Наивный материализм и диалектика древних греков



Из истории известно, что ещё за многие столетия до нашей эры в странах Древнего Востока – Египте, Вавилоне, Индии и Китае, а также в европейских странах – Греции и Риме существовало рабовладельческое общество. Богатые рабовладельцы, духовенство и купцы составляли в этом обществе класс эксплуататоров, живших за счёт труда бесправных рабов, малоземельных крестьян и ремесленников.

Философия возникла и развивалась в этих странах как идеология враждовавших между собой групп рабовладельцев, которые вели ожесточённую борьбу за экономическое и политическое господство. Что же касается рабов и беднейших слоёв свободного населения, то они были придавлены нуждой и непомерно тяжёлым трудом и вообще не имели возможности заниматься ни наукой, ни философией.

Существовавшее в рабовладельческом обществе религиозно-идеалистическое миропонимание имело целью увековечить реакционные формы государственного правления, выгодные кучке аристократических слоёв рабовладельцев. Однако в ту далёкую эпоху в обществе были и передовые силы, выступавшие против деспотических режимов, боровшиеся против идеалистических и религиозно-мифологических представлений о мире. В этой борьбе складывались различные оттенки философской мысли, которые в дальнейшем перерастали в разнообразные философские течения.

В условиях рабовладельческого общества философская мысль достигла особенно высокого развития в Древней Греции. Восприняв естественнонаучные знания и философские идеи, накопленные в странах Древнего Востока, древнегреческие мыслители развили их дальше, внеся много нового как в зарождавшиеся тогда области науки, таки в философию. Историческое значение древнегреческой философии мы определяем исходя, прежде всего, из того, что внесли её представители в разработку материализма и диалектики.

Философия Древней Греции возникла в тот период, когда на смену первобытнообщинному строю пришёл строй рабовладельческий.

Первые философы Древней Греции были стихийными материалистами. Они пытались понять, что представляет собой мир как единое целое, найти первооснову, первоначало всех природных вещей. Родоначальником древнегреческого материализма считается Фалес (около 624–547 до н.э.). За основу всего существующего он принимал воду. По его мнению, именно вода есть материальное первоначало всех вещей: все возникает из неё и все в неё превращается. Его последователь Анаксимандр (около 610–546 до н. э.) брал за основу неопределённую среду (апейрон), указывая, что это единое материальное первоначало находится в вечном непрерывном движении. По мнению Анаксимандра, из апейрона выделяются противоположности, соединение которых и образует различные предметы и явления мира. Ученик Анаксимандра Анаксимен (около 588– 525 до н.э.) первоосновой всего существующего считал воздух. Для него это беспредельная и бескачественная основа основ всех вещей, которая может находиться в различных состояниях. Разрежаясь, она превращается в огонь, сгущаясь и уплотняясь, становится ветром, водой, камнем.

Таковы представления первых древнегреческих философов о единстве и многообразии мира, о том, из чего состоят все вещи. Эти представления были ещё примитивными, носили характер смутных догадок, но с их помощью осмысливался окружающий мир, схватывалось то общее, что лежит в основе происходящих в нем многообразных изменений. Древнегреческие философы-материалисты делали первые попытки объяснить закономерные изменения природы. Так, например, Анаксимандр, стремясь объяснить происхождение живых существ, утверждал, что жизнь возникла благодаря солнечному теплу и влаге. Материалисты Древней Греции искали причины и таких явлений, как радуга, молния, землетрясение, солнечное затмение, задумывались над происхождением небесных светил.

Дальнейшее развитие идей материализма и диалектики связано с именем Гераклита (около 544–483 до н.э.). За основу всего существующего Гераклит брал огонь, считая его единым материальным первовеществом природы. Его знаменитое положение: «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим» – В. И. Ленин назвал очень хорошим изложением начал диалектического материализма.

Гераклит указывал на наличие закономерности в природе, называя эту закономерность «логосом». Он развивал мысль о том, что все в мире находится в процессе вечного движения, что все течёт, все изменяется, подчиняясь закономерности, «логосу». Эти изменения Гераклит считал результатом действия противоположных сил и заявлял, что все происходит через борьбу и что обновление наступает в силу необходимости.

Гераклит подметил, что развитие не есть простое повторение. Солнце, говорил он, не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое. Представление о мире как о чем-то материальном, находящемся в вечном потоке изменения, обновления и развития, – это и есть то ценное в философии Гераклита, что было воспринято и всесторонне развито в последующей научной философии.

Гераклит твёрдо верил в возможность познания мира и считал, что для человеческого разума нет преград. Вместе с тем он видел сложность и трудность познания истины и говорил, что природа любит скрываться. Поэтому, утверждал Гераклит, недостаточно открыть глаза и уши, чтобы стать мудрым и знающим. Постигать природу нужно разумом, мышлением, которое составляет великое достоинство человека.

Разумеется, низкий уровень общественного производства, и науки раннего рабовладельческого общества заметно сказался на характере сделанных Гераклитом философских обобщений. Его взгляды, как и взгляды других древних мыслителей, во многих отношениях наивны и несовершенны. Тем не менее, Гераклит предстаёт перед нами как крупнейший древнегреческий философ-материалист и один из самых выдающихся представителей античной диалектики.

Большой вклад в развитие материализма сделал Демокрит (около 460–370 до н. э.). Он являлся выразителем стремлений тех слоёв рабовладельцев, которые были заинтересованы в развитии торговли и ремёсел. Демокрит, как и многие мыслители древности, был не только философом, но и естествоиспытателем. Его заслуга перед философией и наукой состоит в том, что он обосновывал идею о внутреннем строении материальных объектов. Демокрит и его последователи доказывали, что все предметы состоят из множества невидимых частиц – атомов, которые вечны, неизменны, непроницаемы и неделимы. Атомы находятся в непрерывном движении, перемещаясь в пустоте и кружась в вихре. В процессе этого движения они сочетаются между собой и порождают все сложное: огонь, воду, воздух, землю. Для Демокрита движение вечно, безначально; движущиеся атомы – это бытие, а пустое пространство – небытие.

Как видно из сказанного, Демокрит пытался выделить такие всеобщие формы существования материи, как движение, пространство, время. При этом он ошибочно допускал, что пространство может существовать без атомов, т. е. без всякой материи. Однако, несмотря на это и ряд других неверных представлений, атомистическая теория Демокрита в течение многих столетий служила путеводной звездой для науки. Разумеется, современное учение об атомах существенно отличается от представлений Демокрита. Но его общий философский вывод об объективном существовании материальных атомов сыграл огромную роль в истории науки и философии.

Развивая материалистическую теорию познания, Демокрит считал, что сознание человека есть результат воздействия на органы чувств объективно существующих предметов. Правда, это воздействие он понимал упрощённо. По его мнению, от каждого предмета во все стороны исходят потоки атомов, которые достигают органов чувств и вызывают ощущения. Вместе с тем в этом примитивном взгляде содержалась глубокая идея, что материальная природа существует объективно, а наши мысли отражают объективный мир.

Демокрит подошёл к пониманию того, что наши органы чувств – органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – могут воспринимать далеко не все вещи и явления. Он утверждал, что в мире есть то, что бесконечно мало и что человек не в состоянии ни видеть, ни осязать, ни чувствовать на вкус. Как же человек познаёт подобные явления? Отвечая на этот вопрос, Демокрит ссылался на силу разума. Все, что ускользает от чувственного познания, может и должно быть обнаружено разумом. Знание об атомах, например, можно получить лишь с помощью мышления, умозрительно. Тайны природы, согласно Демокриту, постигаются мышлением. Разум – это наиболее совершенный инструмент познания.

Так шаг за шагом зарождавшееся материалистическое и диалектическое миропонимание, опираясь на данные науки и практики, все глубже проникало в сокровенные тайны мироздания, преодолевало заблуждения и вооружало людей истинными знаниями. Материалистическое учение о мире отвергало легенды о сотворении природы из чего-то нематериального. Последователь Демокрита древнеримский философ Тит Лукреций Кар писал: «Из ничего не творится ничто по божественной воле».

Развитие материализма встречало сильнейшее сопротивление со стороны защитников религиозно-идеалистического мировоззрения. Особенно ожесточённый характер борьба между идеализмом и материализмом приняла в V–IV вв. до н. э., когда в античном обществе резко выявились классовые противоречия и обострилась борьба за политическую власть между рабовладельческой демократией и рабовладельческой аристократией.

Самым крупным представителем идеалистической философии в Древней Греции был выходец из рабовладельческой аристократии Платон (427–347 до н. э.), который искал в идеализме теоретическое обоснование реакционного режима рабовладельческого государства. Он открыто возглавил борьбу против материализма и прямо сетовал на то, что под влиянием материалистической философии молодые люди впадают в безбожие.

Платон создал систему объективного идеализма. Миру чувственных вещей он противопоставил мир идей, или бестелесных форм вещей, и утверждал, будто идеи существуют объективно, независимо от природы и общества. Мир реальных вещей Платон называл миром теней, заявляя, что вещи – это лишь бледные копии, тени идей. Согласно Платону, материя сама по себе не существует, она становится действительностью только благодаря творческой силе идей, духа. Природа, которую воспринимает человек, реальна лишь постольку, поскольку она причастна к миру идей. Идеи – это вечные прообразы вещей, они только мыслятся, но не могут быть видимы, их тени – чувственные вещи – видимы, но лишены истинного существования.

Человеческая душа, или дух, учил Платон, существует независимо от тела в потустороннем мире идей. Она нематериальна и вечна. Так обосновывался миф о бессмертии души, которая будто бы лишь временно вселяется в человека, а потом вновь возвращается в пучину вечности.

Платоновская философия – это последовательный идеализм, который отрывает идеальное от материального, мысль от материи, общие понятия («плод» вообще, «дом» вообще) от реальных вещей и приходит к выводу, что существует мир и независимо от него – идея мира, бог, что существует человек и независимо от него – душа. На этом примере наглядно видно, как идеализм смыкается с религией. Платон и его последователи считали бога демиургом, т. е. творцом, создателем мира, природы.

Цель идеалистической философии Платона – убедить людей, что они не должны принимать окружающий мир за реальный, что им не следует искать сущность в вещах материального мира, а надо пытаться познать некое истинное идеальное бытие, созерцая для этого «божественный порядок». Платон считал, что чувства не дают человеку сведений о сущем и что понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате того, что душа якобы вспоминает те идеи, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, ещё не будучи связанной с человеческим телом. По мнению Платона, подлинное знание является знанием о сверхчувственном царстве вечных идей. Исследуя природу общих понятий, он стремился принизить роль чувственного познания, наблюдений, опыта, заявляя, что они не могут дать нам истины. Таким образом, реальный процесс познания представал у Платона в извращённом виде.

Реакционные идеи Платона широко использовались философами-идеалистами в прошлом. Различные варианты подобных идей довольно часто встречаются и в современной буржуазной философии.

Несостоятельность многих положений платоновского объективного идеализма показал великий древнегреческий мыслитель Аристотель (384–322 до н. э.). В своих многочисленных сочинениях, в том числе и философских («Метафизика», «О душе» и др.), он убедительно опроверг идеалистические взгляды о первичности бестелесных идей. Критикуя Платона, Аристотель правильно отметил, что общие понятия нельзя отрывать от чувственных вещей и что идеи не могут существовать без самих вещей. Однако при этом Аристотель не был до конца последователен и в решении ряда коренных философских вопросов колебался между идеализмом и материализмом. Признавая материю в качестве общей основы всех вещей, всякого бытия, он заявлял, что материя не есть определённое или действительное бытие, что это лишь некая бесформенная, инертная, лишённая жизни субстанция. Для того чтобы материя стала активной, приобрела жизненную силу, она должна воплотиться в форме.

Форма, по Аристотелю, – это суть бытия каждой вещи, её общая и первая сущность. Материя выступает в чувственно-реальных вещах только в единстве с формой. Например, создавая из глыбы мрамора образ человека, скульптор придаёт ей определённую форму, которая и составляет сущность этой статуи. Природа, по Аристотелю, также развивается благодаря тому, что форма придаёт материи определённое содержание. Исходя из этого, он пришёл к ошибочному заключению, будто все явления природы содержат в себе разумную действующую силу, цель (энтелехию). Этой целью и сущностью бытия и является, согласно Аристотелю, форма. Не будучи в состоянии научно объяснить источник происходящих в мире изменений, Аристотель искал этот источник вне материи, в сверхчувственной форме, утверждая, что формой всех форм и перводвигателем всей природы является бог. Подобная ссылка на разумного творца всего сущего впоследствии широко использовалась реакционной философией.

Аристотель высказал много глубоких мыслей о познании. Он отмечал, что общие понятия, категории (сущность, количество, качество, причина и др.) выражают свойства и отношения бытия, Аристотель серьёзно исследовал многие вопросы диалектики, разрабатывал учение о законах и формах мышления. Его логические исследования не потеряли своей ценности и по сей день.

Таким образом, древнегреческие мыслители высказали много ценных философских идей. Особенно плодотворное влияние на дальнейшее развитие философии оказали положения древних материалистов о единстве мира, о соотношении сознания и материи, о строении материи. Большое значение имели их догадки о диалектике природы, о вечном изменении и развитии мира, о естественной закономерности и причинной обусловленности всех явлений. Древние философы обосновывали возможность познания мира, подметили некоторые особенности взаимоотношения чувств и разума, ощущений и мысли, выделили ряд философских понятий и категорий.

Во взглядах древнегреческих мыслителей содержались элементы, зачатки самых разнообразных философских систем, разрабатывавшихся в последующие исторические периоды.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 425; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!