Французский материализм XVIII века.



Гольбах, Гельвеций.

Философия Франции ХУШ века носит атеистически — материалистическое направление.

Видные представители этого течения были Гельвеции, Гольбах (Гольбах участвовал в создании «Энциклопедии наук»)

Атеизм направление в философии, сторонники которого полностью отрицали существование Бога, в каких либо его проявлениях, а также религию

Материализм - направление в философии, не признающее самостоятельность идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Значение деятельности философов атеистического— материалистического направления.

Четко выделили два ведущих философских направления материализм и идеализм (Линию Декарта и линию Платона (идеалисты).

Дали более реалистическое определение субстанции - материя.

Выдвинули идею (распространенную в наше время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя.

Подвергли критике доопытное, сверхчувственное «чистое» знание.

Обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения).

Выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются комбинациями микрочастиц. Обратили внимание на движение, как свойство материи.

Обосновали идеи социальной справедливости,

Идеологически подготовили Великую французскую революцию.


Философия И. Канта.

Эммануил Кант (1724 - 1804 г.г.) немецкий философ, профессор Кенигсбергского (ныне Калининградского) университета, основоположник немецкого классического идеализма.

Уделял большое внимание в своем исследовании проблемам развития и теории познания

Революционные для его эпохи философии выводы Солнечная система возникла из облака разряженных в космосе частиц в результате вращения данного облака. Природа имеет свою историю во времени (начало и конец) и не вечна и неизменна. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движения и покой относительны. Всё живое на Земле, в том числе и человек результат естественной биологической эволюции. Агностицизм Канта основан: «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь Видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. К началу 70 годов XVIII века (критический период) исследования Канта посвящены проблеме Познания. Черты идеализма в познании: Агностик - высказывался за невозможность познания окружающей действительности, познавательные способности разума человека ограничены. Наличие антиномий (т. е. неразрешимых противоречий) по Канту доказательство наличия границ познавательных способностей разума. существуют только простые элементы и то, что состоит из простых = в мире нет ничего простого) антиномии. Признавал Бога как высшую идею Считал, что человек изначально наделен злой природой. Во всем должна быть целесообразность - живом и не живом. Целесообразность духа - наличие Бога. Историческое значение философии Канта. · Дал научно обоснованное объяснение возникновение Солнечной системы из туманности вращающихся частиц. · Выдвинул идею о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, вещи в себе) · Вывел 12 категорий - предельно общих понятий составляющих каркас мышления. · Сформулировал категорический императив моральный запрет · Отрицал войны, предсказал «вечный мир»в будущем основанный на экономической невыгодности войны правовом запрете.

 


Объективный идеализм Георга Гегеля

Георг Гегель (1770 - 1831 г.г.) профессор Берлинского университета, один из самых авторитетных философов своего времени, как в Германии, так и в Европе. Яркий представитель немецкого классического идеализма.

Основной вклад в философию Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея Мировой дух) Диалектика как всеобщий философский метод. Основной заслугой считается разработка Диалектического метода впоследствии К. Маркс и А. Энгельс отбросив идеализм, взяли диалектику Гегеля. Философия Гегеля - учение о бытие. Абсолютная идея (онтология)- ( · Единственно существующая; · Подлинная реальность I. Первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; II. Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. III. Мировой дух проявляется посредством человека. · Проявляет себя в виде слов речи, жестов. · Целенаправленно и закономерно движется - действия поступки человека, ход истории. · Познает себя через познавательную деятельность человека. · Творит в виде результатов материальной и духовной культуры созданной человеком. IV. Виды отчуждения абсолютного духа» от идеи отделяются. · Окружающий мир; · Природа; · Человек. Затем после отчуждения (отделения) через мышление и деятельность человека закономерный ход истории возвращается снова к самому себе- Происходит круговорот Абсолютного Духа по схеме: Мировой (Абсолютный Дух) -отчуждение — окружающий мир и человек -мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного Духа к самому себе. Отчуждение (отделение) при этом происходит творение материи из воздуха

Через человеческую деятельность мировой дух опредмечивает себя, то есть диалектика Ге
геля — впервые это понятие четко сформулировано Гегелем - основополагающий закон развития
и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира

Смысл диалектики · Все - Мировой дух «конечный дух» человек, предметы и явления содержат в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, черное и белое, молодость и старость и т.д.) · Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу? Одновременно едины по своей сути и взаимодействуют. · Единство и борьба противоположностей - основа всеобщего существования и развития Механизм развития (от абстрактного к конкретному - борьба противоположностей) · Бытие - данному тезису находится антитезис (противоположность - небытие; · В результате взаимодействия двух противоположностей двух противоположных тезисов получается - новое утверждение, которое в свою очередь становится тезисом. но на более высоком уровне развития (бытие и небытие дают новый синтез «становление», который является новым тезисом. · Данный процесс происходит снова и снова и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

Отожествления бытия и мышления, без человека Мировой дух, Абсолютная идея были как бы невостребованными, витали в Космосе

Далее идет

· Искажение;

· Неправильное понимание человеком окружающего мира.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля

· Является носителем абсолютной идеи

· Сознание каждого человека - это частица Мирового духа (абсолютной идеи)

· Именно в человека безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, Человек есть «конечный дух» Мирового Духа.

· Проявление Мирового духа посредством человека.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!