Дефекты тембра: носовой призвук, заглубленный звук, «белый» звук.

Билет 12.       

1. Сознание как высшая форма психики.

2. Сущность процесса воспитания, его особенности, общие закономерности.

3. Наиболее распространенные ошибки, а так же мышечные и психологические зажимы у начинающих вокалистов. Их причины и методы устранения.

1. Сознание как высшая форма психики

Сознание – высший уровень развития психики. Оно развивается у               человека в       процессе трудовой деятельности, в социальном контакте, в условиях воздействия на    окружающую среду.

С момента рождения человека психика начинает свое развитие. Между психикой матери и младенца существует тесная взаимосвязь. Однако младенец в первые месяцы способен лишь воспринимать те чувства и эмоции, что передает ему мать. Мать же в свою очередь является носителем психики и передает ребенку через свое поведение и отношение человеческую информацию.

Функции сознания У сознания как высшей формы психики имеются определенные функции, необходимые для того чтобы человек мог понять себя и окружающий мир, мог сформировать свои взгляды, поставить цели, предвидеть результат действий, влиять на собственное поведение и деятельность

 Познавательная – познание окружающего мира, формирование представления о действительности при помощи мышления, памяти и ощущений;

 Накопительная – «вытекает» из познавательной. В человеческом сознании со временем копятся знания, впечатления, эмоции, переживания, приобретенные на основе собственного опыта и опыта других людей;

 Оценочная – позволяет сравнить свои потребности и интересы с данными о внешнем мире, развивает самопознание и самооценку;

 Функция целенаправленности – стремление человека наметить для себя цели и способы их достижения;

Творческая – помогает формировать новые идеи и представления с помощью мышления и воображения;

Коммуникативная – отвечает за общение людей, совместное выполнение деятельности и сохранение в памяти полученной информации.

 Итак, сознание, как высшая форма психики позволяет личности сохранять внутреннюю целостность и постоянство, независимо от изменений ситуаций.    Кроме того, сознание выражается в непрерывности переживаний человека во времени. Он помнит о прошлом, переживает настоящее, строит планы на будущее.

 Благодаря данной форме психики человеку понятны мотивы и результаты своих поступков. Личность способна оценить себя и окружающих, при необходимости заняться самосовершенствованием и саморазвитием.

Для самосознания важно сформировать себя как личность, принимать себя таким, какой есть, поддерживая в трудных ситуациях, принимать решения, отвечать за свои поступки, делать выбор, прислушиваться к себе, проявлять свою индивидуальность, развиваться, реализовывать свои возможности.

Сущность процесса воспитания, его особенности, общие закономерности

Под воспитанием в широком смысле понимается подготовка подрастающих поколе­ний к жизни. Изначально воспитание ребенка носит «стихийный», незапланированный характер, это скорее повседневное влияние, кото­рое оказывают родители, родственники и окружение на раз­витие и формирование подрастающего человека.

С момента попадания ребенка в систему образовательно-воспитательных учреждений, его воспитание начинает осуществляться в рамках педагогического процесса.

Процесс воспитания (как педагогический) — целенаправ­ ленная, специально организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осу­ществляемая в рамках педагогической системы (учреждения).

При этом воспитатель:   

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Воспитание способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Цели и задачи воспитания

Основной целью воспитания является оказание помощи личности в разностороннем развитии. Она конкретизируется через комплекс задач:

1. Формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

2. Гармоничное развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

3. Овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

4. Формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

5. Развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

6. Обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников: самого воспитанника, семьи, школы, окружения, коллектива, литературы, искусства, СМИ, общества в целом.

Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

3.У каждого певца есть свои достоинства и недостатки. Именно от уха вокального слуха педагога будет зависеть правильная диагностика дефектов голоса и пути их устранения. Голосовые дефекты могут быть приобретены еще со школьной скамьи в процессе обучения пению у неопытных педагогов, в результате неверно определенного типа голоса, могут также зависеть от природных дефектов в строении голосового аппарата.

Дефекты голоса:

Горловой призвук, зажатость тела, зажим нижней челюсти, языка, тремоляция, качка, форсировка, носовой призвук, заглубленность, стертая середина, сип, широкий звук, переближенный звук, низкая певческая позиция, нечистая интонация.

Горловое звучание

Это, пожалуй, один из наиболее часто встречающихся дефектов голосоведения. При пении «горлом» голосовые связки испытывают что-то вроде спазма, они теряют способность свободной вибрации, фазы смыкания и размыкания связок по времени становятся практически одинаковыми, и даже фаза смыкания может превосходить фазу размыкания. В женских голосах горловое звучание в грудной части диапазона приводит к жесткому, напряженному тембру. Если есть «горлинка» в верхней части диапазона, то верхи звучат без вибрации, излишне прямолинейно, резко, сдавленно, пронзительно. В мужских голосах этот дефект чаще связан с применением открытого звучания без прикрытия. Пение «горлом» также бывает связано с форсировкой звука. Снять горловое звучание очень трудно. Главное — правильно определить его причину. Бывает, что этот дефект можно устранить работой над дыханием, укрепляя и углубляя опору. Возможно и применение мягкой или придыхательной атак. В иных случаях горловое звучание приобретает чрезмерно прикрытый голос, — тогда нужно отказаться от этого приема и наладить голосоведение на более открытом звуке, а затем перейти к более верной технике прикрытия.

Тусклое звучание голоса

Оно возникает из-за излишнего применения приема «прикрытия», в результате которого звук запрокидывается назад, в затылок. Возможна и другая причина — плохое смыкание связок. В этом случае стоит перейти к упражнениям на твердую атаку.

Зажатия или зажимы

Некоторые виды зажима выявляются при наблюдении за поведением ученика в процессе пения: зажим корпуса, шеи, рук, нижней челюсти. Другие же можно услышать в голосе: зажим языка, зажимы в мышцах ротоглоточного канала. Мышечная скованность тела снимается правильной установкой корпуса поющего: ученик должен стоять прямо, голову держать так, чтобы шея и позвоночник создавали прямую линию без перегибов (голову не запрокидывать назад и не наклонять сильно вперед), поясницу немного прогнуть, плечи развернуть, грудь слегка приподнять, руки свободно расположить вдоль тела. походить во время пения, поделать небольшие наклоны, повороты шеи.

Зажатость (иными словами, тот же «горловой призвук») звука зависит от неправильной работы голосовой щели, смыкание которой происходит слишком долгое время.

Дефекты тембра: носовой призвук, заглубленный звук, «белый» звук.

Для ликвидации этого дефекта нужно активизировать работу мягкого нёба. Аналогичный прием можно использовать при пении «белым», то есть переближенным, звуком. Проблему заглубленного звука можно исправить, предлагая ученику упражнения, содержащие сочетания близко произносимых согласных и гласных,

Дефекты дикции

Они могут быть связаны с природными нарушениями речи (шепелявость, картавость и т.д.), с вялой работой артикуляционного аппарата, с искажением слов при пении. Всем известны актерские упражнения для развития дикции, неплохо было бы к ним прибегнуть и на уроках вокала.

Сип Сип, или, как говорят еще, «песок», в голосе появляется, к сожалению, не так уж и редко. Нечистый, стертый тембр может быть приобретен в результате неверной эксплуатации певческого аппарата. нужно каждую партию подтягивать к голосу, делать ее удобной для него. Не следует петь того, что не по голосу, потому что это разрушает полноценность голоса и пения. Все голоса индивидуальны: нужно освобождать и вскрывать природу голоса, не стремясь к несвойственным ей качествам».

Причиной сипа может быть и постоянное применение придыхательной атаки, то есть вялая работа связок и дыхания. Устранить этот вид сипа можно, прибегнув к твердой атаке, используя упражнения на стаккато с пропеванием этой фигуры сразу же на легато и обращая пристальное внимание на работу опоры дыхания.

Сип в голосе может быть слышен и в период физиологических изменений — таких, как мутация. В этом случае нужно сократить голосовую нагрузку или снять ее вовсе на время, рекомендуемое врачом-фониатром.

Нарушения вибрато

Наиболее частые случаи — тремоляция, «прямой голос».

Тремоляция, или «барашек», в голосе возникает при слишком частом вибрато (чаще, чем 6-7 колебаний в секунду). Для устранения этого дефекта нужно обратить внимание на снятие излишних напряжений, чтобы гортань могла работать свободно.

Форсировка

Форсированный голос звучит напряженно, надсадно и нарочито громко. Для людей с большим объемом голоса громкое его звучание — естественный процесс, при котором голос не теряет красоты вибрато. При таком пении теряется полетность звука, а с ней и способность «пробивать» зал.

Второй вид форсировки возникает в том случае, когда человек, Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.

В качестве совета: пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события - пойте в середине вашего диапазона и не более 30—40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, и вам трудно говорить — сократите занятие на 10 минут.

Фальшивая интонация

Этот дефект голосоведения возникает по ряду причин, которые могут быть, впрочем, взаимосвязаны. Не будем подробно рассматривать природный дефект слуха, связанный с нарушениями в слуховом аппарате.

В музыкальные учебные заведения часто поступают люди, не имеющие начальной музыкальной подготовки. Но в пении такие люди могут обладать необыкновенной выразительностью и красивым тембром и абсолютно чистой интонацией. Традиционное развитие слуха таких людей происходит в процессе обучения путем приобретения теоретических знаний.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!