Народный костюм: и коты, и сороки



КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ

Народное изобразительное искусство: живые вещи

До начала ХХ века в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.

С самого раннего детства девочек приобщали к женским рукоделиям, к пяти–шести годам им дарили маленькие детские прялки, на которых можно было прясть лён, коноплю, шерсть. К десяти годам матери начинали приобщать дочерей к секретам ткачества, строго следя за правильным исполнением орнаментальных мотивов. Ткали на деревянном ткацком стане «дӧра кыан», сходном по конструкции со станом северных русских. Узоры были довольно сложными. Чаще всего узор наносился красными нитями на белый фон домотканого полотна. Такими узорами украшались полотенца, скатерти, подолы, кокетки и рукава женских рубах, холщовые чулки.

Обычно женщины ткали узоры по памяти, но иногда «снимали» их с готовых вещей или создавали новые. Ткали также и половики – «джодж дӧра», отличавшиеся богатой цветовой насыщенностью. Узорные пояса, которыми подвязывали сарафаны, мужские рубахи, верхнюю одежду ткали на специальных дощечках «таб» – небольших квадратных плашках с отверстиями по углам. Для изготовления широких поясов пользовались обычным ткацким станом. Особенно нарядными были пояса, которые назывались дарственными. Их ткали из зелёной, красной, синей, жёлтой и розовой шерсти и украшали кистями. Эти пояса невеста дарила жениху и его близким родственникам.

Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.

Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.

Вышивка была распространена только на юге Коми края у лузских и летских коми. Она применялась для украшения головных уборов, рубах, полотенец и во многом соответствовала орнаментальным мотивам, характерным для ткачества. Очень красиво и оригинально выглядели головные уборы женщин – сороки, «юр кӧртӧд», вышитые различными геометрическими узорами. Сорока представляет собой головную повязку с вышитым разноцветными нитями очельем – налобником, двумя «крыльями» – завязками и «хвостом», который покрывал затылок. Такой головной убор девушка начинала вышивать к своему замужеству, иногда за несколько лет до него. У ижемских коми была распространена вышивка бисером и золотыми нитями. Бисером вышивали головные уборы невест – «юрной», серебряными, золотыми нитями вышивали кокошники и сборники, головные уборы замужних женщин.

У коми как у лесного народа было развито искусство обработки дерева. Этим видом искусства занимались, в основном, мужчины. Главным украшением деревянной избы был «конёк», «чибӧ» – комлевая часть охлупня, бревна, скрепляющего двускатную крышу. «Чибӧ» – в переводе «конь», конёк и вырезался в виде коня, а нередко и коня-птицы, крыльями которого были скаты крыши. Охлупень мог быть украшен рогами оленя, лося или резным деревянным полотенцем.

Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы. На Вашке и Мезени фронтоны домов нередко расписывались. Это могли быть симметричные рисунки, изображавшие двух стоящих на задних лапах львов, геометрические узоры, в сороковые–пятидесятые годы ХХ века на фронтонах изображали советскую символику в виде красных звёзд, серпов и молотов.

Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.

В коми избах и ныне можно увидеть большие деревянные чаши в виде утки или лебедя, ковши, вырезанные из капа и оформленные в виде головки и хвоста птицы. До недавнего времени почти в каждом доме держали на столе деревянную солонку в форме утки, на крышке которой вырезались утята. Такие утки-солонки в прошлом были обязательным элементом свадебного приданого невесты. Невеста приносила в новый дом утку-солонку, вырезанную её отцом, как символ будущего семейного счастья. Образ утки неслучаен в прикладном искусстве коми, он известен по археологическим находкам средневековья, а также и по легендам коми о сотворении мира.

Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом.

Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Роспись в виде цветов, веток, а также коней и птиц встречается на прялках. Отличалась оригинальностью роспись на вычегодских прялках: ножка украшалась резным орнаментом, а вся поверхность покрывалась синим киноварным фоном, на который наносился орнамент в виде концентрических кругов, розеток, спиралей и зигзагов.

Росписью занимались мастера-профессионалы, нередко – и местные иконописцы. Мастера собирались в артели и изготовляли на продажу расписные прялки, сундуки, шкафы, сани, дуги. Были в Коми крае свои «центры» по росписи. Это деревни Тойма и Верхозерье на Вашке, Отла и Луга – на Выми, Керчёмья и Вомын – на Вычегде, Ижма и Мутный Материк – на Печоре. Артели резчиков и иконописцев изготавливали иконостасы с иконами для церквей Коми края, писали иконы для крестьян, причём эти иконы обладали высокими художественными достоинствами. Некоторые из них являются украшением и гордостью Национальной галереи Республики Коми.

Что касается живописного оформления интерьера и мебели коми избы, то здесь преобладали растительные мотивы (цветы, листья), в то время как на посуде и орудиях ткачества – геометрические. Растительные мотивы использовались и для украшения сундуков, коробов. Расписные изделия коми отличались яркостью рисунка и сочностью красок, однако уже в начале ХХ века постепенно вытеснялись из обихода. Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.

 

«Домы отменные»

Русский путешественник и учёный И. И. Лепёхин, проезжая в 1771 году через «зырянскую селитьбу Усть-Сысольским погостом назывемую», писал, что «домы в нём отменные». Усть-Сысольск в то время мало отличался от других зырянских сёл, так что смело можно сказать, что «домы отменные» издревле были характерны для коми сёл и деревень.

Коми изба в д. Эжолты Усть-Вымского района. Фото Анатолия Перетягина

Коми изба, керка – это срубная постройка, объединяющая в единое целое жилые помещения и хозяйственные постройки: дом–двор. Крытый двор примыкал к жилому дому и отделялся от него сенями, на нижнем ярусе двора размещался хлев для скота, на верхний ярус завозили через специальное крыльцо-взвоз сено для животных.

Дом строился из сосны, но нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, меньше поддающейся гниению. Поднимали дом высоко, до двадцати одного венца, подполье достигало двух метров, и окна деревенского дома находились на уровне человеческого роста или выше.

Учёные выделяют два типа изб, распространённых у коми: сысольский и вымский.

Сысольский был распространён по рекам Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре. Это квадратная постройка, состоящая из жилой и хозяйственной половин, каждая со своим скатом кровли. Жилая разделяется на зимнюю (вой керка) и летнюю (лун керка) избы и объединяется входом через сени. К ней примыкает сруб двора (стын). Печь стоит в глубине помещения, в углу, а устьем обращена к двери. Рядом – вход в подполье, голбец (гoбoч выв), полати. Передний угол «Ен ув пельoс», «Божий угол», находится по горизонтали от печи.

Вымский тип был распространён на Выми, Нижней Вычегде, Удоре. В нём жилая часть и двор имеют одну кровлю. Жилая часть также состоит из двух изб,но русская печь – в углу у двери и повёрнута устьем к окнам боковой стены.

В «чистом виде» эти типы жилищ ныне встречаются редко, да и в прошлом хозяева часто уходили от канонических форм. В начале ХХ века жилые помещения стали разделять на комнаты, в хозяйственном дворе-сарае прирубать отдельные избы для детей, и дом нередко состоял из четырёх–шести жилых помещений. А на Ижме и Удоре дома стали строить в два этажа.

 

Народный костюм: и коты, и сороки

Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте.

У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) — из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.

Штаны носили с сапогами или низкой кожаной обувью «кӧтi», заправляя штанины в «сера чувки» (узорные чулки), подвязанные под коленом узорным шнурком. Верхней одеждой служили кафтан, зипун (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой - холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой – шубы из овчины (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась).

Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды: «маличу» (глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами), «совик» (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги, шитые из оленьего меха ворсом наружу) и др.

Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Спереди он длиной до талии, а сзади ниже пояса к нему прикреплён мешок-карман отверстием для убитой дичи. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги распространилась на соседние территории и до сих пор бытует у русских Архангельской области, Сибири, лесорубов Карелии.

Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик)

 

Орнамент: «шифровка» из глубины веков

Узор из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов – наиболее распространённая и характерная форма декора у самых разных народов, в том числе и у коми. Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости

Наиболее распространённым в народном искусстве коми является геометрический орнамент, который состоит из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, диагональных линий.

Орнаменты коми по стилистике близки орнаментам соседних народов, учёные объясняют это общей древней основой. Похожие орнаменты украшали керамическую посуду так называемой андроновской культуры, которую датируют II – началом I тысячелетия до нашей эры. С течением времени у каждого народа сложился свой тип орнамента, свойственный только этой культуре. Но даже внутри народа в орнаментальных мотивах есть различия, так что по узору на чулках или варежках можно определить, в каком районе Республики Коми они связаны. Более того, оказывается, что узоры орнамента на чулках различаются как мужские – «мужик сер» – и женские – «баба сер».

Названия узоров тоже имеют свою специфику. Одни из них соотносятся с названиями разных предметов и орудий труда: перна – «крест», пила пинь – «зубья пилы», матка сер – «узор компаса», пурт йыв – «острие ножа», куран пинь – «зубья грабель» и т. п. Другие названия относятся к животным и птицам: ош лапа – «медвежья лапа», меж сюр – «бараньи рога», кoр сюр – «рога оленя», гут сер – «узор мухи», мoс син – «коровий глаз», черань – «паук». Наконец, есть названия, связанные с растительным миром: коз сер – «ёлочный узор», дзоридз –«цветок», пыш тусь – «конопляное зёрнышко» и т. п.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!