Но ? И это , по - твоему , недостаточное доказательство моих слов , что тебе нет до этого никакого дела ? Однако , добрый человек , говори же : кто делает их лучше ?



— Законы .

— Да не об этом я спрашиваю , любезнейший , а кто эти люди : ведь они прежде всего и их знают , эти законы .

— А вот они , Сократ , — судьи .

— Что ты говоришь , Мелет ! Вот эти самые люди способны воспитывать юношей и делать их лучше ?

— Как нельзя более .

— Все ? Или одни из них способны , а другие — нет ? - Все .

— Хорошо же ты говоришь , клянусь Герой , и какое изобилие людей , полезных для других ! Ну а вот эти , кто нас сейчас слушает , они делают юношей лучше или нет ?

— И они тоже .

— А члены Совета ?

— Да , и члены Совета .

— Но в таком случае , Мелет , уж не портят ли юношей те , что участвуют в Народном собрании ? Или и те тоже , все до единого , делают их лучше ?

— И те тоже .

— По - видимому , значит , кроме меня , все афиняне делают их безупречными , только я один порчу . Ты это хочешь сказать ?

— Как раз это самое .

— Большое же ты мне , однако , приписываешь несчастье . Но ответь - ка мне : по - твоему , так же бывает с конями — все делают их лучше , а портит кто - нибудь один ? Или же совсем напротив , сделать их лучше способен кто - нибудь один или очень немногие , именно наездники , а все прочие , когда имеют дело с конями и пользуются ими , только портят их ? Не бывает ли , Мелет , точно так же не только с конями , но и со всеми другими животными ? Конечно , это так , согласны ли ты и Анит с этим или не согласны : потому что было бы удивительное счастье для юношей , если бы их портил только один , остальные же приносили бы им пользу . Впрочем , Мелет , ты достаточно показал , что никогда не заботился о юношах , и ясно обнаруживаешь свое небрежение : тебе нет никакого дела до того , из - за чего ты вытребовал меня на суд .

Еще вот что , Мелет , скажи нам , ради Зевса : лучше ли жить среди честных граждан или дурных ? Отвечай , дружище ! Ведь это совсем нетрудный вопрос . Не причиняют ли дурные люди зло тем , кто постоянно вблизи них , а хорошие не приносят ли благо ?

— Конечно .

— Так найдется ли кто - нибудь , кто предпочел бы , чтобы окружающие вредили ему , а не приносили пользу ? Отвечай , добрый человек : ведь и закон предписывает отвечать . Неужто кто - нибудь желает , чтобы ему вредили ?

— Конечно нет .

297

— Ну вот . А привел ты меня сюда как человека , который портит и ухудшает юношей умышленно или неумышленно ?

— Умышленно .

— Как же это так , Мелет ? Ты , такой молодой , настолько мудрее меня , что тебе уже известно , что злые люди причиняют тем , кто к ним всех ближе , какое - нибудь зло , а добрые — добро , между тем я , такой старый , до того невежествен , что не знаю даже , что если я кого - нибудь из окружающих сделаю негодяем , то мне придется опасаться , как бы он не сделал мне зла , — и вот такое огромное зло я творю умышленно , как ты утверждаешь . В этом я тебе не поверю , Мелет . Да и никто другой , я думаю , не поверит . Но или я не порчу , или если порчу , то неумышленно ; таким образом , у тебя выходит ложь в обоих случаях . Если же я порчу неумышленно , то за такие неумышленные проступки следует по закону не вызывать сюда , а частным образом наставлять и увещевать . Ведь ясно , что , уразумевши все , я перестану делать то , что делаю неумышленно . Ты же меня избегал , не хотел научить и вызвал сюда , куда по закону следует приводить тех , кто нуждается в наказании , а не в поучении . Уже из этого ясно , афиняне , что Мелету , как я говорил , никогда не было до этих вещей никакого дела .

Все - таки ты нам скажи , Мелет , каким образом , по - твоему , порчу я молодежь ? Очевидно , судя по доносу , который ты на меня подал , потому что я учу не признавать богов , которых признает город , и признавать другие , новые божества ? Не это ли ты хотел сказать , говоря , что я порчу своим учением ?

— Вот именно это .

— Так ради них , Мелет , ради этих богов , о которых теперь идет речь , скажи еще яснее и для меня , и для этих вот людей . Ведь я не могу понять , что ты хочешь сказать : то ли я учу признавать неких богов , а следовательно , и сам признаю существование богов , так что я не совсем безбожник и не в этом мое преступление , а только в том , что я учу признавать не тех богов , которых признает город , но других , и в том - то ты меня и обвиняешь , что я признаю других богов ; то ли , по твоим словам , я вообще не признаю богов , и не только сам не признаю , но и других этому научаю .

— Вот именно , я и говорю , что ты вообще не признаешь богов .

— Удивительный ты человек , Мелет ! Зачем ты это говоришь ? Значит , я не признаю богами ни Солнце , ни Луну , как признают прочие люди ?

— Право же , так , судьи , потому что он утверждает , что Солнце — камень , а Луна — земля .

— Анаксагора , стало быть , ты обвиняешь , друг мой Мелет , и так презираешь судей и считаешь их столь безграмотными , что думаешь , будто им неизвестно , что книги Анаксагора из Клазомен переполнены такими утверждениями ? А молодые люди , оказывается , узнают это от меня , когда могут узнать то же самое , плативши в орхестре самое большее драхму , и потом осмеять Сократа , если он станет приписывать себе эти мысли , к тому же еще столь нелепые ! Но скажи , ради Зевса , так - таки я , по - твоему , и считаю , что нет никакого бога ?

298

— Клянусь Зевсом , никакого .

— Это невероятно , Мелет , да мне кажется , ты и сам этому не веришь . По - моему , афиняне , он — большой наглец и озорник и подал на меня эту жалобу просто по наглости и невоздержности , да еще по молодости лет . Похоже , что он пробовал сочинить загадку : «Заметит ли Сократ , наш мудрец , что я шучу и противоречу сам себе , или мне удастся провести и его , и прочих слушателей ? » Потому что , мне кажется , в своем доносе он сам себе противоречит , все равно как если бы он сказал : «Сократ нарушает закон тем , что не признает богов , а признает богов» . Ведь это же шутка !

Посмотрите вместе со мной , афиняне , так ли он это говорит , как мне кажется . Ты , Мелет , отвечай нам , а вы помните , о чем я вас просил вначале , — не шуметь , если я буду говорить по - своему .

Есть ли , Мелет , на свете такой человек , который дела людские признавал бы , а людей не признавал ? Только пусть он отвечает , афиняне , а не шумит по всякому поводу . Есть ли на свете кто - нибудь , кто бы коней не признавал , а верховую езду признавал ? Или флейтистов бы не признавал , а игру на флейте признавал ? Не существует такого , Мелет , превосходнейший человек ! Если ты не желаешь отвечать , то я скажу это тебе и всем присутствующим . Но ответь хоть вот на что : бывает ли , чтобы кто - нибудь признавал знамения гениев , а самих гениев не признавал ?

— Нет , не бывает .

— Наконец - то ! Как это хорошо , что афиняне тебя заставили отвечать ! Итак , ты утверждаешь , что знамения гениев я признаю и других учу узнавать их , все равно — новые ли они или древние ; значит , по твоим словам , я знамения гениев признаю , и в своей жалобе ты подтвердил это клятвою . Если же я признаю знамения гениев , то мне уж никак нельзя не признавать их самих . Разве не так ? Конечно , так . Полагаю , что ты согласен , раз не отвечаешь . А не считаем мы гениев либо богами , либо детьми богов ? Да или нет ?

— Конечно считаем .

— Итак , если гениев я признаю , с чем ты согласен , а гении — это некие боги , то и выходит так , как я сказал : ты шутишь и предлагаешь загадку , утверждая , что я не признаю богов и в то же время признаю их , потому что гениев - то я признаю . С другой стороны , если гении — это как бы побочные дети богов , от нимф или от кого - нибудь еще , как гласят предания , то какой же человек , признавая детей богов , не будет признавать самих богов ? Это было бы так же нелепо , как если бы кто - нибудь признавал , что существуют мулы — потомство лошадей и ослов , а что существуют лошади и ослы — не признавал бы . Нет , Мелет , не может быть , чтобы ты подал это обвинение иначе , как желая испытать нас , или же ты уже просто не знал , в каком бы действительном преступлении меня обвинить ... Но уверить людей , у которых есть хоть немного ума , в том , будто возможно признавать знамения гениев и богов и вместе с тем не признавать ни гениев , ни богов , ни героев , — это тебе никак не удастся .

299

Впрочем, афиняне, что я не виновен в том, в чем меня обвиняет Мелет, это, пожалуй, не требует дальнейших доказательств — довольно будет сказанного. А что у многих возникло против меня сильное ожесточение, о чем я и говорил вначале, это, будьте уверены, истинная правда. И если что погубит меня, так именно это: не Мелет и не Анит, а клевета и недоброжелательство многих — то, что погубило уже немало честных людей и, думаю, еще погубит. Рассчитывать, что дело на мне остановится, нет никаких оснований.

Сократ о самом себе

Но, пожалуй, кто-нибудь скажет: «Не стыдно ли было тебе, Сократ, заниматься таким делом, которое грозит тебе теперь смертью?»

На это я по справедливости могу возразить: «Нехорошо ты это говоришь, друг мой, будто человеку, который приносит хотя бы маленькую пользу, следует принимать в расчет жизнь или смерть, а не смотреть во всяком деле только на то, делает ли он что-то справедливое или несправедливое, что-то достойное доброго человека или злого. Плохими, по твоему рассуждению, окажутся все те полубоги, что пали под Троей, в том числе и сын Фетиды. Он из страха сделать что-нибудь постыдное до того презирал опасность, что, когда мать его, богиня, видя, что он стремится убить Гектора, сказала ему, помнится, так: «Дитя мое, если ты отомстишь за убийство друга твоего Патрокла и убьешь Гектора, то сам умрешь: "Скоро за сыном Приама конец и тебе уготован"», — то он, услыхав это, не посмотрел на смерть и опасность — он гораздо больше страшился жить трусом, не отомстив за друзей. «Умереть бы, — сказал он, — мне тотчас же, покарав обидчика, только бы не оставаться еще здесь, у кораблей дуговидных, посмешищем для народа и бременем для земли». Неужели ты думаешь, что он остерегался смерти и опасности?»

Поистине, афиняне, дело обстоит так: где кто занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, тот там, по моему мнению, и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора. А если бы после того, как меня ставили в строй начальники, выбранные вами, чтобы распоряжаться мной, — так было под Потидеей, под Амфиполем и под Делием,— и после того, как я, подобно любому другому, оставался в строю, куда они меня поставили, и подвергался смертельной опасности, — если бы теперь, когда меня бог поставил в строй, обязав, как я полагаю, жить, занимаясь философией и испытуя самого себя и людей, я бы вдруг испугался смерти или еще чего-нибудь и покинул строй, это был бы ужасный проступок. И за этот проступок меня в самом деле можно было бы по справедливости привлечь к суду и обвинить в том, что я не признаю богов, так как не слушаюсь прорицаний, боюсь смерти и воображаю себя мудрецом, не будучи мудрым. Ведь бояться смерти, афиняне, — это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает

зоо

Ни того , что такое смерть , ни даже того , не есть ли она для человека величайшее из благ , между тем ее боятся , словно знают наверное , что она — величайшее из зол . Но не самое ли позорное невежество — воображать , будто знаешь то , чего не знаешь ? Я , афиняне , этим , пожалуй , и отличаюсь от большинства людей , и если я кому и кажусь мудрее других , то разве только тем , что , недостаточно зная об Аиде , я так и считаю , что не знаю . А что нарушать закон и не повиноваться тому , кто лучше меня , будь то бог или человек , нехорошо и постыдно , это я знаю . Поэтому неизвестного , которое может оказаться и благом , я никогда не стану бояться и избегать больше , чем того , что заведомо есть зло .

Даже если бы вы меня теперь отпустили , не послушав Анита , который говорил , что мне с самого начала не следовало приходить сюда , а уж раз я пришел , то нельзя не казнить меня , и внушал вам , что если я избегну наказания , то сыновья ваши , занимаясь тем , чему учит Сократ , испортятся уже вконец все до единого , — даже если бы вы сказали мне : «На этот раз , Сократ , мы не послушаемся Анита и отпустим тебя , с тем , однако , чтобы ты больше уже не занимался этими исследованиями и оставил философию , а если еще раз будешь в этом уличен , то должен будешь умереть» , — так вот , повторяю , если бы вы меня отпустили на этом условии , то я бы вам сказал :

«Я вам предан , афиняне , и люблю вас , но слушаться буду скорее бога , чем вас , и , пока я дышу и остаюсь в силах , не перестану философствовать , уговаривать и убеждать всякого из вас , кого только встречу , говоря то самое , что обыкновенно говорю : «Ты , лучший из людей , раз ты афинянин , гражданин величайшего города , больше всех прославленного мудростью и могуществом , не стыдно ли тебе заботиться о деньгах , чтобы их у тебя было как можно больше , о славе и о почестях , а о разуме , об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять , чтобы она была как можно лучше ? » И если кто из вас станет спорить и утверждать , что он заботится , то я не отстану и не уйду от него тотчас же , а буду его расспрашивать , испытывать , уличать , и , если мне покажется , что в нем нет добродетели , а он только говорит , что она есть , я буду попрекать его за то , что он самое дорогое ни во что не ценит , а плохое ценит дороже всего . Так я буду поступать со всяким , кого только встречу , с молодым и старым , с чужеземцами и с вами — с вами особенно , жители Афин , потому что вы мне ближе по крови . Могу вас уверить , что так велит бог , и я думаю , что во всем городе нет у вас большего блага , чем это мое служение богу . Ведь я только и делаю , что хожу и убеждаю каждого из вас , и молодого , и старого , заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах , но о душе , чтобы она была как можно лучше : я говорю , что не от денег рождается добродетель , а от добродетели бывают у людей и деньги , и все прочие блага как в частной жизни , так и в общественной . Если такими речами я порчу юношей , то это , конечно , вредно . А кто утверждает , что я говорю не это , но что - нибудь другое , тот говорит ложь . Вот почему я могу вам сказать : «Афиняне , послушаетесь вы Анита или нет , отпустите меня или нет , но поступать иначе я не буду , даже если бы мне предстояло умирать много раз» .

301

Не шумите , афиняне , исполните мою просьбу : не шуметь , что бы я ни сказал , а слушать ; я думаю , вам будет полезно послушать меня . Я намерен сказать вам и еще кое - что , от чего вы , пожалуй , подымете крик , только вы никоим образом этого не делайте .

Будьте уверены , что если вы меня , такого , каков я есть , казните , то вы больше повредите самим себе , чем мне . Мне - то ведь не будет никакого вреда ни от Мелета , ни от Анита — да они и не могут мне повредить , потому что я не думаю , чтобы худшему было позволено вредить лучшему . Разумеется , он может убить , или изгнать , или обесчестить . Он или еще кто - нибудь , пожалуй , считают это большим злом , но я не считаю : по - моему , гораздо большее зло то , что он теперь делает , пытаясь несправедливо осудить человека на смерть . Таким образом , афиняне , я защищаюсь теперь вовсе не ради себя , как это может казаться , а ради вас , чтобы вам , осудив меня на смерть , не лишиться дара , который вы получили от бога . Ведь если вы меня казните , вам нелегко будет найти еще такого человека , который попросту — хоть и смешно сказать — приставлен богом к нашему городу , как к коню , большому и благородному , но обленившемуся от тучности и нуждающемуся в том , чтобы его подгонял какой - нибудь овод . Вот , по - моему , бог и послал меня в этот город , чтобы я , целый день носясь повсюду , каждого из вас будил , уговаривал , упрекал непрестанно . Другого такого вам нелегко будет найти , афиняне , а меня вы можете сохранить , если мне поверите . Но очень может статься , что вы , рассердившись , как люди , внезапно разбуженные от сна , прихлопнете меня и с легкостью убьете , послушавшись Анита . Тогда вы всю остальную вашу жизнь проведете в спячке , если только бог , заботясь о вас , не пошлет вам еще кого - нибудь . А что я действительно таков , каким меня дал этому городу бог , вы можете усмотреть вот из чего : на кого из людей это похоже — забросить все свои собственные дела и столько уж лет терпеть домашние неурядицы , а вашими делами заниматься всегда , подходя к каждому по - особому , как отец или старший брат , и убеждая заботиться о добродетели ? И если бы я при этом пользовался чем - нибудь и получал бы плату за свои наставления , тогда бы еще был у меня какой - то расчет , но вы теперь сами видите , что мои обвинители , которые так бесстыдно обвиняли меня во всем прочем , тут , по крайней мере , оказались неспособными к бесстыдству и не представили свидетеля , что я когда - либо получал или требовал какую - нибудь плату . Я могу представить достаточного , я полагаю , свидетеля того , что говорю правду , — мою бедность .

Может в таком случае показаться странным , что я даю советы лишь частным образом , обходя всех и во все вмешиваясь , а выступать всенародно перед вами в собраниях и давать советы городу не решаюсь . Причина здесь в том , о чем вы часто и повсюду от меня слышали : со мною приключается нечто божественное или чудесное , над чем Мелет и посмеялся в своем доносе . Началось у меня это с детства : возникает какой - то голос , который всякий раз отклоняет меня от того , что я бываю намерен делать , а склонять к чему - нибудь никогда не склоняет . Вот этот - то голос и возбраняет мне заниматься государственными делами .

302

И по - моему , прекрасно делает , что возбраняет . Будьте уверены , афиняне , что если бы я попытался заняться государственными делами , то уже давно бы погиб и не принес бы пользы ни себе , ни вам . И вы на меня не сердитесь за то , что я вам скажу правду : нет такого человека , который мог бы уцелеть , если бы стал откровенно противиться вам или какому - нибудь другому большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий , которые совершаются в государстве . Нет , кто в самом деле ратует за справедливость , тот , если ему суждено уцелеть хоть на малое время , должен оставаться частным человеком , а вступать на общественное поприще не должен . Доказательства этому я вам представлю самые веские — не рассуждения , а то , что вы дороже цените , — дела . Итак , выслушайте , что со мной случилось , и тогда вы убедитесь , что даже под страхом смерти я никому не могу уступить вопреки справедливости , а не уступая , могу от этого погибнуть .

То , что я вам расскажу , тяжело и скучно слушать , зато это истинная правда . Никогда , афиняне , не занимал я в городе никакой другой должности , но в Совете я был . И пришла нашей филе 1 , Антиохиде , очередь заседать , в то время когда мы желали судить сразу всех десятерых стратегов , которые не подобрали тела погибших в морском сражении , — судить незаконно , как вы все признали это впоследствии . Тогда я , единственный из пританов 2 , не желал допустить нарушения закона и голосовал против . Когда ораторы готовы были обвинить меня и отдать под стражу , да и вы сами этого требовали и кричали , я думал о том , что мне скорее следует , несмотря на опасность , стоять на стороне закона и справедливости , чем из страха перед тюрьмой или смертью быть заодно с вами , так как ваше решение несправедливо . Это было еще тогда , когда город управлялся народом , а когда наступило время олигархии , то и Тридцать тиранов 3 в свою очередь призвали меня и еще четверых граждан в Тол и велели нам привезти с Саламина саламинца Леонта , чтобы казнить его . Многое в этом роде приказывали они и другим , желая увеличить число виновных . Только и на этот раз опять я доказал не словами , а делом , что мне смерть , попросту говоря , нипочем , а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого — это для меня все . Как ни сильно было это правительство , а меня оно не испугало настолько , чтобы заставить совершить несправедливость . Когда вышли мы из Тола , четверо из нас отправились на Саламин и привезли Леонта , а я отправился к себе домой . Возможно , меня бы за это казнили , если бы то правительство не пало в скором времени . И всему этому у вас найдется много свидетелей .

Неужели я , по - вашему , мог бы прожить столько лет , если бы вплотную занимался общественными делами , и притом так , как подобает порядочному человеку , — спешил бы на помощь справедливым и считал

Фила — территориальная единица в Афинах.

Должность в высшем Совете Афин.

В то время в Афинах было правление Тридцати тиранов

303

бы это самым важным , как оно и следует ? Никоим образом , афиняне ! Да и никому другому это невозможно . И все же я всю свою жизнь оставался таким и в общественных делах , насколько я в них участвовал , и в частных ; никогда и ни с кем я не соглашался вопреки справедливости — ни с теми , кого клеветники мои называют моими учениками , ни еще с кем - нибудь .

Да я и не был никогда ничьим учителем , а если кто , молодой или старый , желал меня слушать и наблюдать , как я делаю свое дело , то я никому никогда не препятствовал . И не то чтобы я , получая деньги , вел беседы , а не получая , не вел , но одинаково , как богатому , так и бедному , позволяю я задавать мне вопросы , а если кто хочет , то и отвечать мне и слушать , что я говорю . И если кто из них становится честнее или хуже , я по справедливости не могу за это держать ответ , потому что никого никогда не обещал учить и не учил . Если же кто утверждает , будто он когда - либо частным образом учился у меня или слышал от меня что - нибудь , чего бы не слыхали и все остальные , то будьте уверены , он говорит неправду .

Но отчего же некоторым нравится подолгу проводить время со мною ? Вы уже слыхали , афиняне , — я вам сказал всю правду , — что им нравится слушать , как я испытываю тех , кто считает себя мудрым , хотя на самом деле не таков . Это ведь очень забавно . А делать это , повторяю , поручено мне богом и в прорицаниях , и в сновидениях , и вообще всеми способами , какими когда - либо еще обнаруживалось божественное предопределение и поручало что - либо исполнять человеку . Это не только верно , афиняне , но и легко доказать : если одних юношей я порчу , а других уже испортил , то ведь те из них , которые уже состарились и узнали , что когда - то , во времена их молодости , я советовал им что - то дурное , должны были бы теперь прийти сюда с обвинениями , чтобы наказать меня . А если сами они не захотели , то кто - нибудь из их домашних — отцы , братья , другие родственники — вспомнили бы теперь об этом , если только их близкие потерпели от меня что дурное . Да , многие из них в самом деле тут , как я вижу : вот , во - первых , Критон , мой сверстник и из одного со мною дема 1 , отец вот этого Критобула ; затем сфеттиец Писаний , отец вот этого Эсхина ; вот еще кефисиец Антифон , отец Эпигена ; а вот те , чьи братья подолгу проводили время со мной , — Никострат , сын Феозотида и брат Феодота — самого Феодота уже нет в живых , так что он не мог умолить брата ; а вот Парал , сын Демодока , которому Феаг приходился братом ; а вот и Адимант , сын Аристона , которому вот он , Платон , приходится братом , и Эантодор , брат вот этого Аполлодора . Я могу назвать еще многих других , и Мелету в его речи всего нужнее было бы сослаться на кого - нибудь из них как на свидетеля ; если тогда он забыл это сделать , пусть сделает теперь , я не возражаю , — пусть скажет , если ему есть что сказать по этому поводу . Но вы убедитесь , афиняне , что , наоборот , все они будут готовы помочь мне , развратителю , который причиняет зло их домашним , как утверждают

1 Дем — территориальная единица в Афинах.

304

Мелет и Анит . У самих испорченных мною , пожалуй , еще может быть расчет помочь мне , но у их родных , которые не испорчены , у людей уже пожилых , какое может быть другое основание помогать мне , кроме твердой и справедливой уверенности , что Мелет говорит ложь , а я говорю правду ?

Но довольно об этом , афиняне ! Вот , пожалуй , и все , что я могу так или иначе привести в свое оправдание .

Возможно , кто - нибудь из вас рассердится , вспомнив , как сам он , когда судился в суде и не по такому важному делу , как мое , упрашивал и умолял судей с обильными слезами и , чтобы разжалобить их как можно больше , приводил сюда своих детей и множество других родных и друзей , а вот я ничего такого делать не намерен , хотя дело мое может , как я понимаю , принять опасный оборот . Быть может , подумав об этом , кто - нибудь из вас не захочет меня щадить и , рассердившись , подаст свой голос в сердцах . Если кто - нибудь из вас так настроен — я , конечно , не хочу так думать , но если это так , то , по - моему , я правильно отвечу ему , сказав : «Есть и у меня , любезнейший , какая - никакая семья , тоже ведь и я , как говорится у Гомера , не от дуба и не от скалы родился , а от людей , так что есть и у меня семья , афиняне , есть сыновья , даже целых трое , один из них уже подросток , а двое малолетних , но тем не менее ни одного из них я не приведу сюда и не буду просить вас об оправдании» .

Почему же , однако , не намерен я ничего этого делать ? Не из самомнения , афиняне , и не из презрения к вам . Боюсь ли я или не боюсь смерти , это мы сейчас оставим в покое , но для чести моей и вашей , для чести всего города , мне кажется , было бы некрасиво , если бы я стал делать что - либо подобное в мои годы и с тем именем , которое я ношу , — заслуженно или незаслуженно , все равно . Принято все - таки думать , что Сократ отличается чем - то от большинства людей , а если так стали бы себя вести те из вас , кто , по - видимому , выделяется либо мудростью , либо мужеством , либо еще какою - нибудь добродетелью , то это было бы позорно . Мне не раз приходилось видеть , как люди , казалось бы , почтенные , чуть только их привлекут к суду , проделывают удивительные вещи , как будто — так они думают — им предстоит испытать нечто ужасное , если они умрут , и как будто они стали бы бессмертными , если бы вы их не казнили . Мне кажется , что эти люди позорят наш город , так что и какой - нибудь чужеземец может заподозрить , что у афинян люди выдающиеся своей добродетелью , которым они сами отдают предпочтение при выборе на государственные и прочие почетные должности , — эти самые люди ничем не отличаются от женщин . Этого , афиняне , и вам , которых , как бы то ни было , считают людьми почтенными , не следует делать и не следует допускать , чтобы это делали мы , напротив , вам нужно ясно показывать , что вы гораздо скорее осудите того , кто устраивает эти слезные представления и делает город смешным , чем того , кто ведет себя спокойно .


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!