Ходьба паровозиком и парами друг за другом»



Пение песенки «Мишка косолапый»

Вместе со взрослым дети разучивают текст песенки, Взрослый обращает внимание детей на правильное дыхание во время пения. Четкое произнесение звуков и пропевание гласных. Далее присоединяют послоговое «пропевание» пе­сенки пальчиками — сначала одной рукой, затем обеими вме­сте. На следующее занятие песенка разучивается с отхлопы-ванием ритма в ладоши. После этого взрослый просит кого-то из детей самостоятельно спеть и отхлопать отрывок песенки.

Заключительная часть:

9. Речедвигательные игры с мячом (в кругу и в парах).
«Кувшинчик»

Дети стоят в кругу и со словами считалки перекидывают мяч по часовой стрелке:

«Мы в кувшинчики играли

И кувшинчик потеряли.

Раз, два, три,

Ну-ка, Ванечка, лови!» (Называется имя любого из детей, и ему бросается мяч.)

Если ребенок не успеет поймать мяч, он выбывает из игры.

Повторить игру 3-4 раза.

«Мой веселый звонкий мяч»

Дети становятся парами лицом друг к другу. На счет «раз» - один бросает мяч другому. На счет «два» —второй ло­вит мяч и держит перед собой. Дети считают сами. После того, как упражнение выполняется верно, те же движения выпол­няются на слова известного стихотворения «Мой веселый звонкий мяч». Следить, чтобы движения были ритмичными и согласовывались с ритмом стихотворения.

Итог занятия:

Выход детей из зала под музыку.


Часть II

Практический материал к занятиям по логопедической ритмике

1. Упражнения, активизирующие внимание

Младшая группа

Упражнения данного раздела включаются в каждое из занятий и способствуют стимуляции внимания детей, фор­мированию произвольности внимания, быстрых и точных ре­акций на зрительные и слуховые раздражители. Представле­ны упражнения, укрепляющие такие виды памяти, как зрительная, слуховая и двигательная; развивающие способ­ности к отсроченному припоминанию; упражнения, способ­ствующие увеличению объема слухоречевой памяти и упро­чения речеслуховых следов, способности к сосредоточению и целому ряду других проявлений волевой сферы ребенка.

Особенности работы заключаются в малом количестве предъявляемого материала для запоминания - сначала в пре­делах двух (две игрушки, два сигнала, два движения, прос­тая 1—2 ступенчатая инструкция для выполнения задания); затем трех предметов, действий или сигналов для запомина­ния или сравнения; в наглядном показе и поэтапном выполне­нии задания; четкой и короткой формулировке инструкции.

1. «Кто быстрее найдет свою игрушку?»* (См. Музыкаль­ное сопровождение № 1).

Дети оставляют свои игрушки на стульчиках и запоми­нают, кто где сидит (стулья стоят в кругу). С началом музыки Дети встают со стульчиков и свободно двигаются по залу, не наталкиваясь друг на друга. С окончанием музыки дети быс­тро возвращаются на свое место, быстро поднимая вверх свою Игрушку. После этого каждый отвечает на вопрос, обращен­ный к ребенку: «Гдекиса?» Ответ: «Воткиса». - «Где Миша?» - «ВотМиша».


 


50


51


2. Ходьба, бег, остановки в кругу* (См. Музыкальное со­
провождение № 2а, 26).

Взрослый говорит, что надо внимательно слушать музы­ку, остановиться и поднять вверх платок тогда, когда музыка остановится. С началом музыки дети идут спокойным шагом вокруг стульчиков. Держат в руке платочек. С остановкой му­зыки каждый останавливается и поднимает вверх платочек. (Это дает возможность увидеть, кто выполнил задание вовре­мя. Взрослый делает все движения вместе с детьми.) Взрос­лый предлагает детям бежать под музыку, держа платочек над головой. С остановкой музыки тут же остановиться и спря­тать платочек за спину.

3. Ходьба, бег, остановки по звуковому сигналу* (См. Му­
зыкальное сопровождение№ 3).

Взрослый предлагает двигаться в соответствии с музыкой. Когда музыка остановится, внимательно слушать хлопки и вы­полнять движения в соответствии с договоренностью:

1 хлопок - остановиться на месте за стульчиком;

2 хлопка - спрятаться за стульчиком;

3 хлопка - сесть на стульчик.

Каждое из этих движений взрослый сопровождает двумя вопросами: «Что, Петя, делаешь?» Ответ: «Сижу на стульчике». - «Дети, что Петя делает?» - «Сидит на стульчике» и т.д.

Кот охотится за мышами»

Взрослый объясняет детям, что, пока гремит погремуш­ка, дети-«мышки» могут спокойно двигаться по дому. Как толь­ко ударит бубен, надо тут же присесть - «спрятаться», так как на охоту вышел «кот». Кто вовремя не присядет и не замрет, того «кот» поймает - т.е. ребенок выбывает из игры.

6. «Ходьба с остановками»* (См. Музыкальное сопровож­
дение № 3).

Дети заходят и становятся каждый у стула, лицом в круг. Взрослый объясняет, что под музыку надо двигаться друг за другомшагом, не обгоняя и не отставая. Когда музыка замол­чит, тут же остановиться и спрятаться за любой стульчик.

Взрослый уточняет: «Юля, куда будешь прятаться?» Ответ: «За стульчик». 52


: а. «Бег с остановками»

Задание то же, только с чередованием остановок и бега под быструю музыку. Когда музыка остановится, надо сесть на любой стульчик. Взрослый уточняет: «Артем, куда ты ся­дешь?» Ответ: «На стульчик».

6б. «Чередование ходьбы, бега и остановок»

Взрослый объясняет детям, что нужно внимательно слу­шать музыку и двигаться так, как она подсказывает. А если музыка смолкнет, тут же остановиться и слушать команду: « За стульчик спрятаться »; « На стульчик сесть ». Взрослый в процессе игры может менять порядок выполнения команд, тем самым заставляя детей внимательно слушать и понимать смысл команды.

7. «Найди свое место в кругу»- (См. Музыкальное со­
провождение № 4).

По кругу стоят стульчики по количеству детей. Дети рас­саживаются. Взрослый просит каждого посмотреть сначала в одну сторону и запомнить своего соседа, затем в другую сторо­ну и запомнить соседа с другой стороны. В задание можно вве­сти речь в форме ответов на вопросы. Например, взрослый спра­шивает каждого из детей, сидящих по кругу: « Кто сидит рядом с тобой?» Называя своих соседей с каждой из сторон, ребенок лучше запоминает свое место в кругу. С началом звучания му­зыки дети свободно двигаются по залу. С окончанием звуча­ния музыкального отрывка каждый старается как можно быс­трее и правильно занять свое место -- стульчик в круге.

8. «Найди свой домик»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 1).

Дети разбиваются на пары. Становятся лицом друг к дру­гу, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя руками «крышу» дома. Хором за взрослым проговаривают слова: «Раз, два, три - на улицу беги!» Под музыку легко бегают по залу в одном направлении. На слова взрослого: «Раз, два, не зевай, быстро домик занимай!» Дети наперегонки ищут свою пару и поднимают руки вверх. Чья пара быстрее построит «крышу» домика, та и побеждает.

53


9. «Иду в гости»

Взрослый предлагает каждому внимательно посмотреть и запомнить, к кому «он ходил в гости». Взрослый переходит от одного ребенка к другому (не более трех) и останавливается за кругом. Называет любого ребенка и просит пройти и повто­рить, к кому он «ходил в гости».

10. Игра «Сугроб, кочка, гора»

Выполнение движений по сигналу взрослого.

Дети движутся легким бегом на носках по кругу. Со сло­вами: «Сугроб, кочка, гора» - выполняют перестроения (взрослый движения не подсказывает) (2 мин.).

11. «Будь внимательным»

Взрослый говорит, что сейчас хочет покататься с деть­ми. Они должны внимательно слушать и выбирать, на чем можно кататься, а на чем нельзя. Кто ошибется, тот выбывает из игры. Взрослый говорит и доказывает, как он едет: на ма­шине, на поезде, на лошадке, на самокате (допускает ошиб­ки: на качелях, на скамейке, на диване), кто ошибается, тот садится на стульчик.

12. «Бег — остановка»

Взрослый предлагает детям «полетать», как птички, под звук бубна. На резкий удар в бубен надо тут же остановиться на одной ножке, разведя руки в стороны, как птичка.

Бег выполняется врассыпную в одном направлении.

13. Чередование бега друг за другом и врассыпную по
звуковому сигналу

Взрослый говорит, чтобы дети внимательно слушали свисток (колокольчик). На один звонок - «птенцы» разлета­ются, на два звонка - «птенцы» собираются стайкой друг за другом и бегут на носочках по залу.

14. Чередование стойки на одной ноге, прыжков и ос­
тановки по звуковому сигналу

Взрослый объясняет, что на один свисток «воробышки» за­мирают на одной лапке, крылышки - в стороны; на два свистка прыгают свободно на обеих лапках; на три свистка опускаются

54


вниз и замирают. Чередование повторов два-три раза в любой пос­ледовательности. Кто ошибается — уходит на стульчик.

15. Игра «Кто летает?»

Взрослый говорит, чтобы дети были внимательными и повторяли за ним движения тогда, когда-то, что он назовет, умеет летать.

. Пример: «Воробышек летает?» - «Летает», - дети ма­шут крыльями.

«Самолет летает?» - «Летает», -дети показывают самолет.

«Трактор летает?» - «Нет, не летает», - и прячут руки за спину. Кто ошибается - из игры выбывает.

Средняя группа

18. Большой и малый хоровод* (См. Музыкальное со-
провождение№ 5а, 5б).

Каждый ребенок находит себе пару. Под спокойную му­зыку дети гуляют по осеннему лесу. На плясовую мелодию бе­рутся за руки в паре и кружатся, затем со сменой музыкаль­ной фразы снова гуляют по лесу парами. На следующую музыкальную фразу дети образуют большой круг и водят хоро­вод под музыку все вместе. Повторить игру несколько раз. Сигна­лом к образованию большого или малого круга может быть ре­чевая инструкция или смена громко и тихо звучащей музыки.

19. Чередование движений по звуковому сигналу* (См.
Музыкальное сопровождение № 6).

Дети стоят за стульчиками, стоящими в кругу. Взрос­лый объясняет, что после того, как музыка смолкнет надо внимательно слушать хлопки.

1 хлопок - остановиться за стульчиком;

2 хлопка - сесть на стульчик;

3 хлопка - спрятаться за стульчик.

Во время задания можно чередовать музыку для ходь­бы и бега.

20. Ходьба под музыку и остановки на речевой сигнал*

(См. Музыкальное сопровождение № 7).

Дети выполняют ходьбу под музыку. Взрослый объяс-

55


няет, что останавливаться нужно только по команде СТОП, аг начинать движение по команде МАРШ. Звучит музыка. Му­зыка прерывается, а дети должны продолжать движение впе -ред. Музыка снова звучит, дети продолжают в том же темпе двигаться под музыку. По сигналу СТОП дети должны оста новиться в то время, как музыка продолжает звучать. По сиг­налу МАРШ дети продолжают движение по залу и т.д.

21. Ходьба с остановками; бег с остановками

Взрослый объясняет, что на смену музыкального отрыв­ка нужно остановиться, а начать движение с повтора первого музыкального отрывка.

Например, дети идут шагом под маршевую музыку. Со сменой музыкального отрывка (быстрой музыки для бега, прыжков или поскоков) они должны стоять на месте. Возобно вить ходьбу под музыку только на начало маршевой музыки.

То же самое с бегом под быструю музыку и остановкой на смену музыкального отрывка.

Игра «Ходили в гости»

Взрослый просит запомнить, к кому по очереди он хо­дил в гости. Задание можно усложнить движением (напри­мер, хлопком, притопом, прыжком, пружинкой), которое выполняется перед каждым, кого посещал «гость». Затем. взрослый просит показать любого из детей, к кому он ходил в гости и какое движение показывал каждому из них.

Воробьи и ласточки»

На звучание бубна - «летают воробьи» (1-я группа детей) На вибранто и удары в бубен - «воробышки» прыгают; на виб ранто - «летают» свободно по залу; на один удар в бубен - зами­рают на одной ножке. Вторая группа детей меняется местами с первой группой. На звучание погремушки - «летают ласточ­ки* (2-я группа детей). Характер звучания и выполнение дви­жений тот же, что и в упражнении с бубном.

После усвоения детьми смены движений можно перейти к чередованию звучания бубна и погремушки и смене выпол нения различных движений 1-й и 2-й групп детей.


24. Ходьба с хлопками под музыку* (См. Музыкальное

сопровождение № 8).

Вначале дети, стоя на месте, выполняют хлопки на каж­дый счет. После этого, двигаясь в колонне друг за другом, выполняют хлопки на каждый счет; только на 1-й; только на. 2-ой; желательно, чтобы дети самостоятельно считали вслух, а затем про себя на «раз-два».

25. Выполнение поочередных хлопков под музыку* (См.

Музыкальное сопровождение № 8).

Построение парами. Ходьба с хлопками на каждый счет в парах под музыку.

На первую часть музыки колонна детей, стоящих слева, идет и хлопает только на первый счет. Вторая колонна стоит на месте.

На вторую часть музыки колонна детей, стоящих спра-ва, идет и хлопает только на второй счет. Первая колонна сто­ит на месте.

На повтор первой музыкальной части дети снова идут в парах, хлопая на каждый счет.

26. Игра «Запретное движение» (описание игры см.
нас. 48).

27. Игра с воздушными шарами* (описание игры см. на
с. 48; Музыкальное сопровождение № 9).

28. «Игра с мячом в кругу»* (См. Музыкальное сопро-
вождение№ 12).

Дети стоят по кругу и перебрасывают мяч в правую сторо­ну от соседа к соседу. По сигналу «обратно» бросают мяч в об­ратную, левую, сторону. То же задание, но по сигналу «вверх» бросают мяч один раз вверх себе и дальше в том же направле­нии. То же задание, но по сигналу «вниз» бросают мяч один раз об пол себе и дальше в том же направлении. То же задание, но по сигналу «через круг» перекатывают мяч один раз через круг и продолжают бросать в прежнем направлении.


 


56


57


2. Вводные упражнения на тренировку основных видов движения; ориентацию в пространстве; координации движе­ний и регуляцию мышечного тонуса

Сюда входят задания на маршировку и бег в различных направлениях ракрепление основных видов движений, с ко­торыми дети знакомятся на физкультурных занятиях по про­грамме для младшего и среднего дошкольного возраста. Эти упражнения способствуют закреплению первоначальных на­выков ходьбы по кругу в одиночку и парами, умение соблю­дать дистанцию при движении по кругу в одном направле­нии, построения в шеренгу, колонну по одному и парами, легкий бег на носках, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Все эти задания приучают детей ориентироваться в пространстве, закреплять основные понятия: слева, справа, вперед, назад, в сторону, рядом, кругом, перед тобой, за то­бой, над головой, под ногами, друг за другом и др.; приучают детей выполнять повороты, менять направление движения по команде «Кругом!», двигаться в направлении к центру и из центра. При выполнении упражнений на регуляцию мышеч­ного тонуса дети учатся чередовать напряжение и расслабле­ние мышц, чему помогает создание ярких образов игры с во­дой; игры в кукол-неваляшек и петрушек.

Особенностями работы является следующее: большинст­во понятий у детей младшего дошкольного возраста только начинает формироваться и поэтому требуется наглядный по­каз во всем, сопровождающийся инструкцией, а также не­посредственное совместное выполнение действия взрослого с ребенком. Очень важным является введение дополнительных ярких ориентиров при движении по прямой (яркий флажок или игрушка), ограничителей в виде кубиков, стульчиков, шнуров и др., на которые дети могут обращать внимание при движении. Дети учатся двигаться по кругу, правильно опре­делять центр круга, сначала со зрительной опорой, затем без нее. С самого начала, вводные упражнения должны дать уста­новку на различный темп движения и речи и направлять вни­мание детей на руководящую роль музыки. Нет надобности

58


объяснять им особенности темпа, характера и построения музыкального отрывка, но следует обучать детей согласовы-вать.характер движения с музыкой и изменять его с изменени­ем характера музыкального отрывка.

Младшая группа

1. «Ходьба за вожатым» (любая маршевая музыка)

Взрослый берет в руки флажок и просит детей идти за ним свободно, не наталкиваясь друг на друга, по залу.

2. «Идем на прогулку»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 5 а).

Взрослый берет в руки флажок и предлагает детям встать парами и погулять за ним по залу свободно, не наталкиваясь друг на друга.

3. «Ходьба паровозиком»* (См. Музыкальное сопровож­
дение № 26).

Взрослый объясняет, что «поезд» отправляется от стан­ции и все пассажиры-дети должны занять свои места в « вагон­чиках» . Показывает детям, как нужно встать друг за другом и положить руки на плечи. Обращает внимание, что «вагон­чики» не теряются и руки должны все время лежать на пле­чах у соседа.

Ходьба паровозиком и парами друг за другом»

Задание выполняется, как два предыдущих, но при ходь­бе парами дети должны идти друг за другом, как по дорожке.

При выполнении всех этих заданий обратить внимание детей на то, чтобы они не наталкивались друг на друга и смот­рели на соседа, идущего впереди себя.

5. «Ходьба на носках и на пятках»* (См. Музыкальное
сопровождение № 10).

Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку — движения на носках; на громкую — дви­жения на пятках. Игра сопровождается пением:

« Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу».

59


Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном на правлении.

«Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук, Раздается пяток стук. Мои пяточки идут, Прямо к мамочке ведут».

С последними словами дети сходятся у стула, где спи «мама». Мама просыпается и шутливо догоняет детей.

6. «На параде»* (См. Музыкальное сопровождение № 11)
Взрослый вызывает двоих детей и читает такие стихи:

«На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри, не упади!»

В это время дети выполняют стойку на одной ноге по;: счет до трех. Затем ногу поменять. Взрослый хвалит детей г предлагает им посоревноваться дальше, кто лучше из ни:: промарширует к своему стульчику за флажком? На расстоя­нии 8 шагов от детей стоят стульчики. На каждый из них взрослый кладет флажки разного цвета и сопровождает свои действия словами: «Паша, твой флажок синий. Какой у тебя флажок?» (Ребенок должен ответить). «Илюша, твой флажок красный. Какой у тебя флажок? » Под маршевую музыку дети идут каждый к своему флажку. С окончанием музыкальной фразы берут флажок со стула и машут над головой. Возврата ются на свои места бегом под быструю музыку.

7. «Падает снег» * (См. Музыкальное сопровождение № 72)
Со словами:

«Падай, падай снег, снег. (Движение сверху вниз перед собой одной рукой.)

Радуй, радуй всех, всех». (Движение сверху вниз перед собой другой рукой, следить глазами за движениями рук сверху вниз.)

Упражнение выполняется в медленном темпе, с теми же словами, но руки движутся через стороны сверху вниз в быст-

60


ром темпе. После этого движения выполняются под музыку ла четыре счета.

8. «Котенок»

Подпрыгивание на месте на двух ногах. Каждый из де­тей старается подпрыгнуть и ударить по бубну, который дер-ясит взрослый у ребенка над головой.

9. «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко на носочках бе->кит мышка, а за нею на носочках тихо крадется кошка. Дви­жения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые уда­ры - бег на носках. На редкие удары - ходьба на носках, подражая шагу кошки.

10. «Водим хоровод»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 13, 55).

Взрослый образует вместе с детьми круг» взявшись за руки. Движение в хороводе по кругу под музыку «Как у на­ших у ворот». С окончанием музыкальной фразы взрослый произносит: «Идем в другую сторону» и меняет направление движения хоровода несколько раз. Следить, чтобы дети дви­гались по кругу чуть боком, плечом вперед.

11. «Ходьба по кругу со сменой направления»- (См. Му­
зыкальное сопровождение № 7).

Дети движутся по залу за ведущим, который держит фла­жок над головой. На остановку мелодии ведущий подает ко­манду «Кругом», все дети идут за тем ребенком, что стоял последним. У того, кто стоял последним, в руке флажок. Он поднимает его вверх, и под музыку дети движутся в обратном направлении.

12. «Ходьба — прыжок — остановка»* (См. Музыкаль­
ное сопрождение№ 14).

Взрослый объясняет и показывает. На два удара бубна выполнить два шага вперед. На счет «три» подпрыгнуть на месте, на счет «четыре» остановиться. Дети выполняют дви­жения за взрослым, внимательно слушая счет. Движение Можно выполнять по залу и по кругу.

61


Задание можно усложнить, выполняя те же движения под музыку.

13. «Бег — остановка»

Взрослый предлагает детям «полетать», как птички, по,; звук бубна. На резкий удар в бубен надо тут же остановиться на одной ножке, руки в стороны, как птичка.

Бег выполняется врассыпную в одном направлении.

14. «Игра с водой»* (См. Музыкальное сопровожде
ние№ 15).

Взрослый предлагает детям послушать музыку. Объяс няет, что музыка легкая, плавная, и показывает детям, как можно под эту музыку поиграть с водой. Все движения плав­ные. Следить, чтобы движения выполнялись ритмично. Взрос­лый может выполнять движения, направляя руки ребенка г-нужном темпе, следя за музыкой.

15. «Зайки скачут»* (См. Музыкальное сопровожде
ние № 16).

Взрослый читает стихи:

«Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

«Я не бегал, а скакал».

Эту фразу произносит тот ребенок, рядом с которым ос тановится взрослый. Каждый ребенок по очереди выполняет прыжки через гимнастические палки, положенные «лесен кой», под музыку или звук бубна. Обратить внимание детей, что прыгать надо под музыку.

16. Чередование ходьбы и бега под музыку* (См. Музы
кальное сопровождение № 17а, 176).

Дети движутся по залу за взрослым. Чередование музы­кальных отрывков 2-3 раза. После остановки детям предлага­ется отхлопать четвертями на музыку «Марта» и восьмыми на музыку «Дедушкины часы». Взрослый спрашивает, одинако­во или по-разному хлопали первый и второй раз? Спрашивает, когда хлопали медленно, а когда хлопали быстро. Важно, чтобы дети были знакомы с понятиями «одинаково», «по-разному».

62


17. Чередование прыжков на месте и бега на носках*

(См. Музыкальное сопровождение № 18).

На первую часть музыкального произведения дети вы­полняют прыжки на месте вокруг себя: четыре прыжка — в одну сторону, четыре прыжка - в обратную. На вторую часть легко бегут на носочках, изображая воробышков, на конец музыкального отрывка останавливаются. Повторяется первая часть музыкального произведения, и так далее 2-3 раза.

18. Ходьба с высоким подниманием колен под музыку*
(См. Музыкальное сопровождение № 19).

Можно выполнить вначале на месте; затем продвигаясь вперед под музыку. Руки расставлены, как крылья. Следить за высоким подниманием колен, носок оттянуть вниз, голову держать прямо, смотреть перед собой. Попеременный шаг каждой ногой на каждый счет.

19. Чередование ходьбы на носках, в полуприседе и
обычной ходьбы* (См. Музыкальное сопровождение № 11).

Под тихую музыку дети движутся на носках, на обыч­ную громкость движутся свободным шагом, под громкую музыку движутся в полуприседе Друг за другом по залу. Следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга, дер­жали осанку.

20. Маршировка по кругу* (См. Музыкальное сопровож­
дение № 20).

Дети движутся друг за другом в колонне по одному. На 8 тактов — ходьба по залу, на 8 тактов — прыжки вокруг себя, затем снова маршировка и т.д.

21. Чередование напряжения и расслабления мышц
рук под музыку на 4 счета* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 21).

На счет от 1-го до 4-х поднимать прямые, напряженные руки вверх через стороны; затем опускать через стороны вниз на 4 счета: правая рука - уронить к плечу, левая рука - уро­нить к плечу; правая рука - уронить вниз, левая рука - уро­нить вниз. Повторить 2-3 раза под музыку.

63


к занятиям по логопедической ритмике

22. Упражнение на чередование напряжения и расслаб­
ление в парах* (См. Музыкальное сопровождение № 22).

Встать лицом друг к другу, держась за обе руки. Четыре раза подняться на носках и опуститься. Два раза присесть. Движения повторяются.

23. Поскоки под музыку* (См. Музыкальное сопровож­
дение № 23).

Дети стоят в кругу. Исполняют песенку «Скачут по до­рожке желтые сапожки». На последней строчке: «Это не са­пожки (взрослый называет по очереди имя любого из детей в кругу) - Ирочкины ножки». Ребенок выходит в круг и вместе со взрослым выполняет поскоки под музыку. Остальные дети хлопают. Песенка повторяется, и игра продолжается дальше.

Средняя группа

24. «Волшебный лес»* (описание игры см. на с. 33).
Упражнения для мышц плечевого пояса, мимических и ар­
тикуляционных мышц лица (См. Музыкальное сопровож­
дение № 24).

25. Укрепление мышц шеи и плечевого пояса, а также
мимических мышц лица*

1. (См. Музыкальное сопровождение № 25). Посмотреть
за спину с одной стороны, с другой стороны (1-4 такты).

Наклоны головы в сторону к одному плечу, к другому плечу (5-8 такты).

Чередование подъема плеч к голове и возвращения в и.п., затем «встряхивания» плечами.

Повтор движений (9-16 такты).

2. (См. Музыкальное сопровождением' 26). Движение
глазными яблоками: 1-3 такт - вверх-вниз, 3-6 такт - влево
вправо, 6-9 такт - по диагонали; 9-12 такт - повторить дви­
жения вверх-вниз. Выполнять под музыку на 4 счета.

3. (См. Музыкальное сопровождением 27). «Рисова­
ние» глазами различных фигур в воздухе: круга, овала,
восьмерки, цветочка с 3-мя лепестками и др. Выполнять уп­
ражнения под музыку на три счета.

64


26. Упражнения на зрительно-моторную координа­цию* (См. Музыкальное сопровождение №27).

Взрослый показывает детям движения с султанчиками,

сопровождая речью:

«На полянку, на лужок Тихо падает снежок. Белые снежинки, Легкие пушинки.

(Поочередное движение рук сверху вниз. Следить гла­зами за движениями рук сверху вниз.)

Но подул вдруг ветерок,

(Движение рук влево-вправо перед собой. Следить гла­зами за движениями рук.)

Закружился наш снежок. Кружатся снежинки, Легкие пушинки.

(Сделать два поворота вокруг себя и плавно присесть на одно колено. Руки опускаются вниз вдоль тела.) Выполнить те же движения под музыку.

27. Обычная ходьба, на носках и в полуприседе* (См.
Музыкальное сопровождением 7).

Маршевая музыка исполняется в высоком, среднем и

низком регистре.

Дети движутся на носках при звучании музыки в высо­ком регистре, обычным шагом при звучании в среднем регист­ре, и в полуприседе при звучании в низком регистре.

Эти движения могут соответствовать сказочным образам.

28. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед* (См.
Музыкальное сопровождение № 28).

Взрослый читает считалку: «Мы по лесенке бежали И ступенечки считали: Раз, два, три, четыре, Умножаем на четыре, Делим, делим на четыре -Получается четыре

 ».

65

5-593


Тот, кто выходит первым, под музыку выполняет прыж­ки на двух ногах через гимнастические палки. Важно согла­совывать прыжки с музыкой.

29. Музыкальный канон в парах* (См. Музыкальное со­
провождение № 22).

Дети стоят лицом друг к другу. На первые четыре счета выполняют движения: 1-й ребенок поднимается на носочки, 2-й ребенок приседает; затем на следующие четыре счета дети меняются движениями. Выполнить несколько раз под музыку.

30. «Чарот»*(См. Музыкальное сопровождение № 29).

Дети сидят по кругу. У каждого в руке небольшой мяч. Дер­жа мяч двумя руками, поднимают его высоко над головой (2 так­та) и опускают вниз (2 такта). Это движение повторяется два раза. Затем быстро перекладывают мяч из одной руки в другую то впереди, то за спиной, обводя мяч вокруг корпуса (8 тактов).

3. Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма

При выполнении этих упражнений необходимо при­влечь внимание детей к эмоциональному содержанию музы­ки и ее построению. Воспитывать у детей умение передавать в движениях некоторые элементы музыкальной выразитель­ности, такие, как фразировка, темп, динамика, тем самым давая возможность разнообразить характер движений, не ли­шая способности воспринимать услышанную музыку как нечто цельное, законченное.

Особенностями работы является активное слушание му­зыки с целью определения характера звучания музыкально­го отрывка. После этого взрослый показывает движения под музыку от начала до конца. Затем, совместно с детьми, под музыку разучивают элементы танцевальных движений по­этапно, например, сначала движение «каблучок», затем «пру­жинка» . После этого дети учатся чередовать разученные эле­менты в соответствии с характером звучания музыки или инструкцией. То же с чередованием хлопков и «пружинок», с бросанием и передаванием мяча по кругу. 66


Младшая группа

1. «Игрушки устали»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 30) (описание игры см. на с. 33). Важно, чтобы взрос­
лый помог ребенку выполнять ритмичные движения пока­
чивания игрушки в такт музыке (взять руки ребенка в свои и
выполнять совместные движения покачивания).

2. «Ладушки»* (См. Музыкальное сопровождение № 21).

Дети становятся парами лицом друг к другу. Под мело­дию русской народной песни выполняют хлопки. На «раз» -хлопок перед собой, на «два» - руки на пояс.

Задание можно усложнить, выполняя хлопки в парах: На «раз» -хлопок перед собой, на «два» -хлопок в паре и т.д. Взрос­лый помогает тем, что берет руки ребенка в свои и выполняет совместные хлопки под музыку. Выделяет голосом сильную долю в музыке, на которую приходится хлопок перед собой.

3. Игра с платочком в кругу* (См. Музыкальное сопро­
вождение № 31).

Взрослый предлагает поиграть с одним платочком. Со сло­вами: «Бери, маши» — ребенок берет платочек и машет им над головой под короткий музыкальный отрывок. Затем этот ребе­нок сам повторяет фразу: «Бери, маши» и передает платочек следующему ребенку, стоящему по кругу, и т.д. Важно, чтобы движения платком выполнялись ритмично. Следить, чтобы рука была выпрямлена и двигалась над головой. Задание можно услож­нить, прибавив к движениям с платком притопы одной ногой.

4. «На параде»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 32).

Взрослый показывает, как ходит солдат на параде; по­казывает, что каждый шаг нужно делать вместе с ударом буб­на. Предложить нормальный и быстрый темп движения. Вы­полнять движения под бубен, а потом под фортепиано вместе с ребенком, идя рядом с ним.

2-3 ребенка стоят спиной каждый у своего стульчика. По команде или сигналу движутся вперед каждый к своему, впе­реди стоящему стульчику, на котором лежит флажок. С оконча­нием движения ребенок поднимает флажок вверх над головой.

67


Практический материал к занятиям по логопедической ритмике


Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма


 


5. «Игра с бубном»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние №33).

Дети стоят в кругу. В руках у взрослого бубен. Под музы­ку «Игра в жмурки» взрослый выполняет три удара в бубен и передает бубен ребенку, стоящему в кругу. Ребенок выполня­ет три удара в бубен и возвращает бубен взрослому. На следую­щий музыкальный отрывок взрослый снова выполняет три удара в бубен и передает его следующему ребенку, стоящему в кругу. Игра продолжается до конца мелодии. Тот ребенок, на ком закончится мелодия, выходит в круг и становится со взрос­лым. Теперь взрослый будет помогать малышу выполнять роль ведущего в игре. Когда из круга выйдет второй ребенок, пер­вый встанет на его место. Игра повторяется несколько раз.

Эта же игра может выполняться со словами «постучи - пере­дай» , и бубен дети передают самостоятельно по кругу друг другу.

6. «Петушок» * (См. Музыкальное сопровождение № 19).
Можно выполнить вначале на месте, затем продвигаясь

вперед под музыку. Руки расставлены, как крылья. Следить за высоким подниманием колен, голову держать прямо, смот­реть перед собой.

7. «Кукушка танцует»* (См. Музыкальное сопровож­
дение № 34) (описание игры см. на с. 39).

8. «Музыкальные кубики»* (См. Музыкальное сопро­
вождение № 31).

На столе лежат по одной линии 4 кубика. Перед ними сто­ит коробка. Взрослый приглашает ребенка к столу и показывает, как под музыку собрать 4 кубика в коробку. 1-4 такт - правой рукой сложить кубики в коробку, 5-8 такт - левой рукой вы­нуть их из коробки, 8-12 - правой рукой снова сложить. Важно выполнять движения ритмично. После этого можно провести игру как соревнование между 2~мя детьми за 2-мя столами.

9. Ходьба с хлопками по залу под счет на 2—4 под музы­
ку*
(См. Музыкальное сопровождение № 35).

Под музыку дети движутся по залу, вслух считают на « раз-два». Это же задание выполняется детьми, но уже с хлоп­ками на каждый счет. Задание усложняется: хлопок выпол­няется только на счет «раз»; только на счет «два».

68


10. Игра «Катание мячей в парах»- (См. Музыкальное

сопровождение № 7).

Дети на некотором расстоянии садятся на пол лицом друг к другу- У одного из них мяч. По команде «Кати!» толкает мяч вперед по направлению к партнеру. По команде «Держи!» вто­рой ловит мяч и держит его в руках перед собой. Игра продол­жается. Все движения выполняются под музыку на два счета.

Средняя группа

11. Чередование ходьбы и остановок с хлопками под

музыку* (См. Музыкальное сопровождение № 7).

На восемь счетов дети движутся под маршевую музыку по залу. На следующие восемь счетов дети стоят и отхлопыва­ют в такт музыки восемь раз. Движение возобновляется и т.д. до конца музыкальной фразы.

12- Бег с хлопками* (См. Музыкальное сопровождение № 176) (описание игры см. на с. 42).


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!