ДОМ И ГОРОД: ЦВИЛИЗАЦИОННАЯ ЛОГИКА ЖИЛОГО ПРСТРАНСТВА



 

«Дом», - какое простое слово. Нет в нём ни суффиксов, ни приставок, ни окончаний, одна только корневая основа. Что оно означает, казалось бы, знают все, и зачем из него выстраивать проблему, тянущую по весу на столь серьёзный форум – не понятно. Но это лишь на первый взгляд, а так проблемка-то есть, да ещё какая проблемища, на прямую связанная с вопросами цивилизационного развития и с тем, что мы скоро увидим там, за видимым горизонтом этого самого «развития». Может это будет пропасть, может новый сияющий восходом рассвет, а может там увидим свои собственные следы, и мы поймём, что ходим по кругу и этот путь привёл нас в никуда.

В Википедии о доме написано, решительно мало. Пишут, что слово вроде на основе латинского «доминус» - господин или «домас», что, в общем-то, означает дом аса (бога). Заимствовано оно от этрусков или сами латины придумали – непонятно. А ещё написано, что слово используется в смыслах жильё, здание, клан, цыганская этническая группа, единица поземного владения, программа телевидения и в конце списка – «астрологический термин». Почему-то Википедия ничего не говорит о «нашем доме – Планета Земля», о «нашем доме - Россия», о «доме семьи» и о «доме души» - внутреннем мире человека. Но если мы расшифруем «клан» и «астрологический термин», то получим некоторое представление, о каких домах пойдёт речь. В общем, всё становится проще, и мы назовём клан домом Рода, а «астрологический термин» космическим домом. Астрологические дома в астрологии - это сектора видимой части эклиптики, знания о них очень древние, относятся они к культуре древних Ариев. Человеческих фантазий и домыслов на эту тему накопилось достаточное количество. Одним из этих домыслов является отнесение этих знаний к истории заселения земли душами будущих людей с планет далёкого космоса, и они (эти планеты) до сих пор оказывают на своих потомков на Земле серьёзное влияние. Здесь же, по-видимому, кроются, и самые древние корни и понятия слова «дом».

Недавно я познакомился со своим первым домом. Это была комната в двухэтажном бараке, построенным заводом «Уралэлектроаппарат» для своих рабочих в послевоенную эпоху индустриализации и восстановления страны. Удобства, как говорится на этаже, а неестественно длинная комната в 14 кв. м. была разделена шторкой на две семьи, и в обеих семьях были маленькие дети. Большой барак – большая община, где случалось всё, что случается в жизни: любовь, взаимовыручка, общие дела, типа благоустройства двора и дома, общие праздники, драки, пьянки и прочее. Во главе этой общины стоял старший по бараку, у которого было власть, бланки и треугольная печать.

Вторым моим домом была восьми квартирная коммуналка с центральным отоплением и привозным газом. У каждой семьи была своя комната в трёхкомнатной квартире, и удобства были уже в квартире, а не на этаже. Все знали всех. Когда надо сидели с соседскими детьми, заходили за «трояком» до получки, покупали кефир для соседки, а в дни поминок и свадеб выносили столы во двор. Родня и друзья приходили к нам запросто, без предварительного звонка (телефонов в доме не было) и каждое воскресенье в доме были песни, музыка и танцы.

Третьим домом была отдельная квартира со всеми удобствами, в 76-квартирной пятиэтажке, построенная методом «самстроя», с булочной на первом этаже. «Самстрой» – это когда будущие жильцы сами строили свой будущий дом, помогая профессиональным строителям. Ещё на «самстрое» все, конечно же, перезнакомились, и уже в обжитом дворе по вечерам мужики стучали в домино, а бабы судачили на лавочках. Весь двор был во власти детворы (детвора – дети двора), так как детей было много, а машин мало, и никаких там автостоянок на детской площадке и в газонах не было. Да и автомобилей было штуки три на двор, которые сиротливо стояли между «помойкой» и газонакопителем. У нас уже были телефоны и вскоре без звонка, запросто, ходить стало «не принято». Отдельные квартиры стали постепенно разделять людей и лет через двадцать – тридцать они перестанут друг с другом здороваться, а некогда галдящие детворой дворы, заполнятся автомобилями незнакомых, но живущих в одном доме людей. Не принуждённое воскресное застольное общение друзей, заменится общением с компьютером или в лучшем случае сиденьем в кафе под «не наши» песни и музыку из динамика.

Дом — это не дверь и не окно, это культурное пространство, в котором живёт человек или семья. Человек создаёт это пространство «под себя» в соответствии со своими жизненными устремлениями и пониманием методов их достижения.

 Мои молодые родители, как и миллионы других, бывших молодыми в пятидесятых годах, привезли понимание устройства домашнего пространства из деревни от своих родителей. Они попытались воссоздать на базе своего барака свою деревню, но в итоге всё равно получился Город. Они даже пытались делать палисадники под окнами и выращивали там крыжовник и малину, но Город вскоре посадил там тополя. Примерно также было и в средние века, и за современной улицей Садовое кольцо в Москве, средневековые молодые горожане пытались воссоздать своё деревенское бытие. Получилась, в итоге, новая городская культура с огородами, что в переводе с русского на русский означает округ (вокруг) города. Город стал отвечать за изменения и прогресс в обществе, а деревня, обеспечивая культурный баланс, за сохранение традиционной народной культуры. Пока баланс между «мужским» городом и «женской» деревней сохранялся, общество развивалось боле – менее осмысленно. Потом женское начало (деревню) решили убить, хранить общество от ошибок и задавать извечный женский вопрос – «Зачем?» - стало некому.

Город быстро нашёл политические, экономические и даже исторические объяснения своему неуёмному стремлению к гегемонии и сделал человечество очень уязвимым. Несколько лет назад, в результате бури в Аппалачах (горы на востоке США) в труднодоступном месте упали две опоры линии электропередач, обеспечивающей Нью-Йорк электроэнергией. В городе потух свет, перестала работать система водообеспечения и канализации, закрылась биржа и бензозаправки. Через сутки президент страны объявил, что, если к исходу второго дня авария не будет устранена, наступит катастрофа планетарного масштаба. Президент не лукавил, аналитики всё посчитали правильно. Да у них уже такое было семьдесят лет назад, когда сгорела чикагская биржа, и начался мировой финансово-экономический кризис. За семьдесят лет лучше не стало. Стало много хуже.

Но главная проблема совсем не в провалах экономики и не в работе городской канализации. Главная проблема в самом человеке, в изменении его культурного облика, в неумении работать с пространством, в котором он живёт. Думаю, что не открою большого секрета, если скажу, что дом (квартира) имеет характер своих хозяев и мы, попадая впервые в гости, сразу отмечаем этот характер. Тоже можно сказать о городах. Как-то я поехал в автобусную экскурсию по городам Италии. Выбрал маршрут, где городов было побольше, чтобы была полнота ощущений, в культурном разнообразии исторических эпох и территорий. Но на четвёртом городе они все стали мне казаться такими похожими, что я пожалел о многогороднем выборе. Понятно, что в них во всех жили итальянцы, и они все обладали итальянским характером, что и отобразилось в архитектуре, планировке и в общем характере городов. Наверное, итальянцы видят и чувствуют примерно тоже в экскурсиях по России.

 Честно говоря, не знаю, что этимологически означает слово город на латыни или немецком. А вот на русском попробуем разобраться. Само слово исконное славянское и имеет схожую вокализацию на всех славянских языках. Близкая вокализация города на древнем индийском и готском языках, означает опять же «Дом». Этимологию слова Википедия не знает и просит подсказки. В школе мне говорили, что происходит оно от слова городьба, мол, то, что за забором. Вообще-то это вызывает у меня сомнение, ведь не может забор образоваться раньше города и потом поучаствовать в его (города) словообразовании.

 Четыре года назад я был в поездке по Белоруссии и посетил там, в частности, старинный город Новогрудок, основанный ещё новгородцами в средние века. Название его сохранилось в архаичном, несколько не привычном виде и буквально означает – Новгород. Выходит, там в Белоруссии считают, что город в понятийном смысле означает территорию, где народ сгрудился в одном месте. Я тут же вспомнил интересное выражение одной бабули из села Чусового, когда она посетовала мне на то, что село людьми сокращается. Она мне сказала, что раньше-то в селе люди «грудно» жили, почитай, как в городе, а теперь одни дачники и то по выходным да по отпускам. В моём понятии «грудно» это как-то бессистемно сгрести в одну кучу, а потом уже получится общая цель, община ограда и огороды. Собственно, наша русская способность собираться из случайно собранных людей в общину хорошо известна, была бы общая цель, а нет, так придумаем. Вы сами в таком действе участвовали, наверное, на производстве или турпоходе. Так в городе стали собираться люди в межродовые объединения, в племя под общую цель, которую можно исполнить только грудно, появились купные капища, соборы. Так люди научались строить большой общий дом.  

Кто путешествовал по нашей стране, её городам, мог обратить внимание, что их планировка, расположение улиц относительно друг друга встречается в двух вариантах: солярно-радиальном и прямоугольном (квартальном). Причём солярно-радиальный вариант присущ городам, центральная каменная часть которых сформировалась до 18 века, до петровской эпохи. Эта эпоха стала временем смены вектора культурного развития в нашей стране от «славяно-чудского» к арийскому. Эта смена началась, собственно, ещё раньше, с двуглавого орла на княжеском троне и породнения наших великих князей с византийскими Палеологами из «Второго Рима», но вначале была не так заметна. Вскоре имперский ориентир государства на «Третий Рим» потребовал и римской планировки наших городов, коею мы и наблюдаем теперь почти повсеместно из окон наших квартир. Прямоугольная планировка считается изобретением римским, где каждый город имел в своей основе две взаимно перпендикулярные улицы – храмовую и административную. Остальные улицы формировались параллельно – перпендикулярно главным, формируя уличные кварталы. Наверное, такая планировка имела и сакральный смысл древних ариев, но мы её сейчас ценим за простоту и удобство. А может это просто привычка и стремление к простоте и примитиву в современной цивилизации. Строго говоря, квартальная планировка имела более древние «ассийские» (Ассы – древнегерманские боги) корни.

 Асия начала своё движение с азиатского побережья Эгейского моря и распространилась до уровня континента Азия. Малоазийское происхождение имеют и Латиняне, и Готы, постепенно прибравшие под своё культурное влияние всю западную, северную и южную Европу, да и до нас добрались тоже.

Солярная планировка много сложнее. Единственный раз, когда я заблудился в городе, произошёл в словацком городе Злын, центр которого имел солярную планировку. Я привык к квартальному ориентированию, а кольцевая улица не заметно развернула меня на 180 градусов, и я чуть не опоздал на автобус. Вот так смена солярной городской планировки на квартальную, приводит к деградации, умения ориентироваться в пространстве, его жителей по солнцу. Думаю, что это не единственное и даже не главное преимущество солярно-радиального расположения улиц. В таком городе есть ещё одна особенность – в самом центре его находится площадь и собор, от которого и расходятся радиальные улицы. То есть все они ведут к храму, к месту сбора (собора), для чего и существует центральная соборная площадь и храм (принявший солнце в понятийном переводе). Так возникает ещё одна ориентировка человека в городе - на храм, который видно с любой точки города. Между нами говоря, геометрически, центр может быть только у круга и уж точно никогда у прямоугольника. При солярно-радиальной планировке нет кварталов, но есть сектора, каждый из которых являлся «домом» отдельного рода. Ближе к центру жила родовая старшина (знать), ближе к окраинам «молодёжь», но все рода были равноудалены от центра. Это была планировка «вселенского общества». Равно удалённость от собора говорила о равенстве в общине – «Общинности». Соборная площадь отвечала требованиям «Соборности» общества, его общую судьбу, а храм в центре площади – Софийности. Не зря, видимо, два древнейших и самых уважаемых храма на Руси: киевский и новгородский назывались «Святой Софией», и в каждом русском городе существовала Соборная площадь. Общинность, Соборность и Софийность являются тремя столпами, на которых издревле держится общество, говорящее на русском языке. Подрубим эти столпы и потеряем свою национальную идентичность, свою судьбу, свой дом – Россию.

Наш дом – Россия. В нём живёт семья народов, объединённых одной идеей, идеей построения справедливого общества духовно зрелых, счастливых людей. В такой семье растут и духовно развиваются счастливые дети. Потому, что они учатся счастью со своих родителей, научившихся этому одним поколением раньше. В этом доме царит русская культурная традиция, обогащённая всем лучшим, что принесли из своих культур племена и народы, собравшиеся в эту семью. В этой семье царит великий общинный принцип: «Служи людям, обществу своими способностями и талантами, а они для тебя сделают то же». На этом пути в своих свершениях они руководствуются софийной мудростью.

Читается, как некая недостижимая фантазия или утопия. Но я бы лучше назвал её мечтой, и она совсем недавно была государственным проектом. Однако смалодушничали, «провалили» идею, яблоки с соседнего огорода показались слаще. Сейчас мы находимся в периоде «межвременья», и гнилых яблок с североатлантического эдема наелись, а с новым национальным объединительным проектом, идеей ещё не определились. Не ошибиться б с идеей и с действом не затянуть, дабы предков своих не предать, судьбу России нам передавших. Тогда может под свою идею, и соберём все народы Земли в наш общепланетный дом. Осуществив свою идею, выполнив своё великое предназначение, возможно откроем путь к истокам, в свой космический дом. Трудно, конечно. Задача не на одно поколенье. Ну, да дорогу осилит, идущий. И, честно говоря, кому нужна другая дорога, если она не ведёт к храму?

Однако, начинать надо сначала, со строительства дома Души или со своего внутреннего мира. Что значит строить дом? Про дом мы уже говорили, а вот о смысле самого действа, в результате которого надо «с-троить» дом поговорим прямо сейчас.

В 2013году мне случилось побывать в городе Велико Тырново – древней столице Болгарского царства. Там на окраине города есть этническое болгарское село, каких и у нас довольно. Я даже хотел вначале отказаться от посещения села, однако ж, передумал отчего - то. Экскурсовод, научный сотрудник местного музея, водил нас по внутренним помещениям болгарского дома, когда заметил, что традиционный болгарский дом строили как бы в трёх мирах. То есть в доме с-троили три мира: горний (вышний), долий (нижний) и мир людей (семьи). В любом нашем традиционном доме – всё также. Погреб или голбец, где был погребён первопредок рода и хранятся дары земные (заготовки на зиму), жилое помещение и светлица под крышей (от Крышень, Вышень). Собственно, такой план с-строительства обязателен для любого Дома, и семейного, и планетарного, и видимо космического. Иначе, получается четырёх угольная квартира с перегородками и удобствами, а вместо светлицы и даров земных, соседи сверху и снизу. Попробуем построить другой дом и начнём с дома Души, внутреннего мира каждого человека.

Этот дом человек строит всю свою жизнь. Процесс этот ещё называется духовным взрослением, и помогают ему в этом и семья, и общество, и государство. Известно, что рождается человек абсолютным эгоистом, ором берёт от родителей всё, что ему надо. С помощью родителей он научается служить своей семье, как первичной ячейке общества, участвуя в общесемейных делах. Переформатирует эгоистические черты характера в общинные: от непримиримости к миролюбию, от себялюбия к жертвенности, от равнодушия и малодушия к милосердию и великодушию, от нетерпимости к терпению, от лукавства к честности. Ну и так далее. После окончания родительского этапа воспитания, начинается взросление семьёй, своей семьёй. Человеку необходимо, используя накопленные в родительском доме духовные знания, научиться быть ответственным за судьбы других людей – своей семьи. Здесь ему в помощь Высокая Любовь, если он, конечно, уже научился любить в семье. Эгоисту такие вершины, чаще всего оказываются не под силу, ведь его любовь, это любовь к самому себе. Семья — это уже маленькая община, где человек пробует себя в служении обществу, да, собственно, уже и служит ему.

 Раньше к решению общественных вопросов допускали только людей семейных и имеющих свою землю. Им было, что терять в случае неправильного решения, и они уже учились в общинной школе второго уровня (первый в родительском доме) – в собственной семье. Чем дольше он в ней учится, тем весомее его слово на общем соборе. Это сейчас массовые выступления студентов и молодёжи, не научившейся ответственности и не выросшие в софийной мудрости, решают через цветные революции судьбы страны. Поистине, эгоизм и малодушие могут погубить мир, если на его пути не встанут общинность, великодушие и божественная мудрость. Вот почему строительство дома души так важно для нашего мира. Собственно, к строительству других, более высоких домов: семьи и России эгоист приступить и не может, из-под его рук будет выходить один только брак и испорченные судьбы ближних ему людей. Царства Небесного - наш космический дом ему, ясно дело, тоже не по силам.

Можно сказать, что в человеческом доме (семьи, рода, страны), трёхмирье является главной константой. Без него дом перестаёт исполнять свой главный функционал. Ведь здесь должны взращиваться поколения духовно зрелых людей, реализующих себя через служение. В нижнем мире, человек служит природе, оберегая её и улучшая собой, кормится от неё, и окормляет её. В мире людей он служит ближнему и обществу в целом. Вышний мир человек кормит своей любовью и окормляется от него софийной мудростью.

Обязательным атрибутом традиционного дома, народов «солнечных» религий, был огонь, очаг (око огня). Располагался огонь, как правило, в центре жилища. Он выполнял, как сакральную, так и ритуальную и экономическую функцию. Это могли быть и очаг, и камин, и печь. Огонь чистил пространство, согревал жилище, на нём готовили пищу. В русских избах, даже летом, один раз в неделю – две топили печь, дабы просушить и очистить домовое пространство, сжечь мусор, напечь хлеба на неделю. Для связи с Горним миром в Русской избе существовал Красный угол с божницей или, специально оборудованная горница (светлица). Связь с нижним миром исполняли огород или полис-сады, погреб или голбец, где хранились припасы и стайки, где жили домашние животные (в том самом болгарском доме это был первый этаж дома, где хозяева вообще не жили). Для служения в мире людей дом имел жилые помещения, где под матицей (самое надёжное место) располагалась люлька для младенца, та же печь для приготовления пищи, элементарные приспособления для ремёсел, которые хранились в подсобных помещениях и доставались по мере надобности.

Такой же функционал был в древних городах. Огонь на центральной площади, позже сменился храмом, для связи с миром природы вокруг жилой части города возделывались огороды, для служения в мире людей: школы, ремесленные мастерские и много всего другого. Когда город находится на холме. То храм находится на вершине, а огороды внизу.

 Возможно, наша солнечная система и галактика устроены так же. По крайней мере, в центре этого «дома» находится солнце, а в центре нашей галактики, окружённой двенадцатью космическими домами, горит костёр из звёздного скопления космических светил.

Большая часть современных сельских домов ещё сохранило своё устройство в традиционной структуре, однако тенденция не вселяет оптимизма. Созданный современной медиа-системой и искусством культ счастливой городской жизни и общества, основанного на потреблении, убивает традиционный дом и традиционное село. Для таких целей они не пригодны. Система создаёт новую городскую традицию на изменённых человеческих смыслах жизни, растит «городского фермера». Городская квартира, запакованная в клетку из арматуры и залитая бетоном, не имеющая связи ни с Землёй, ни с Богом, приводит к забвению человеком своего предназначения и своей судьбы.

 Что это судьба любой городской цивилизации или ошибка на цивилизационном пути?

На сегодня в обществе существует три основных жизненных парадигмы, определяющих цивилизационные векторы. Первый – потребительский. Жизнь представляется, как цепь случайностей и краткий миг удачи, после которой тлен и забвение. В нём, по сути, нет Бога (его заменяет идеал), потому как нет стремления к нему, возможно, сохранился лишь религиозный обряд, дающий иллюзию богослужения. Есть стремления к успеху, как возможности стать лучше других в материальных и карьерных устремлениях. Такой бог любит успешных. Наиболее эффективными приёмами, ведущими к успеху, являются лукавство и насилие. Большинство на этом пути оказывается неудачниками, отсюда развивается жадность, зависть и злоба. У удачливых после «побед», часто следуют глубокое разочарование и нравственное падение. Этот цивилизационный вектор создаёт полисы и мегаполисы со своей специфической средой, способствующей достижению целей.

Второй – кармический. В нём есть Бог – справедливый судья. Когда-то души этих людей, по их же мнению, пребывали в лучших мирах, но допустили там судьбоносные ошибки, наработали тяжёлую карму. Для них нахождение на планете Земля в проявленном мире, по сути, нахождение в тюрьме (аду) и срок определён не в годах, а в искупляющих делах (долгах). Их жилища и города аскетичны, нет стремлений к богатству и роскоши.

Третий тип – деятельностный. В их жизни есть дело, судьба, как часть общего дела, построения «Рая Земного», на принципах общинности. Их Бог праведный, дающий каждому своё дело – судьбу. Умение следовать судьбе – добродетель, основанная на божественной мудрости и служении обществу. Показатель праведности – духовное совершенство. Их города построены с целью консолидации общества во вселенскую общину, путём собирания родов и народов под общее дело. После успешного завершения своего дела, душа человека выходит на новый, более высокий уровень бытия. В результате цивилизационных процессов, все три типа значительно диффундировали друг в друга с существенным отклонением к первому типу.

Справедливости ради надо сказать, что есть и четвёртая парадигма, которая как бы, исключает возможность этих диффузионных процессов, но, на мой взгляд, и к эволюционному вектору её трудно отнести. Эта парадигма гласит о том, что единственной целью существования человечества является обретение чистой любви к Богу, и эта любовь – ключ к решению всех проблем человечества. Не буду спорить, возможно, когда вырасту пойму и это. А пока о земном.

Итак, современное общество уверенно деградирует в потребительство, и некогда бывшие центрами духовности города типа тибетской Лхасы и российской Москвы стали полисами и мегаполисами. В чём же причина такого масштабного цивилизационного дрейфа по урбанистическому пути, изменившего цивилизационный вектор человеческого общества с планеты Земля?

Не так давно на экраны нашей страны вышел оскароносный американский фильм «Аватар». Там показана судьба планеты Нави и его довольно счастливого человеческого сообщества, шедшего по экологическому вектору цивилизационного развития. Народ был высоконравственным и совершенно счастливым, на своей девственно чистой планете. На их беду, на другой планете жило техногенное общество с другими понятиями о счастье, весьма схожими с нашими сегодняшними. Проблема усугублялась тем, что свою планету «техногенщики» уже ухайдакали, природные ресурсы исчерпали, и эту соседнюю планету распродали под карьеры для добычи полезных ископаемых. Местные жители, понятно, были не в курсах, а когда вошли в курс дела устроили народное сопротивление. «Техногенщики» считали себя благодетелями, потому как несли аборигенам плоды своей цивилизации в виде городов, дорог, больниц и были удивлены непониманием, свалившегося на них счастья.

 Наши три «цивилизационные вектора» тоже не особо понимают друг друга. Мы тоже пришли на земли хантов, манси и других аборигенных народов планеты, построили на их землях, как умеем, города, школы, дороги, больницы, карьеры и нефтепромыслы, театры оперы и балета. Но они, «глупые», почему-то сначала стали «возражать», а потом вымирать, несмотря на успехи нашей медицины. Примерно такой же сценарий, как в «Аватаре» написан в древних индийских, иранских, ирландских текстах, и тоже с высокоразвитыми инопланетянами в главной роли, потерявшими свою планету. Они, инопланетяне, для землян стали аватарами и богами и изменили цивилизационный вектор развития. На нашей планете появились «потребители» и «кармисты» (в «Сибирь» всегда есть, кого ссылать), «деятели» восприняли это, как новое испытание на пути к новому уровню бытия в Раю. Чем труднее испытания, тем больше славы в победе. И на всё воля божья.

Наши сегодняшние «инопланетяне», вроде тоже стали понимать, что зашли куда-то не туда и свою ойкумену надо бы спасать. Вместе с тем, параллельно возникают идеи строительства нового дома на другой планете. Потом инопланетяне «из разговоров они признают только споры» и потому несогласных принуждают к согласию, а чужого мнения не приемлют. В общем, привыкли тушить пожары бензином.

Я думаю, что изменить вектор цивилизационного развития смогут только «деятели», это их дело и судьба. Но для этого им надо возвратить глубинную народную культуру, едва, пока ещё, не уничтоженную на российской земле, в пользу высокой арийской культуры (которая, кстати, тоже стала изрядно «подсыхать» в отрыве от корней). Она знает, как надо обустроить дом на планете Земля, и как с-троить дома. И тогда полисы снова станут городами, а деревня станет «хранительницей» нового – старого порядка вещей. Сегодняшней элите придётся сесть за парты, понять ошибки и пройти через покаяние, в результате чего появится бесценный опыт. 

 Кстати, в «Аватаре», жители Нави, тоже стали объединяться (собираться в собор, и сообщество) для решения общей задачи – защиты своей планеты. И возглавили это движение, «прозревшие» воины из пришельцев, научившиеся думать категориями аборигенов. Совсем как наши князья из племени Русь, а потом цари и императоры из Ариев.

А закон обустройства пространства любого дома прост: «Прими его, приди в него с добром стань его частью, улучши его собой». Пространство ответит нам тем же. И Бог нам в помощь.

 

                                                                                                                         В. Василич

 

РАССУЖДЕНИЯ ОГОРОДНИКА ПО ВОПРОСАМ ГЛОБАЛБНОГО МИРОУСТРОЙСТВА.

 

Культура – то наша российская общинно земледельческой зовётся, потому как обществом мы живём, помогая друг другу во взаимопомощи. Служением миру это называется. А ещё землю мы свою возделываем и храним, потому как по обету она нам досталась от Бога за ему Богу служение и себе в кормление. Потому и меня позвала к себе землица - то. Есть и у меня от того обета надел.

Утречком по холодку, сижу я как-то в своей тепличке, да пасынки на помидорах пощипываю. Ясно дело не просто пощипываю, а решаю вопросы спасения человечества: головой думаю, вопросы важные решаю. Без мыслей то человеку никак не работается, а мысли у меня в огороде в основном вселенские. Давеча мне один мой товарищ сказал, что, когда грядку полет, так к сорнякам относится, как к фашистам, говорит здорово помогает, при такой нудной работе. А я ему, мол, ты же на своём участке, как «бог» для растений, смоги всем своё назначение дать. Ну, хотя бы определи сорнякам компостную яму, пусть перегнивают и урожайность повышают, а то развёл на огороде вторую мировую. Товарищ ничего не ответил, но задумался.

Вот и я задумался, отчего людям в мире не живётся. Хорошо так думаю, складно получается. Да тут сын ход моих мыслей прервал, пришёл проведать родителя, да кое какие текущие вопросы решить. Видит мою битву с пасынками и говорит, на что ты их так, вчера ветки на кустах обрезал, ныне над помидорами измываешься. Он у меня поклонник анастасийского движения и как многие из них считают, что мол, Бог и так всё хорошо устроил и его поправлять – только помидоры портить. И ещё у них там примерный австрияк есть со своим огородом в Австрии, большой авторитет. Так вот этот австрияк нашу систему земледелия, своими земледельческими опытами, повергает в обструкцию. Я, конечно, австрияка уважаю, да только у нас тут, в отличии от центральной Европы, зона рискованного земледелия и в чужой огород из центральной Европы, как известно, со своим уставом лучше не лезть. Так что я по старинке, как родитель мой учил с землицей управляюсь. Правда и сын мой уж лет пять свой огород имеет, и подглядывать за мной стал и вопросы задавать. Вот я ему, как и товарищу своему, и говорю. Ты тут на огороде, как бог, для этого «огородного» мира. Очень ты для них совершенен и, как всякий «бог» окормлять свой народец должон. А народец этот пока на уровне инстинкта живёт. Как всякие эгоисты, каждый за себя, и все в лидеры стремятся, завоёвывают пространство, отбирая его у соседа. Конкуренция на всех уровнях, даже разные ветки одного дерева за место под солнцем меж собой сражаются. Ну, понятно силы на это меж собой тратят немереные, а культурный эффект, в смысле урожая, понятно страдает. Вот я и навожу порядок в своём «стаде». Заодно и сам учусь жизни правильной и вопросы вселенские, как могу, решаю. Есть в мире такой древний символ с Древом жизни и «Богом – садовником» (вроде как на византийской старой иконе изображение такое есть), у которого одна из веток на древе ни туда пошла, с пути сбилась окончательно – вниз расти начала. И Бог, как ответственный садовник сламывает эту ветку. Безнадёжно она судьбу свою потеряла и другим расти мешает. Понятно, что Его дерево, это род человечий, а ветки, так это народы разные. Коль потеряет свою судьбу народ, не может дорасти до понимания своего назначения в мире, эгоистичен и себялюбив, покачает садовник головой и решит вопрос посредством секатора. Мои современники могут возразить: «Уж больно он кровожаден и на Бога не похож совсем, коль так злодействует». Что поделаешь такая эпоха: биологическая жизнь человека дороже его духовных свершений. А всё от страха смерти и неверия в жизнь вечную. Сейчас ведь как, если смертельный случай случился, то завсегда найдут или назначат виноватого. А ведь в былые времена, если не злодейство какое произошло, то коль человек пропал, не уберёг его ангел, значит судьба такая. Чему быть тому не миновать, сам заслужил. Так же и с целыми народами. Бог он просто, как бы переставал оберегать отступников и те рано или поздно попадали в беду. Могли и выжить, коль сил раскаяния и разума хватало, а могли пропасть с исторической арены напрочь. Так однажды и с государством Киевская Русь случилось. Предали Русские князья со дружинами народ свой, славянский. В властолюбии и жадности порвали сильную державу на части и не смогли свой народ – кормилец защитить от орды кочевой. Однако ж смогла Русь воспрянуть и возродиться, нашла силы и слова раскаяния. И ещё так не раз было, когда оставлял Бог свой народ без попечительства, за грехи его.

Так, что есть чего в природе улучшать, и сделано это специально для тебя, сынок. Видал я деревья с совершенными кронами. Немолодые те деревья были, смогли сами порядок навести на своей «кроне - планете». Вот и нам бы так же на Земле – Матушке смочь. Ведь дела земные Господь решает руками человеческими. Те дела земные судьбой человеков и целых народов зовут. Вот так вот.

 

В. Василич. 

 

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СТАЛИНА

 

Меня как-то спросили: «А вот вы, как относитесь к Сталину? - Нормально ответствовал я. Так ведь как можно, он ведь столько людей сгубил?» Чувствовалось, у человека сомнения. И не только у него, но у многих в нашей стране раненых и убитых той эпохой.

 Когда началось мутное время девяностых годов, общество раскололось во мнениях и в оценках деяний исторических личностей. Кто-то кого-то стал любить, кого-то ненавидеть, и я впервые задал себе вопрос: «А я-то, кого люблю и кого ненавижу». Один мой дед был раскулачен и вечно скрывался от преследований, другой делал революцию в Питере. Один прадед был красным командиром – другой был репрессирован и строил довоенный БАМ в неволе. А как относиться к нашим императорам и императрицам, царям и бунтарям, людей, сгубивших немеряно? Тех, кто был до последнего императора, вроде все уже простили, забыли и в целом полюбили, а вот свеженьких поругивают. Сейчас в моде поругивать демократов, чуть раньше обругали либералов, ещё раньше коммунистов, троцкистов, белых и  и зелёных, ну и так далее. И ведь было за что ругать. Примерно тоже самое происходило с любовью к истории творящим.

В общем, определиться в симпатиях было сложно. Но вот пришлось мне как-то познакомиться с китайской культурой. Так вот китайцы очень любят свою историю и своих правителей, они очень ими гордятся и стараются не критиковать, а гордится их победами и работать над их ошибками, чтоб не повторяться.

В общем, китайцы мне понравились. К тому же это соответствовало нашей народной культуре, типа о мёртвых только хорошо, да и смысла нет иначе. «Текущим правителям» им, конечно, удобно критиковать бывших, свои ошибки не так заметны. А мне-то совсем ни к чему, я точно знаю, что это проявление слабости. Я не знаю ни одной исторической личности, которая бы не накосячила и не сыграла своей положительной роли в истории. У каждого были свои победы и ошибки, ставшие достоянием истории. Их деяния, осмысленные потомками, стали народным достоянием, на котором мы строим свою дальнейшую судьбу. Победы становятся предметом нашей гордости, а переосмысленные ошибки учебником. Так что вечная память и слава нашим предкам, судьбу страны творящим, каждый в своё время. А для верности советую пересмотреть обращение первого президента Б. Ельцина к народу, посвящённое новому 2000 году. Вы всё поймёте.

Да и не начинайте нового дела без работы над ошибками по предыдущему. Так меня учила меня моя первая учительница в начальной школе, не давая мне нового задания, пока я не отработал предыдущую двойку. Дай Бог, чтобы и вам повезло с учителями.

                                                                                                                   Василич 20.10.15

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!