К соответствующим местам основного текста

Искажения христианства. Православное сектантство

О праведниках и “правильниках”, страсти учительства

И самовольно взявших на себя учительское достоинство

… если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (Матф. 5,20)

 

ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ШЕСТОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО.

64. Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или

учить, и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться

преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учитель-

скаго слова, и от них поучаться Божественному. Ибо в единой Церкви

разные члены сотворил Бог, по слову Апостола, которое изъясняя Григо-

рий Богослов ясно показывает находяшийся в них чин, глаголя: сей, бра-

тия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей

рукою, а другой иным чем-либо; сей да учит, тот да учится. И после

немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздаю-

щий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем

все языком, аще и всего ближе сие, ни все Апостолами, ни все Пророка-

ми, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто

твориши себя пастырем, будучи овцею? почто делаешься главою, будучи

ногою? почто покушаешься военачальствовать, быв поставлен в ряду вои-

нов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах;

не распростирайся убог сый с богатым; не ищи мудрых мудрейший быти.

Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на сорок дней

да будет отлучен от общения церковнаго.

Проблема так называемого “самовольного учительства” в современной Церкви, несмотря на кажущуюся ее мелочность, на мой взгляд, довольно значительна и требует серьезного к ней отношения, как со стороны приходских пастырей, так и со стороны и церковного руководства. Именно поэтому я и начал свою статью с 64-го правила шестого Вселенского Собора, высказавшего свое отношение к такого рода деятельности.

Круг этих учителей очень даже широк: от захожанина, что-то слышавшего от прихожан до благочестивой бабули с 50-ти летним стажем хождения в церковь, от человека, ни разу в жизни не прочитавшего всё Евангелие до семинариста и студента-теолога. Объединяет их одно: уверенность в своей правоте, в своем православии, в своем призвании поправлять, наставлять, учить! Вот это самое стремление учить и носит название “страсть учительства”. Страсть эта прямо противоположна духовному дару учительства и происходит от гордости, то есть превозношения над ближним, высокомерия, самомнения, переоценки себя и своих качеств. А чему может научить гордец? Да чему угодно, но только не христианству, не Православию. Как можно учить христианству, не зная Христа, не имея Его качеств: кротости и смирения сердца? Как можно учить духовному, не имея Духа Христова, вцепившись в мертвую букву законов, правил и поучений, то есть, являясь тем самым законником, книжником и фарисеем, которых и обличал Христос? А ведь учат, зачастую даже не зная писаний, на которые так любят ссылаться. В качестве примера приведу случай из жизни нашего прихода.

К молодой женщине в джинсах подходит бабуля и спрашивает: “А Вы читаете Евангелие?” - Да, а что? – слышится в ответ. – Так вот, в Евангелии написано, что женщинам в церковь ходить в брюках нельзя!

Бабуля, милая, да никто из евангелистов и знать не знал, что это такое - брюки, в те времена мужчины носили хитоны. Уж если на то пошло, то не Евангелие, а Ветхий Завет запрещает женщине носить мужскую одежду, а мужчине – женскую, причем везде, а не только в храме. Но разве женские брюки относятся к мужской одежде? Мы живем в двадцать первом веке, и давайте не будем пытаться вырядить всех женщин в столь милые нашему сердцу сарафаны, самовольно взяв на себя роль блюстителей церковного благочестия, и будем более внимательно читать Священное Писание во избежание в дальнейшем подобного рода нелепиц. А как бы мог развиваться этот диалог при условии действительного знания горе-наставницей хотя бы Нового Завета?

Итак, к молодой женщине в джинсах подходит бабуля и спрашивает: “А Вы читаете Евангелие?” - Да, а что? – слышится в ответ. – Так вот, Ваш нецеломудренно обтянутый джинсами зад вызывает среди прихожан целую бурю страстей: у одних – вожделение, а то и грубую похоть, у других, не имеющих столь соблазнительных форм – зависть, у третьих, в том числе и у меня – осуждение. По словам же Господа, кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через кого соблазн приходит. Если же Вы и ко Причастию подходите в таком виде, то вряд ли это пойдет Вам на пользу, так как, по слову апостола Павла, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. И вообще, Ваш внешний вид больше подходит для дискотеки и вносит дисгармонию в благочестивую обстановку нашего храма.

Конечно, этот случай с Евангелием и брюками кажется незначительным, не стоящим внимания, да и преподнес я его несколько иронично, однако в глазах инославных христиан, в большинстве своем хорошо знакомых с текстами Нового Завета, он уже подрывает авторитет Православной Церкви. Но, на мой взгляд, гораздо страшнее, когда начинают учить люди, занимающие в церкви какую либо должность: свечницы, пономаря, регента, псаломщика и так далее. А уж когда служение в церкви сочетается с получением духовного или религиозного образования, то такой “праведник” иногда получается, что и подойти страшно: а ну как опалит огнем своей “святости”. Так ведь сам подойдет, а продвинутый даже услугами электронной почты воспользуется, чтобы и просветить, и освятить. Не знает, видимо, “праведник”, что дары Духа Святого, в том числе и дар учительства, не то что в процессе обучения, но даже и вместе с дипломом не выдаются. Это дар Божий. В глазах же простого, мало воцерковленного человека уже сама принадлежность к числу церковнослужащих или учеба в семинарии воспринимается как гарантия некоей правильности и поэтому слово каких либо свечницы, студента или псаломщика воспринимается как слово Церкви, как воля Самого Бога. А уж те, естественно, преподносят свою точку зрения как учение Православной Церкви, как истину в конечной инстанции. Только вот о чем, по словам одного из ведущих богословов страны диакона Андрея Кураева мы можем сказать: “Так учит Церковь”? - Только о Символе Веры.

И вот уже Господь, по Своей великой, безмерной любви к нам распявшийся на кресте за наши грехи, который Сам есть Любовь, выставляется тираном, деспотом и самодуром, так как исполнение всех запретов, требований и ограничений, играющих лишь вспомогательную роль на пути к единственной цели христианской жизни - стяжанию Святого Духа Божия, становится самоцелью, преподносится как нечто самое главное и приписывается Его воле. Сюда же можно отнести и все прочно укоренившиеся в церковном обиходе, но ничего общего с Православием не имеющие нелепые традиции, обычаи и суеверия, например то, что нельзя передавать свечи через левое плечо, после Причастия целовать иконы, есть круглое и пользоваться ножом в день усекновения главы Иоанна Предтечи, посещать кладбище во второй половине дня и прочий благочестивый бред. Интересно, что и сами церковные формы при этом теряют свою целостность и становятся какими-то полуязыческими. Всё церковное, к чему прикасается язычество, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие "Спасы", "народные приметы" и тому подобные вещи. Отсюда и происходит "птичий язык", так возмутивший прихожанку одного из московских храмов. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть медовым? можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать "яблочным"? Вот это и есть самый настоящий лубок - когда вместо серьёзного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах - о счастье, о смерти - мы говорим о куличах и пасхах... (Игумен Петр Мещеринов. “Жизнь в Церкви. О лубочном христианстве”)

Священнодействия и Таинства Церкви подменяются шаманизмом и обрядоверием. Люди “вычитывают” правила, называя это вычитывание молитвой, и превращают молитву, то есть Богообщение в какое-то магическое действие, где самое главное – прочитать все, что положено, как положено и когда положено. И никуда Ты, Господи, от нас не денешься, мы “все сделали правильно”! Если магизм проникает в Церковь, он коренным образом извращает внутренний строй христианина, так что он фактически перестает им быть, хоть может быть внешне весьма воцерковленным человеком. Магизм в Церкви прежде всего извращает отношения человека и Бога, извращает саму мысль о Боге. Бог становится не любящим Отцом, а неким абстрактным принципом, внушающим прежде всего не сыновнюю любовь, а боязнь подчиненного к загадочному начальнику. Между человеком и Богом невозможными становятся личные отношения, а именно в них суть нашей религии; возникают отношения формальные, юридические; благоугождение Богу переносится из сферы нравственной - исключительно в исполнение определенных внешних правил. Магическая точка зрения стоит на том, что Богу нужен только обряд, правильно, во время исполненный; в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются.

Что из всего этого получается на практике? То, что церковь превратилась у нас в некую белую магию православного обряда. Со Христом человеку не всегда легко и комфортно. Он заповедает: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь (Мк. 12, 30). Это требует, как я уже сказал, нравственного напряжения, устремления сердца ко Господу. Людям это неудобно, да и с амвонов не часто услышишь об этом. Пастырям проще выступать в роли жрецов - отслужить молебен или требу, и, получив плату, на этом закончить созидание Церкви. Людям же легче поставить свечи, написать записки, пройти по канавке и т.п., в надежде, что они автоматически окажут нужное магическое действие, - чем разбираться в своей жизни и строить её в соответствии с Евангелием. (Игумен Петр Мещеринов)

Люди постятся, не зная, что такое пост, сведя весь смысл его к тому, чтобы не съесть что-то скоромное* и объясняют это тем, что так, дескать, угодно Богу, что непостящимся уготовано место в аду, что их Бог накажет. Это - не пост. Это - диета и клевета на Бога, ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. И эта диета вкупе с другими “богоугодными” делами только надмевает. Происходят воистину страшные вещи: огромное количество христиан не знает Христа, живет и спасается еще Ветхим заветом, то есть делами Закона, стремится к ветхозаветной праведности и, исполнив какую либо часть Закона, так как исполнить весь Закон не может никто(!), причисляет себя к категории “правильных”. Ну а всех остальных, и в первую очередь тех, кто не выставляет свою правильность напоказ, естественно, записывают в грешники.** Не так давно один такой “правильный” псаломщик-неофит, любящий говорить о себе и Церкви “мы”, заявил мне, что я протестант. Я так и не понял, что это было: оскорбление, комплимент или отлучение меня от Церкви. Себя то, конечно, он считает далеко не последним членом Церкви Христовой, так как в его “мы” ясно слышится “Я и Церковь”. Однако хождение в Церковь земную еще не означает вхождения в Церковь Небесную, ибо, если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. Профессор богословия А. И. Осипов дает своим слушателям очень хорошее, точное понятие Церкви: Церковь есть единство в Духе Святом всех искренне стремящихся жить по Евангелию. Но не популярен среди прихожан Дух Божий, господствуют в церковной среде духи лжеправедности, лжестарчества, царят в умах людей нелепые бредни про ИНН, паспорта и сотовые телефоны, ходят по рукам диски с обращением бывшего епископа Диомида и фильмами типа “Встреча с вечностью”. Сколько вреда принесет один такой диск, передаваясь из рук в руки внутри одного прихода? Боюсь, очень много. Тут и испорченные отношения между прихожанами, и недоверие к церковному руководству, и, что самое страшное, впадение в прелесть собственной праведности с неизбежным при этом отпадением от Бога и Церкви. А сколько таких дисков гуляет в масштабе всей Церкви? Чем руководствуется в жизни отнюдь не малое количество современных христиан: Словом Божиим, словом святоотеческим, словом пастыря (имеется в виду истинный пастырь***) или бреднями новоявленных “старцев”, которые иначе, как “старческим маразмом”, и не назовешь? Обращение ныне отошедшего ко Господу Патриарха Алексия II с призывом сохранять христианское трезвомыслие в отношении пресловутых паспортов и ИНН попросту проигнорировано: как же, Диомид сказал, Рафаил сказал, еще какой-то “старец” сказал! Вконец обнаглевшие лжепатриоты дерзают оскорбительно называть епископат Русской Православной Церкви “господа иерархи”, но себя, тем не менее, именуют православными христианами. Иеросхимонах Рафаил (Берестов) вообще обвиняет патриархов Алексия I, Пимена, Алексия II и практически весь епископат в грехе сергианской ереси, и тем самым всю Церковь как бы отлучает от Церкви.**** В так называемых “православно-патриотических” изданиях сплошь и рядом встречаются публикации, имеющие антиправительственную, антигосударственную направленность, что лично я расцениваю как попытку дестабилизировать отношения Церкви и государства, поставить Церковь вне закона. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу – эти слова Господа относятся не только к уплате налогов. Самим фактом прохождения переписи, направленной на укрепление власти языческого, оккупационного государства сразу же после Своего Рождества, Господь подает нам пример законопослушания. Или может быть Он, всемогущий Бог, не волен был родиться в другое время, может по младенческой немощи не воспротивился тому, чего бы никогда не допустил, будучи в силе? Кого обличал Христос: кесаря-язычника, оккупантов-римлян или “праведных” законников, книжников и фарисеев? Когда Господь или апостолы вмешивались в государственные дела, ввязывались в политические интриги? Никогда! Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение – эти слова апостола Павла сказаны в те времена, когда сам факт принадлежности к числу христиан уже мог расцениваться как государственное преступление, когда за это побивали камнями, распинали, публично скармливали зверям, сжигали. Но, тем не менее, апостол повелевает повиноваться властям. Так во что нас втягивают, а кого-то уже втянули, лже-старцы и так называемые патриоты, а я бы сказал - марионетки в руках опытных кукловодов, которые и руководят этим сатанинским спектаклем, для которых здесь, на земле, Русская Православная Церковь – враг номер один? Не в разрушение ли Храма Божьего, Церкви Христовой? Не случилось ли так, что на сегодняшний день Церковь только внешне сохраняет видимость единства, а фактически уже на приходском уровне она расколота на множество “православных” сект***** и самое активное участие в этом расколе приняли как раз “ревнители церковного благочестия”, современные книжники и фарисеи, носящие имя православных христиан?

Пояснения

к соответствующим местам основного текста

*) Вопрос: человек с миской  квашеной капусты и куском черного хлеба сидит перед телевизором. Он смотрит не какие-то “развлекушки”, он смотрит новости, чтобы быть в курсе происходящих в мире событий. Можно ли назвать его постящимся?

Ответ: Назвать, конечно, можно, но человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Апостол Иоанн прямо говорит: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. Работая в храме, обо всем, что творится в мире, я узнавал, даже во время Великого поста, обедая в церковной трапезной. Выборы президента Украины, катастрофы и природные катаклизмы, а так же опасность сотовых телефонов, модифицированных продуктов и многое другое – все обсуждалось за трапезой. Не было только одного, хоть разговоры об этом и были: чтения, пусть даже в виде аудиозаписи, Псалтири. Таким образом, на время поста трапезная для меня превращалась просто в диетическую столовую.

**) По поводу оправдания делами закона много сказано в посланиях апостольских, например: мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. И еще: если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Так что же, отвергнем Христа и будем надеяться на закон? В таком случае мы обязаны исполнить весь(!) закон: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Может быть, отвергнем закон, как это сделали протестанты? Нет, ибо законом познается грех. Так что же от нас требуется? Через закон познать свою, а не чужую греховность, свою неспособность оправдаться делами и возопить: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! Святой Исаак Сирин сказал: Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, а рождающемуся от них смирению, и если не будет такового, напрасны все подвиги и все труды. А о том, как рождается смирение, хорошо говорит св. Симеон Новый Богослов: Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи, т. е. открывает человеку его неспособность ни на что действительно доброе. Если же этого открытия не происходит, то внешне правильные, богоугодные дела надмевают их делателя и приводят к прямо противоположному результату – гордости.

***) Моя жена спросила у одного священника, когда нужно крестить ребенка. Ответ был ошеломляющий: до девятого дня, в крайнем случае, по особым обстоятельствам, разрешается до сорокового. А что, после сорокового дня не разрешается? Интересно, где его этому научили и чему он научит своих учеников, ибо теперь он сам преподает будущим священникам и богословам? Что за бабьи басни разносит человек, который по своему положению в Церкви призван нести людям Слово Божие? Как получилось, что требник священнослужителя заменил ему Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа?

Другой, очень авторитетный, особенно среди прихожанок, батюшка учит, что муж не должен требовать от жены послушания, а должен сделать так, чтобы жена сама захотела его слушаться. Прошу его пояснить, на каком основании он так учит, т. к. ни в Писании, ни у Святых Отцов я этого не находил, а по правилам Василия Великого всякое слово или дело должно подтверждать свидетельством богодухновенного Писания, в удостоверение добрых и в посрамление злонравных (правило 26, глава 1). Это было не праздное любопытство: по причине своеволия жены (бывшей), всегда находившего оправдание у этого батюшки, разваливалась наша семья. Причиной заступничества являлось, как я думаю, то, что его-то она слушалась, а я дерзал не всегда соглашаться с ним, иметь собственное мнение, принимать самостоятельные решения. Получалось, что главой моей жены являлся не я, ее муж, а священник, чужой муж, несмотря на повеление апостолов Петра и Павла женам повиноваться своим(!) мужьям. Интересно, кто же при таком раскладе являлся главой семьи? Так вот, после довольно длительного словоблудия с целью перевести разговор на другую тему и попыток обвинить в чем-либо меня выясняется, что сей духовный  наставник учит так на основании своего духовного опыта. Получается, что свой духовный опыт священник ставит выше Священного Писания, которое четко определяет порядок супружеских взаимоотношений. Как относиться к такому наставнику? Ответ опять же у Василия Великого – слушатели, наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учители, и согласное с Писаниями принимать, а не согласное – отметать, и держащихся таковых учений еще более отвращаться (правило 72, глава 1).

****) В брошюре “Набат”, изданной от имени Русской Православной Церкви, иеросхимонах Рафаил пишет: Такое тесное сотрудничество с мирской безбожной властью, ведшее к нарушению Канонов Церкви, называется сергианской ересью. Апостольское правило 30 гласит: “Аще который епископ, мирских начальников употребив, через них получит епископскую в Церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним”.

По этим рельсам сергианской ереси повели Святую Церковь Патриарх Алексий I (Симанский), Патриарх Пимен (Извеков) и нынешний Патриарх Алексий II (Редигер).

Так что, по иеросхимонаху Рафаилу (Берестову) Церковь наша не Церковь Христова, а сборище еретиков. Выводы делайте сами.

*****) По определению профессора богословия, преподавателя Московской Духовной Академии и Семинарии Алексея Ильича Осипова секта – это объединение людей вокруг лидера, имеющего свое личное понимание христианства, отличающееся от Церковного понимания, от учения Церкви, от традиций Церкви, от Священного Предания Церкви. В Православии такими лидерами становятся, как правило, приходские священники или монахи, заменяющие несчастным Самого Господа Бога.

“Батюшка благословил” - и говорить с человеком уже бесполезно, все доводы и аргументы, ссылки на Священное Писание, Святых отцов и просто призывы к благоразумию отвергаются с тупой уверенностью в собственном превосходстве и собственной правильности. У сектантов это называется послушанием, вот только вопрос в том, кому надо оказывать послушание – Богу или человекам? “К сожалению, нередко пастыри учат людей не христианству, а тому, что они понимают под христианством, - т.е. происходит подмена Бога и Церкви ее служителями” – пишет игумен Петр Мещеринов. И далее он показывает ошибочность позиции таковых послушников: “Рассуждают так: неважно, что батюшка говорит одно, а живет по-другому. Главное – моя вера в то, что в силу благодати священства батюшка возвещает мне волю Божию. – Это широко распространенная идеология; она совершенно не Евангельская. Не сказал Господь: если из 2-х слепых второй верит, что первый не слепой, то первый упадет в яму, а второй, за свою веру не упадет. Нет, Господь сказал: оба упадут в яму. И это вовсе не значит, что нужно осуждать священников или входить в разбирательство их жизни; а значит всего лишь трезво относиться к жизни, и помнить, что в Церкви ничего «слепого» нет. В частности, послушание естественно рождается из нормальных отношений пастыря и паствы, когда они – отношения взаимной любви и уважения, когда пастырь не себя преподаёт, и своё мнение о Церкви, духовной жизни и проч., а старается привести людей ко Христу. Тогда и послушание приносит свои благодатные плоды; тогда оно естественно, о нём особого разговора и нет. Когда же отношения старших и младших в Церкви не Евангельские, тогда послушание становится предметом спекуляций, теряет свой духовный смысл, и вместо средства для спасения становится рабским подчинением, только отдаляющим человека от Господа”.

“Батюшка благословил” – и это благословение придает вид богоугодности самым различным мерзостям, творимым благословленными проходимцами от православия “во Славу Божию” и порочащим всю Церковь. А основатель русской педагогики – К. Д. Ушинский считает, что религиозный лицемер хуже и вреднее всякого атеиста и позорит имя христианина…

…Господь говорил: “Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?”

Почему же это?

Один христианин так ответил на этот вопрос: “Насмешки и насилия безбожников не могут поколебать веры. Ее поколеблют лишь недостойные поступки верующих.

Страшно это слово. С кого больше спросится за оскудение веры, за разрушение храмов – с безумных ли, говорящих нет Бога, или с тех, кто, именуясь христианами, были чужды Его духу, кто покрывали высокими словами низкие свои деяния?” (Н. Е. Пестов. Современная практика православного благочестия. Пребывание во внешнем христианстве и фарисейство).

“Батюшка благословил” – и благословленные идиотки отравляют жизнь своим мужьям и детям, а то и просто разрушают семью. Вот что пишет по этому поводу игумен Петр Мещеринов: “и вот незрелые духовники перестают быть со-путниками, со-работниками, советниками христиан, а становятся безраздельными их властителями. Тем самым духовнические отношения выступают за рамки церковного чина. Будучи хоть и важной, но всё же частью духовной стороны жизни, они незаконно распространяются на всю её целиком. И тогда покривляется весь строй не только христианской, но и вообще жизни. Это можно наблюдать, например, в «православных» семьях, когда - что нередко бывает - главой жены становится не муж, а духовник; или когда, скажем, чтобы выполнить служебные обязанности, нужно «взять благословение духовника»… И вот теперь муж или начальник на работе зависят от совершенно посторонних и бесчинных факторов, недоумевая: что же это за «православие» такое? На этой почве рождаются конфликты, и даже распадаются семьи, а духовнические отношения становятся манипуляцией”.

Все это пришлось познать на своем собственном опыте и некогда служившему в таком приходе автору этих строк, которому навязывали безропотное послушание, которого пытались “смирить”, хорошо знакомому и с “послушниками”, и с проходимцами, женившемуся по благословению батюшки на “благочестивой” вдове и испытавшему все последствия бездумного (или безумного) послушания “духовному отцу”. Брак чисто формально просуществовал чуть более двух лет; это было просто узаконенное сожительство, в котором мне предназначили роль исполнителя прихотей жены и ее взрослой замужней дочери, роль бесплатного работника, раба, с чьим мнением можно не считаться и это был ад, а христианской семьи не было никогда. Слава Богу, не было и детей. После разрыва с сектантами я получил все, о чем может мечтать мужчина: у меня молодая, красивая, любящая жена, кроткая и смиренная (но не униженная и не забитая), христианка не только по имени, но и по духу, и сразу после свадьбы Бог (как я смею надеяться) благословил нас зачатием ребенка.

 

10.07.2010г. Сергей ЦВЕТКОВ

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!