говорю пока только о гражданском праве)» [26. С. 418]. И далее: «Отражение экономических отношений в виде правовых принципов точно так же необходимо ставит эти отношения на голову. ...А что это извращение, представляющее собой, пока оно еще не раскрыто, то, что мы называем идеологическим воззрением, в свою очередь, оказывает обратное действие на экономический базис и может его в известных пределах модифицировать, - это мне кажется само собой разумеющимся».

 

ГОСУДАРСТВО

 

Государство, по словам Энгельса, возвышается над людьми как «первая идеологическая сила».

 

Государство – первая, созданная самими людьми, от них оторвавшаяся и с тех пор над ними парящая, «идеологическая сила» которая представляет собой иллюзорную форму призрачного «всеобщего интереса» обладателей действительных частных интересов в классовом обществе. Оно – неизбежное «зло», которое сопутствует истории классового общества.

 

    В «Немецкой идеологии» Энгельс о государстве пишет так: «Именно благодаря этому противоречию между частным и общим интересом последний, в виде государства, принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных – как отдельных, так и совместных – интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности. Но это совершается всегда на реальной основе имеющихся в каждом семейном или племенном конгломерате связей по плоти и крови, по языку, по разделению труда в более широком масштабе и по иным интересам, в особенности, - как мы покажем в дальнейшем, - на основе интересов классов, которые, будучи уже обусловлены разделением труда, обособляются в каждой такой людской совокупности и из которых один господствует над всеми другими»     

 

Тезис о государстве как форме «иллюзорной общности» одновременно с признанием «необходимости» его бытия здесь же получает продолжение: «Отсюда следует, что всякая борьба внутри государства – борьба между демократией, аристократией и монархией, борьба за избирательное право и т.д. и т.д. – представляет собой не что иное, как иллюзорные формы, в которых ведется действительная борьба различных классов друг с другом… А с другой стороны, практическая борьба этих особых интересов, всегда действительно выступавших против общих и иллюзорно общих интересов, делает необходимым практическое вмешательство и обуздание особых интересов посредством иллюзорного «всеобщего» интереса, выступающего в виде государства»

 

Спустя 40 лет, в работах «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», Энгельс почти «один к одному» повторил данные им и Марксом в «Немецкой идеологии» характеристики государства и права как идеологических образований, которые превратно, иллюзорно, отражают действительность. 

 

ИДЕОЛОГИ

 

Утвердив во имя «Равенства, Свободы, Братства» свое политическое господство, буржуазия создала свою систему «социального неравенства», в которой нашлось место и интеллигенции. Последняя была принята ею на службу и поставлена на довольствие:

«Манифест КП»: «Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников»

 

Идеологи - особая группа производителей и носителей «превратного сознания», которые являются частью экономически и политически господствующего класса, в силу чего привилегированный характер собственного бытия, их личные и корпоративные интересы, изначально оказываются в противоречии с познанием объективной истины и наукой как «точным» знанием действительности.   

Материалистически точную и исчерпывающую характеристику идеологов как особой группы «господствующего класса» мы снова встречаем в «Немецкой идеологии», где сказано: «Разделение труда, в котором мы уже выше нашли одну из главных сил предшествующей истории, проявляется теперь также и в среде господствующего класса в виде разделения духовного и материального труда, так что внутри этого класса одна часть выступает в качестве мыслителей этого класса (это – его активные, способные к обобщениям идеологи, которые делают главным источником своего пропитания разработку иллюзий этого класса о самом себе), в то время как другие относятся к этим мыслям и иллюзиям более пассивно и с готовностью воспринять их, потому что в действительности эти представители данного класса и являются его активными членами и имеют меньше времени для того, чтобы строить себе иллюзии и мысли о самих себе. Внутри этого класса такое расщепление может разрастись даже до некоторой противоположности и вражды между обеими частями, но эта вражда сама собой отпадает при всякой практической коллизии, когда опасность угрожает самому классу, когда исчезает даже и видимость, будто господствующие мысли не являются мыслями господствующего класса и будто они обладают властью, отличной от власти этого класса»     

 

Обусловленное материалистическим пониманием истории концептуальное воззрение Маркса и Энгельса на идеологию требует от людей, стремящихся идти по пути науки, не ограничиваться общими понятиями «общество», «народ», «государство», «право», «демократия» и т.п.; оно требует за всеми историческими процессами и событиями видеть конкретных, эмпирически существовавших или существующих индивидов, учитывать их социально-экономическое положение в классовом («гражданском») обществе «социального неравенства», а также интересы, на защиту которых направлена деятельность этих людей. 

Только тогда появится необходимый в науке иммунитет от рассуждений политиков и государственных деятелей о защите «государства», «единстве народа и государства» или «единой России». Только тогда можно будет от абстракции «государство» перейти к понятию «власть», а от него к конкретным, эмпирически существующим, носителям этой власти, к анализу их поступков, за которыми кроются не только групповые, от корпоративных до сословно-классовых, но и, безусловно, личные, интересы. И только это может привести к «объективной истине» как конкретно-историческому и относительно-точному, научному, знанию действительности.

 

Ф. Искандеру, который в разгар «демократических» иллюзий произнес: «Понятие народ, я думаю, мистическое и поэтическое. Его нельзя путать с населением»

 

Материалистическая аксиома Маркса: «Эмпирическое наблюдение должно в каждом отдельном случае – на опыте и без всякой мистификации и спекуляции – выявить связь общественной и политической структуры с производством», после чего, забывая о своих и чужих, ежедневно ими удовлетворяемых, материальных потребностях, каждый из них будет идти своей «тропой идеализма».

 

Все остальное с точки зрения науки – идеология, превратное сознание, которое могло иметь положительное значение до открытия Марксом материалистического понимания истории, но после этого существует лишь как теоретический мусор, где уже не так важно, насколько тот или иной идеолог широко образован и способен воображать и глубокомысленно рассуждать.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!