История села Большая Качка (Олы Качык)



История деревни Айталан

Деревня в Елабужском районе, в 4 км от р. Вятка, 34 км к западу от г. Елабуга.
На 2000 г. — 13 жителей (татары).
Основана во 2-й половине 17 в. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, извозом, работали подёнщиками в соседних селениях.
До 1920 г. деревня входила в Черкасовскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. — Челнинского кантонов ТАССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 19.02.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. — 100, в 1887 г. — 310, в 1920 г. — 331, в 1926 г. — 354, в 1938 г. — 321, в 1949 г. — 261, в 1958 г. — 142, в 1970 г. — 120, в 1979 г. — 69, в 1989 г. — 18 чел.

История села Альметьево

Альметьевское сельское поселение расположено на границе Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Центром муниципального образования является с. Альметьево, которое расположено в 45 км. от г. Елабуга. Сообщение с районным центром автобусное.
Село основано в 17 веке. До 1920 года село входило в Черкасовскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 года находилось в составе Мамадышского, с 1921 года в составе Елабужского, с 1927 года в составе Челнинского кантонов ТАССР. В 1930 году село перешло в Елабужский район. С 19.02.1944 года по 18.06.1944 года входило в состав Костенеевского, с 18.06 1944 года по 19.11 1954 года относилось Мортовскому району. С 19.11.1954 года снова перешло в состав Елабужского района.
Альметьевское сельское поселение в своей структуре содержит: село Альметьево, деревню Ядыгар и Куюк. Территория поселения охватывает 364 кв.км. В поселении 149 хозяйств численностью населения 409 человек.
Через территорию Альметьевского сельского поселения протекает река Юрашка,в которую вливаются многочисленные студеные ключи. На территории поселения имеется одна начальная школа, в которой получают образование 9 учеников, детский сад, библиотека, 2 клуба. В школе работают 2 высокопрофессиональных педагога, в детском саду воспитываются 6 детей.
Для медицинского обслуживания населения имеются 2 ФАПа, в которых работают медицинские работники высшей категории, 2 магазина. Для развития сельского хозяйства имеются все условия.
Село Альметьево полностью газифицировано, имеется центральный водопровод, внутри населенных пунктов дороги с твердым покрытием.
Самое главное богатство - это наши люди, умеющие трудиться. Они занимаются садоводством, пчеловодством, животноводством, птицеводством.

Когда и кем было основано село Альметьево?
Р. Амирханов

Долгие годы после присоединения к Московскому государству территория современного Юго-Востока Татарстана оставалась практически неосвоенной. До 1630-х гг. история края была связана с Ногайской Ордой. После ухода ногайских татар под давлением калмыков в причерноморские степи, эти земли окончательно опустели. Владевшие угодьями в бассейнах Ика, Кинели, Сока и других рек служилые татары и тарханы, "ясачные чуваши" и бобыли в связи с постоянной угрозой калмыцких набегов, пользовались своими вотчинами лишь "наездами". Населенных пунктов южнее территории современного Сармановского района практически не было. Интенсивное заселение края начинается лишь в первой трети XVIII века.
Одним из населенных пунктов, возникших в этот период, являлась д. Альметьево. Точных данных о времени ее основания не сохранилось. Однако ряд косвенных свидетельств позволяет предположить, что это событие произошло на рубеже второго-третьего десятилетий XVIII века. В 1840 г., во время проводившегося в регионе опроса альметьевцы сообщили властям о том, что их селение было основано 121 год тому назад, т.е. примерно в 1719 году. Материалы периода второй ревизии (1747 г.) зафиксировали наличие в д. Альмет-Муллино (второе название д. Альметьево в XVIII в. — Р.А.) 23 хозяйств и 85 душ мужского пола. Для того времени это было достаточно крупное селение. Его формирование пришлось на годы, когда власти всячески пресекали бегство татар в приграничные области Российского государства. Реально, чтобы достичь такого размера, населенному пункту требовались десятилетия. Поэтому есть основания считать, что д. Альметьево была основана задолго до проведения второй ревизии. Возможно, во времена первой ревизии (1719 — 1724 гг.). Уточнение этой даты тесно связано с проблемой установления личности основателя деревни.
Первое упоминание д. Альметьево в письменных источниках содержится в документах, относящихся к начальному периоду восстания 1735-1740 годов. Среди них сохранилось письмо муллы Альмета полковнику И.Н. Татищеву, в котором сообщалось "о съездах и намерениях" восставших и обих опасности для населения Надыровской волости. Письмо датировано 24 июня 1735 г. и кончается словами: "Это письмо писал я, Альмет-мулла, з Заю с Алметевой деревни". Последняя фраза, при скудности других источников, является ключевым звеном в наших последующих логическихпостроениях.
Имя муллы Альмета встречается еще в двух документах, относящихся к 1730-м годам. Первый из них, датируемый 9 июля 1734 г., связан со столкновениями жителей Юрминской волости с отрядом Тобольского драгунского полка. В этом документе упоминается мулла Альмет из-за р. Зай. Во втором документе рассказывается о событиях начала лета 1735 г., когда в д. Бигашево состоялся совет участников восстания. Среди присутствовавших там были Акай Кусюмов, Кильмяк абыз, Мрат-Султан и другие известные предводители восставших. В совете также участвовали представители от дд. Урсала, Урсалабаш, Бигашево, Альметьево, Мактама-Тамак и Мактама-Баш, среди которых упоминается Альмет мулла Каратаметев из д. Альметьево.
До недавних пор в среде историков и краеведов превалировало мнение, что д. Альметьево на р. Зай основано Альмухаметом, выходцем из д. Альметьево Байлярской волости (ныне с. Альметьево Сармановского района). При этом обычно ссылались на текст шеджере Бикчуры-хана, записанного Ризой Фахретдиновым. В указанном шеджере действительно присутствует Альмухаммет из д. Альметьево, родословное древо которого имеет такой вид: Бикчура — Габдулла Илаз — Симан — Якуп — Янбулат — Бикмет (Бикмухаммет) — Каратуймет (Туймухаммет) — Альмухаммет. У Альмухаммета были три сына: Рахматулла, Габдерахим и Рахманкул (Рамай). На этом линия Альмухаммета заканчивается.
В текстовой части шеджере отмечено, что Альмухаммет, выходец из Байлярской волости, был основателем двух деревень: Старое Альмет-Муллино (в Байлярской волости вблизи р. Мензеля) и Базарлы Альмет-Муллино — на р. Зай. Также отмечается, что Альмухаммет в д. Альмет-Муллино на р. Зай "пребывал недолго". Один из его сыновей — Рахматулла проживал в д. Альмет-Муллино, другой, Габдерахим — в д. Тайсуганово. В том же Тайсуганове, видимо, жил и Рахманкул (Рамай), который, по нашему мнению, имеет прямое отношение к известному татарскому роду промышленников Рамеевых, выходцев из д. Тайсуганово, перешедших в XVIII в. на жительство в Стерлитамакский уезд, а позднее в Оренбург.
Шеджере — источник, безусловно, важный, однако нуждающийся в сопоставлении с данными других источников. Такую возможность дают материалы 7-ой ревизии (1816 г.). По их данным, в д. Альметьево среди "башкирского" населения значился Рахматулла Альмухамметов, которому ко времени 6-ой ревизии 1811 г. было 77 лет (родился около 1734 г., умер в 1813 г.). На момент рождения Рахматуллы его отцу Альмухаммету могло быть и 20, и 30, и 40, и 50, и 60, и т.д. лет. То есть, существует достаточно большая вероятность того, что в начале 1720-х гг, он был уже зрелым человеком, способным основать населенный пункт или даже два. Так или иначе, Альмухамет Каратуйметов из шеджере Бикчуры-хана и Алъмет-мулла Каратаметев, присутствоваший на совете восставших в д. Бигашево летом 1735 г., это, несомненно, одно и то же лицо, связанное с д. Альметьево на р. Зай.
Существует и иная точка зрения об основателе д. Альметьево. В Альметьевском регионе более или менее полная перепись населения была впервые осуществлена во время второй ревизии (1746 — 1747 гг.). При этом "башкирское" население переписи не подлежало. Согласно переписным документам второй (1746 г.) и третьей (1762 г.) ревизий, в д. Альметьево значился единственный человек по имени Альмет, сын Сеита. В 1746 г. ему было 49 лет, т.е. он родился примерно в 1697 году. На момент проведения третьей ревизии ему было 65 лет. У Альмета Сеитова было шесть сыновей: Юсуп (1722 — 1761 гг.), Халил (1731 - 1748 гг.), Масгуд (1733 p.p.), Иштан (1735 г.р.), Арсланбек (1744 - 1795 гг.) и Гаделша (1758 - 1795 гг.). В 1764 г. имя Альмет Сеитов зафиксировано в перечне владельцев мельниц края. В данном случае его фамилия передана как Сагитов.
Таким образом, существуют два исторических лица, претендующих на то, чтобы называться основателем д. Альметьево. При этом основным аргументом против кандидатуры выходца из Байлярской волости Альмета Каратуйметова (Туймухаметова) является его "башкирское" происхождение. Дело в том, что Надыровская волость, куда входила и д. Альметьево не являлась башкирской родоплеменной единицей. В исторических источниках она упоминается как волость "Надыревой служилых татар". То есть, "башкирское" население в Надыровской волости могло быть только пришлым. Во время Генерального межевания, проходившего в Восточном Закамье в конце XVIII — начале XIX вв., у жителей части селений региона были собраны сведения о времени их поселения в Надыровской волости. При этом, тептяри и ямские татары признавались за "старинных жителей" волости. "Башкирское" же население во всех выявленных случаях указывало на поселение в волости с разрешения старшины Надыра Уразметова (он получил этот чин около 1736 г. Р.А.) или татар. Например, в д. Каратаево "башкиры" поселились около 1750 г., в д. Юлтимирово — около 1765 г., в д. Надырово (Сугушлы) — около 1790 года. "Башкирское" население деревень Шугурово и Абдрахманово время своего переселения "не помнили". Это касается и башкир-байлярцев д. Тайсуганово, в том числе и потомков Альмухамета, живших в этом селении и переселившихся "из д. Альметьево Мензелинского уезда по допуску старшины Надыра Уразметова с давних лет". Учитывая то, что окончательное переселение Надыра Уразметова на "жалованную" ему землю на берегах р. Зай произошло лишь в 1729 г., переселение байлярских "башкир" в Надыровскую относится к более позднему времени.
Байлярцы не упоминаются и среди первопоселенцев д. Альметьево, среди которых были выходцы из дд. Мешатамак и Селенгушево Ногайской дороги Казанского уезда, Ташкичу и Тазларово Алацкой дороги того же уезда, Нурлатово Симбирского уезда, Канадеево Пензенского уезда, Азимове и Шлянкино Свияжского уезда.
Аргументы в пользу "первенства" Альмета Сеитова представляются нам более весомыми. Само по себе обращение муллы Альмета к командованию Шешминского ландмилицкого полка, датируемое 1735 г., указывает на то, что уже в этот период он принадлежал к правящей верхушке Надыровской волости и состоял в добрых отношениях с Надыром Уразметовым. Более того, есть основания считать, что в последующем эти две семьи породнились. По данным ревизских сказок, у младшего сына основателя Надыровской волости Надыра Уразметова — Ягофара (1759 г.р.) первой женой была Гулямша (Голейша) Альметова (1762 г.р.) из д. Альметьево. Как уже отмечалось, у Альмета Сеитова было шестеро сыновей, младший из которых — Гадельша, родился в 1758 г. Таким образом, вполне вероятно, что и Гулямша была дочерью Альмета Сеитова, поскольку в 1764 г. он был еще жив.
В условиях, когда брачные союзы, как правило, заключались между семьями примерно равными по занимаемому в обществе положению, этот брак говорит об авторитете и общественном статусе Альмета Сеитова (Сагитова) и его потомков. О его материальном благосостоянии свидетельствует то, что он являлся владельцем мельницы на р. Урсала.
Таким образом, совокупность вышеперечисленных фактов позволяет утверждать, что д. Альметьево (Альмет-Муллино) на р. Зай была основана 23-х летним татарином, тептярем по сословию, муллой Альметом Сеитовым около 1720 г.
***
Альметьево (Илмэт) - село в Елабужском районе, на р. Юрашка, в 33 км к северу-западу от г. Елабуга.
На 2000 г. — 385 жителей (татары).
Полеводство, молочное скотоводство, овцеводство.
Начальная школа, дом культуры, библиотека.
Основана в 17 в. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кирпичным промыслом. По сведениям 1859 г., в Альметьево была мечеть.
До 1920 г. село входило в Черкасовскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского, с 1921 г. — Елабужского, с 1928 г. — Челнинского кантонов ТАССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 19.02.1944 г. в Костенеевском, с 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. — 409, в 1887 г. — 829, в 1920 г. — 1098, в 1926 г. — 1028, в 1938 г. — 873, в 1949 г. — 572, в 1958 г. — 608, в 1970 г. — 637, в 1979 г. — 450, в 1989 г. — 366 чел.

 

История села Атиаз

Cело в Елабужском районе, на левом притоке р. Умяк, в 43 км к северу-западу от г. Елабуга.
На 2000 г. число постоянных жителей менее 10 чел. (татары).
Основано в 17 в. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, работали подёнщиками в окрестных селениях. По сведениям 1859 г., в селе Атиаз была мельница.
До 1920 г. село входило в Черкасовскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Вятской автономной области. С 1921 г. в Елабужском, с 1928 г. - Челнинском кантонах ТАССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 19.02.1944 г. в Костенеевском, с 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 254, в 1887 г. - 443, в 1920 г. - 674, в 1926 г. - 725, в 1938 г. - 556, в 1949 г. - 397, в 1958 г. - 291, в 1970 г. - 205, в 1979 г. - 92, в 1989 г. - 12 чел.

 

История села Бессониха

Cело в Елабужском районе, в 2 км от р. Вятка, 43 км к западу от г. Елабуга.
На 2000 г. — 18 жителей (русские).
Основано в 18 в. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. В начале 20 в. земельный надел сельской общины составлял 287,3 дес.
До 1920 г. село входило в состав Красногорской волости Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона ТАССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 10.02.1935 г. в Мамадышском, с 19.07.1958 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. — 117, в 1897 г. — 186, в 1908 г. — 259, в 1920 г. — 226, в 1926 г. — 249, в 1938 г. — 222, в 1949 г. — 182, в 1958 г. — 144, в 1970 г. — 81, в 1979 г. — 35, в 1989 г. — 25 чел.

 

История села Бехтерево

Cело в Елабужском районе, на р. Каринка, в 9 км к северу от г. Елабуга.
На 2000 г. — 700 жителей (русские).
Полеводство, мясо-молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано в 18 в., до 27.05.1929 г. — с. Сарали. В дореволюционных источниках известна также как с. Введеньевское. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, валяльно-войлочным промыслом, извозом. В 1800-10 гг. в Бехтерево была построена Петропавловская церковь (памятник архитектуры). Храм построен на средства владельца Каринского медеплавильного завода купца Семена Красильникова, проживавшего в селе Сарали. В конце 19 в. земельный надел сельской общины составлял 5648,6 дес.
До 1920 г. село входило в Трёхсвятскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. В 1920-21 гг. находилось в составе Вотской автономной области. С 1921 г. в Елабужском, с 1928 г. в Челнинском кантонах Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском районе.
Число жителей: в 1887 г. — 1303, в 1926 г. — 1288, в 1958 г. — 452, в 1970 г. — 484, в 1979 г. — 524, в 1989 г. — 497 чел.
Бехтерево — родина выдающегося русского невролога и психиатра В.М. Бехтерева.
* * *
Первое упоминание о селе Сарали приходится на начало XVI в. Название Сарали (Сарайлы) относится к тюркскому пласту и связан с личным именем основателя. Тогда это село ничем не отличалось от других сел и деревень царской России.
Какое-то оживление в с. Сарали произошло в период царствования Петра I, когда во время войны со шведами в 1710 г. в Сарали прибыли пленные шведы, среди которых оказались горные мастеровые. Они и заметили в местных камнях яркие красно-зеленые прожилки. Шведы организовали опытную разработку руды и провели пробную выплавку. Все это прошло успешно, появились рудники и горны, началась выплавка меди. Но война со шведами окончилась, пленные шведы отбыли на родину. Местных мастеров не было, рудники остались без присмотра и прекратили свое существование.
Об этом узнал тульский купец Семен Тихонович Красильников. Он приехал на место, взял пробы камней, послал на эспертизу.
Красильников оформил почти даровую аренду развалин заводов, рабочей силы в округе было с избытком. Вскоре саралинские крестьяне были законом приписаны к заводу. На речке Каринка заработал медеплавильный завод. Хотя руда была бедная, но при дешевизне местной рабочей силы купец Красильников преуспевал. Он построил дом, наладил сад, очистил и расширил пруд, населил его рыбами.
В 1769 г. в Сарали приехал капитан Рычков. Он был поражен увиденным. При знакомстве Красильников поднес капитану в подарок слитки черной меди, рассказал всю историю шведского пребывания в Саралях. Николай Рычков написал об увиденном и услышанном в своих «Дневниковых и журнальных записках о путешествиях по разным провинциям Российского государства» (СПб., 1772, с.53-54).
В 1809 г. Красильников умер и завод временно прекращает работу. Вскоре появился новый заводчик - Лебедев. В то же время на Урале выросли крупные медеплавильные заводы, которые давали более дешевую медь. Конкурировать с ними стало не под силу. И в 1880 г. завод со всем оборудованием и лучшими мастерами переселяется в Елабугу. Хозяином стал Д.А. Шишкин.
Во время крестьянской войны Емельян Пугачев по пути из Ижевска в Елабугу провел ночь в селе Сарали.
В период коллективизации в феврале 1929 г. колхозы «Бедняк», «1 Мая» и «Смычка» объединились в один колхоз «Вторая пятилетка».
В 1956 году село и колхоз переименовали в честь прославленного земляка, мирового ученого В.М. Бехтерева.
В предвоенные годы жизнь в селе стала понемногу налаживаться, повысилась урожайность.
Но началась Великая Отечественная Война. Более 30 человек ушли на фронт, была мобилизована и часть техники.
После войны медленно, трудно, но уверенно становилось хозяйство на ноги. В 1952 г. в селе появилось электричество, а через год - радио.
В 1956 году хозяйство принял Александр Павлович Гусев и руководил до 1991 года.
В настоящее время колхоз имени Бехтерева является подсобным хозяйством ОАО «Елабужское хлебоприемное предприятие». Основное направление - мясомолочное, растениеводство.
Яковлева Нина Сергеевна, основатель школьного музея В.М. Бехтерева в селе Бехтерево, а в прошлом сотрудник Елабужского музея–заповедника.
«История села Бехтерево» (Новая Кама, 1995 г., 29 августа).
* * *
Петропавловский храм в селе Сарали
Село Сарали Елабужского уезда бывшей Вятской губернии известно миру как родина ученого с мировым именем, психиатра-невропатолога Владимира Михайловича Бехтерева. Именно в связи с этим фактором село Сарали в 1954 г. решением исполкома Елабужского райсовета депутатов было переименовано в село Бехтерево. На родине Владимира Михайловича ученому нет памятника (он установлен в Елабуге). В июне 2007 года в честь 150-летия великого ученого в селе открыт сквер в том месте, где раньше стоял дом, где он родился.
На этом фоне лучшим памятником Бехтереву является Петропавловская церковь, в которой 23 января 1857 г. священник Алексей Мышкин с дьяконом и пономарем Василием Кудрявцевым крестили будущее ученое светило.
В начале 1700 г. Сарали именовали иначе - Введенское, по главному престолу церкви, которая была освящена в честь Введения Пресвятой Богородицы.
14 июня 1791 г. была дана храмозданная грамота за № 1035 на построение вместо обветшавшей деревянной церкви новой Введенской церкви. Но со строительством деревянного храма решили не спешить: строить - так на века, из камня. 12 июня 1800 г. была дана храмозданная грамота на построение вместо деревянной Введенской церкви новой каменной на три престола (в 1801 г. разрешено было деревянную Введенскую церковь разобрать).
Так в 1800 г. по благословению Амвросия, епископа Вятского и Слободского, на средства владельца Коринского медеплавильного завода Семена Красильникова началось строительство новой каменной церкви в селе Сарали.
В 1897 году при храме открыто церковно-приходское попечительство, основная задача которого - заботиться об отоплении и благоустройстве храма. В конце 1920-х гг. в советской России началось массовое закрытие церквей, храмов, монастырей.
1 февраля 1938 г. на собрании жителей села Сарали, на котором присутствовало 211 человек, рассматривался вопрос о закрытии церкви. Собрание постановило:
1) закрыть церковь и передать ее под культурное учреждение;
2) просить Елабужский райисполком направить постановление на утверждение в ЦИК Татарской АССР.
13 мая 1938 г. по делу №27-438 о закрытии церкви села Сарали было дано следующее заключение: «В Саралях имеется 653 человек взрослого населения. Из них 399 человек участвовали на собраниях, проведенных по колхозам, и приняли единогласное постановление о закрытии церкви и передачи ее здания под клуб. Кроме того, собрано 512 подписей также за закрытие церкви, что составляет 78% взрослого населения.
Так Петропавловская церковь в мае 1938 года стала клубом (позже в церкви были совхозная подстанция и зерновая мельница). За сохранностью храма не следили, и в итоге проломилась крыша, колокольню разрушили, а после пожара от удара молнии в большой купол храма строение обрело удручающий вид. Пристроенный к храму гараж вконец обезобразил вид храма. В XXI в. началось возрождение храма: священник отец Геннадий 14 февраля 2004 г. в Петропавловском храме отслужил первый в новой истории церкви молебен. И начинание отца Геннадия поддержал главный врач психоневрологического диспансера Комиссаров А.Г., который в настоящее время входит в состав приходского совета и является старостой Петропавловского храма. Под его руководством храм начал преображаться. Силами его единомышленников и энтузиастов восстановление храма с трудом, но продолжается.
Приходской Совет Петропавловского храма и жители села надеются, что найдутся добрые люди, готовые помочь в этом благородном деле.
источник: www.elabugacity.ru

История Бехтеревской школы

В конце 20-х г. XX века в селе Сарали (нынче Бехтерево) была построена деревянная школа на 200 учеников. После Великой Отечественной войны обучение в школе было восьмилетнее, дети обучались из 2-x населенных пунктов с. Гари (там была только начальная школа) и с. Бехтерево. При школе был интернат, в котором жили дети села Гари, на выходные дни и в дни школьных каникул они уезжали домой.
В 1986 году школа из восьмилетней была реорганизована в среднюю, в этом же году построено новое кирпичное здание школы на 220 мест.
В 2013 - 2014 учебном году в школе обучаются 75 учащихся, сформированы 10 классов - комплектов. Организован подвоз детей из села Гари и Сельхозхимии.
Сегодня в школе работают 18 учителей, из них все имеют высшее образование.
В 2007 г. за активную реализацию республиканской программы «Образование и здоровье школьников в РТ» школа удостоена квалификационной характеристики «Школа, содействующая здоровью, золотого уровня».
В школе функционирует программа «Здоровье в твоих руках», направленная на создание здоровьесберегающей среды в школе. Каждый день в школе начинается с утренней гимнастики, обязательны на каждом уроке физкультминутки, а во время перемен проводятся подвижные игры. Учителя на своих уроках обращают внимание учащихся на укрепление их здоровья, на ведение правильного образа жизни. В школе проходятся спортивные праздники, соревнования. Один раз в четверть проводятся «Дни здоровья», организуются интересные вечера отдыха.
Пример здорового образа жизни подают учителя школы. Стало традиционным проведение дружеских соревнований по волейболу, лыжам между учителями и учащимися школы. Здоровье школьников напрямую связано с их питанием. Большое внимание уделяется качеству приготовляемых блюд и разнообразному меню. Все овощи экологически чисты (картофель, капуста, томат, лук, морковь, свекла и другие), выращиваются на пришкольном участке, площадь которого 0,75 га. Ежегодно собирается большой урожай овощей и фруктов, которые хранятся в школьном овощехранилище.
Основным и главным звеном в учебно-воспитательном процессом школа считает нравственное воспитание, направленное на формирование гармонически развитой и духовно богатой личности. В формировании таких нравственных качеств как патриотизм, гражданственность, интернационализм, отношение к труду мы опираемся на историю своего родного края и традиции людей, проживающих в нашем селе. Именно такая работа легла в основу создания в школе музея истории села Сарали (с. Бехтерево). В музее школы собран богатый материал о нашем земляке великом учёном, академике В.М. Бехтереве. В музее школы часто проходят мероприятия. Наш музей дважды посетили гости Международного симпозиума врачей-неврологов. Ежегодно в дни рождения В.М. Бехтерева проводятся Бехтеревские чтения и организуются просмотры фильмов о великом учёном. Среди старшеклассников подготовлена группа экскурсоводов, которые проводят экскурсии для учащихся своей школы и гостей из разных уголков России. Школа поддерживает тесную связь с психоневрологическим институтом имени В.М. Бехтерева г. Санкт-Петербурга.
В краеведческом музее имеется богатый материал о ветеранах войны и труда. Детям есть чем гордиться, ведь это их близкие. В школе часто организуются встречи «Времёни поколений», на которых ветераны рассказывают о своей нелёгкой судьбе. Школьники оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны и тружеников тыла, посещают их на дому, помогают по хозяйству, не забывают поздравить их в дни праздников.

 

История села Большая Качка (Олы Качык)

Село в Елабужском районе, на р. Танайка, в 10 км к северо-западу от г. Елабуга.
На 2000 г. - 226 жителей (русские).
Полеводство, мясо-молочное скотоводство, пчеловодство.
Неполная средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано не позднее 1-й половины 17 в. переселенцами из с. Танайка.В дореволюционных источниках известна под названием Качка (Дмитриевское). До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 г. - дворцовых) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, маслобойным, горшечным промыслами, пилкой дров, уходили на подённую работу в города. Приход в селе существовал с 60-х гг. 18 в. В начале 20 в. в селе располагалось волостное правление, функционировали каменная Троицкая церковь (построена в 1811-26 гг., памятник архитектуры), церковно-приходская школа. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1825,9 дес.
До 1920 г. село являлось центром Качкинской волости Елабужского уезда Вятской губернии. В 1920-21 гг. находилось в составе Вотской автономной области. С 1921 г. в Елабужском, с 1928 г. в Челнинском кантонах Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском районе.
Число жителей: в 1859 г. - 877, в 1887 г. - 1118, в 1920 г. - 1029, в 1922 г. - 1133, в 1926 г. - 1108, в 1938 г. - 880, в 1949 г. - 385, в 1958 г. и в 1970 г. - по 311, в 1989 г. - 226 чел.
* * *
Немало красивых мест есть на карте, и все они славятся своими лесами, реками, озерами, степями и лугами. И каждый твердо уверен, что его город, его село - самое лучшее, самое красивое место на Земле. Так и для жителей, родившихся в этих местах нет чудеснее уголка, чем село Большая Качка. Село утопает в зелени. Вокруг школы посажено много садовых и декоративных деревьев, да и речка, хоть и невелика, украшает собой все село.
И это заметно уже по Большекачкинской школе. Проложены бетонированные дорожки, имеется хорошая спортивная площадка. Особенно гордятся, ученики и учителя пришкольным садово-огородным участком, который прославился уже на весь район.
В Качке много прекрасных исторических мест: церковь, школа, здание интерната и ещё много других, давно построенных домов, имеющих свою историю. В школе есть много музейных экспонатов. Здесь есть все - от лаптей до ткацкого станка. Все эти вещи собирал Валерий Михайлович Ложкин (учитель истории Большекачкинской общеобразовательной школы.) Раньше в Большекачкинской общеобразовательной школе работала краеведческая поисковая группа "Барс", состоящая, в основном, из учеников старших классов. Они разыскивали документы, касающиеся истории нашего села, ибо еще Л.Н. Толстой сказал; « Кто не любит историю, тот не любит Родину». В поисках нужных документов они обратились в Центральный Государственный исторический архив, находящийся в г. Санкт-Петербурге, в архив древних актов (г. Москва), Кировский областной архив, Казанский республиканский архив.
Их прежде всего интересовало, когда была основана Большая Качка. По словам старожилов, во времена опричнины Ивана Грозного село основали переселенцы из Псковской и Новгородской областей, т.е. в XVI веке. Ну, а в работе И.В. Шишкина «История города Елабуги» есть указание на то, что Качка была приписана к Трехсвятскому монастырю.
Есть и вторая версия, что Качка, как и некоторые другие пункты Елабужского уезда, основаны новгородскими и псковскими ушкуйниками. В архив поступило письмо руководителя краеведческой группы "Барс" с просьбой выявить документы по истории села. Описание этого села дается в «Экономических примечаниях» в планах Генерального межевания Елабужского уезда в конце XVIII века.
Село Большая Качка когда-то имело второе название - Дмитриевское, им владели удельные крестьяне, и при нем были деревни: Горшуновка, Семеновка, Грузлевка, Малые Качки, Малая Тарловка, Большая.
Разумеется, село не только церковью знаменито, а, прежде всего, людьми, его населяющими, их сложными, а порою и трагическими судьбами. В годы крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева удельные крестьяне Большой Качки, Саралей (ныне Бехтерево), Мурзихи, Танайки восстали и присоединились к армии «мужского царя». В 1831 году происходят крупные волнения в связи с очередным «Нововведением департамента уделов» - введением поземельного сбора, а в 1834 году - в связи с обязательной посадкой картофеля на общественных полях. Крестьяне Елабужского уезда выступили против грабительских условий царской реформы 1861 года. С декабря 1865 года до конца 1866 года продолжались волнения, удельных крестьян Качкинской волости. Они отказались вносить выкупные платежи, проявив при этом большую стойкость. В Качкинскую волость выехали вятский вице-губернатор и штаб-офицер корпуса жандармов. Были вновь пущены в ход розги, некоторых крестьян арестовали и отправили в Елабугу.
Вплоть до октября 1917 года продолжались мятежи, причем, по словам прокурора Казанской судебной палаты, крестьяне села Качка «выказывали небывалое упорство». Перед октябрем 1917 года в Большой Качке было 347 хозяйств, церковь, волостное правление, земское реальное училище. Население занималось земледелием, подсобным гончарным ремеслом, после 1900 года в селе стало развиваться кузнечное ремесло. Перед революцией в селе было 80 кузнечных кустарных горнов. Владельцы кузниц оковывали телеги, сани, тарантасы, полозья, плетенки, крылатки, кошевки.
Весть о свержении царя в феврале 1917 года основной массой крестьян была встречена с радостью. Был, наконец, решен основной крестьянский вопрос - вопрос о земле, ее стали делить по едокам. В 1930 году в селе образовался колхоз «Новая жизнь», в который вступили почти все крестьяне. Первым его председателем был Балобанов Константин Петрович.
Вскоре, однако, вследствие допущенных ошибок и перегибов со стороны местных властей, крестьяне стали выходить из колхоза; осталось всего 17 хозяйств. Возглавил этот колхоз Иван Семенович Балобанов. И было тогда в колхозе 15 лошадей да кое-какой мелкий сельхозинвентарь, однако, к осени 1931 года в колхозе насчитывалось уже 230 хозяйств, а председателем стал Иван Дмитриевич Панфилов. В колхозе были тогда молотилка - 44 зубца, 20 ручных веялок, ручные льномялки, две самосброски и другой мелкий сельхозинвентарь. К 1935 году колхоз имел уже 10 жнеек.
С 1933 года в колхозе появился тракторный отряд, который принадлежал МТС. В это время МТС колхозу производила частичную обработку почвы и молотьбу хлеба. За время существования колхоза огромную роль в поднятии его экономики сыграли также его председатели: Михаил Васильевич Алексеев, Гавриил Иванович Волков, Михаил Дмитриевич Мельник. Постепенно становилось на ноги коллективное хозяйство.
До 1946 года основной доходной отраслью было свиноводство, молочная ферма стала создаваться лишь перед Великой Отечественной войной, а к 1950 году здесь было уже 350 коров. Со временем обезлюдевшее после войны село стало отделением крупнейшего в республике и районе совхоза Елабужский.
Население села осталось верным заветам своих далеких предков. Его трудолюбию остается лишь позавидовать. Первая электрическая лампочка зажглась в домах колхозников и на ферме в 1956 году. Ток давался с наступлением темноты до 10 часов вечера и утром - с 4 часов утра и до той поры, когда на улице станет светло. Этого времени было достаточно, чтобы управиться с работой на фермах и дома на электростанции, которая находилась в церкви, мотористом работал Плеханов Никифор Васильевич.

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!