Случай XXXIII. БАСО ГОВОРИТ: «ЭТО НЕ УМ, ЭТО НЕ БУДДА»



 

 

Действующие лица

 

Духовная биография Басо приводилась в третьем томе серии Дзэн и дзэнские классики.

 

СЛУЧАЙ

 

– Что такое Будда? – спросил монах у Басо.

– Это не ум, это не Будда, – ответил Басо.

 

Смысл этого случая сам по себе достаточно прост, но он приобретает необычайную глубину и становится интересным после того, как мы прочтем следующий отрывок из Басо‑року (первые три предложения этого отрывка составляют случай XXX).

 

Ходзё с горы Дайбай, встретившись с Басо, спросил у него:

– Что такое Будда?

– Твое сознание, – ответил Басо, и Ходзё достиг полного просветления.

Впоследствии, узнав, где Ходзё поселился, Басо послал к нему монаха, который, придя к Ходзё, спросил:

– Встретившись с Басо, ты что‑то постиг и после этого поселился в горах. Что ты тогда постиг?

– Басо сказал мне: «Твое сознание – это Будда!», и поэтому я поселился здесь, – ответил Ходзё.

– Но недавно Басо изменил свое мнение, – продолжил монах.

– Как он изменил его? – спросил Ходзё.

– Теперь Басо говорит: «Это не сознание, это не Будда!»

– Bom старый плут! – воскликнул Ходзё. – Он сбивает с толку людей и никогда не говорит им правду! Что ж, пусть он теперь говорит: "Это не сознание, это не Будда!», я по‑прежнему скажу тебе: «Твое сознание – это Будда!»

Когда монах рассказал об этом Басо, тот с удовлетворением отметил:

– Много слив уже созрело![150]

Эта история имеет интересное завершение:

Фугюдзай, ученик Басо, поднялся на кафедру и промолвил:

– «Сознание – это Будда» – вот лекарство для тех, кто болен. «Это не сознание, это не Будда» – вот целебное снадобье для тех, кто отравился лекарством.

 

Это прекрасно! Мы думаем, что Будда вне нас. Чтобы исцелить эту излишнюю скромность, Басо дает нам лекарство: «Вы есть Будда». После этого мы начинаем думать, что мы и Будда – это одно и то же. Чтобы излечить болезнь, вызванную лекарством, Басо говорит нам: «Это не сознание, это не Будда!» Снова возвращаясь к случаю XXX, вспомним эпизод с участием того же ученика Басо.

 

Фугюдзай доставил письмо наставнику императора, мастеру Тю.[151]

– Чему учит вас Басо? – спросил Тю.

Сокусин сокубуцу ,[152] – ответил Фугюдзай.

– Странно это все, – сказал Тю и после короткого молчания спросил: – А чему еще учит вас Басо?

Хисин, хибуцу ,[153] – сказал Фугюдзай, а затем добавил: – Хисин, хибуцу, химоцу .[154]

– Это уже лучше, – сказал Тю.

– Так говорит Басо, а что вы скажете по этому поводу? – спросил Фугюдзай.

– Оно подобно завихрению воды в реке; оно подобно серпу, который срезает деревья шелковицы.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Если ты понимаешь, о чем говорит Басо, твое изучение дзэн подошло к концу.

 

Басо устраняет вначале наши сомнения, а затем и нашу веру. Мумон, в отличие от большинства писателей, умеет выражаться кратко. Давайте будем подражать ему хотя бы в этом.

 

СТИХОТВОРЕНИЕ

 

Если встретишь фехтовальщика,

дай ему меч,

Пока не встретишь поэта,

не показывай стихов.

В разговоре скажи три четверти того,

что знаешь,

Ни в коем случае не говори остального.

 

Басо учит каждого в соответствии с его «состоянием». Тонущему он не предлагает стакан воды. Блюющему он не предлагает шоколадную конфету. Последние две строки – старая китайская пословица. Ее смысл не в жадности или страхе быть непонятым, а в приспособлении средств к целям. Я лично не отношу себя к сторонникам упая , искусных средств, применяемых для постепенного раскрытия сознания. У нас нет подтверждений точки зрения махаяны о том, что Будда использовал упая вплоть до последних дней жизни – когда явил абсолютную истину в чистом виде. С точки зрения дзэн это невозможно. С рациональной точки зрения грубые люди всегда исповедуют грубые идеи, утонченные люди всегда исповедуют утонченные идеи, и подтверждение тому – вся история религии.

Постепенное раскрытие сознания – это учение, которое умным людям говорит глупые вещи, а глупым – умные, когда мечи дают поэтам, а воинам читают стихи. Будда – это одно, Будда – это другое, Будда – это не Будда. Все это – лишь сотрясание воздуха. И даже когда оно уместно для слушающего – особенно когда оно уместно для слушающего! – оно не имеет ничего общего с дзэн. Так мы можем переговорить самого Мумона; благо, он не может нам ответить. «В том и забава, чтобы землекопа взорвать его же миной!» – сказал Гамлет.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!