Материал для подготовки экскурсионного рассказа



В царствование императора Николая I каждое лето военно-учебные заведения Петербурга стояли лагерем в Петергофе. На военном поле, расположенном западнее Ольгина пруда, устраивались военные смотры. Император часто наблюдал за их подготовкой в большую зрительную трубу, которая помещалась на подставке. С помощью этой трубы, как отмечал в своих рассказах о Николае I очевидец описываемых событий, будущий офицер и писатель Аркадий Васильевич Эвальд, можно было прочитать надписи на судах, стоявших в Кронштадте.

«Однажды, накануне царского смотра, когда нам давали обыкновенно отдых и пускали гулять по Петергофу, я зашел с двумя товарищами на Ольгин остров…Сторож башни, отставной солдат, подошел к нам побеседовать…Вот, - говорит он,-…вчера государь в эту самую трубу на вас глядел…Ученье у вас было на военном поле, а государь сидел тут и смотрел в трубу. Уж и ругал же он вас, господа,..глядит в трубу да и ворчит про себя: уж эти, говорит, анжинеры шалуны, фронта не держат, равнения тоись; а ружья – то, говорит, у них, как частокол какой. Ужотко, говорит, я им задам на смотру!»

Верхняя терраса павильона – великолепная смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на окрестности Петергофа. Наиболее эффектные виды - в сторону Бабигонской возвышенности, на которой А.И. Штакеншнейдер построил пятиглавую церковь во имя Благоверной царицы Александры (1854 г.) с красивым силуэтом и павильон Бельведер (1856 г.), напоминающий греческий храм с колоннадой по второму этажу.

В 40-х-первой половине 50-х годов XIX века в Петергофе к югу от Верхнего сада по воле и при непос­редственном участии Николая I были созданы Колонистский и Луговой романтические пар­ки с изящными павильонами, построенными по про­ектам А. И. Штакеншнейдера. Они стали своеобразной декорацией для проведения праздников и спектаклей на открытом воздухе, непохожих на традиционные петер­гофские балы и маскарады.

Театральные премьеры и спектакли всегда были важной частью придворной жизни. Летом, когда двор перемещался в загородные резиденции, театральные представления устраивались в Царском Селе, Гатчине, Павловске и Петергофе.

В Петергофе представления французского, немецкого театров, итальянских певцов, оперной и балетной трупп Императорских театров происходили в залах Большого петергофского дворца, в Оперном доме, в здании Петергофского театра.

Балетные представления под открытым небом были самыми необычными и яркими событиями летней театральной жизни Петергофа. Они же являлись и самыми сложными по постановке и организации. Устраивались подобные спектакли только в самых торжественных случаях. Это были дни рождения и тезоименитства императриц, свадьбы членов императорской семьи, визиты правителей дружественных держав.

Подготовка таких праздников и их проведение требовали особых умений и мастерства художников, декораторов, машинистов, осветителей, большого напряжения артистов и организаторов праздников.

Иллюминированные Нижний парк с его аллеями и фонтанами, пейзажные Луговой и Колонистский парки, становились эффектными декорациями. Балеты под открытым небом приобретали необычные оттенки, здесь по-особенному проявлялись знания и таланты выдающихся деятелей русского театра.

В годы царствования Николая I первое балетное представление на открытом воздухе было устроено в Монплезирском саду в 1832 году.

21 июля 1846 г. состоялся первый праздник на островах Колонистского парка в честь тезоименитства Марии Александровны, жены наследника престола Александра Николаевича.

Дни 21-22 июля были традиционно праздничными для царской семьи – это день тезоименитства Ма­рии и день рождения Фридриха Виль­гельма III. В эти дни вспоминали ушед­ших — мать императора императрицу Марию Федоровну и отца императри­цы, праздновали именины великих княгинь Марии Николаевны и Ма­рии Александровны.

Праздник в 1846 году носил ярко выраженный «итальянский» характер. Звучала итальянская музыка, любимая членами императорской семьи. Гости «из чис­ла проживающих в Петергофе особ», приглашенные императрицей, собра­лись на Царицын остров в 8 часов ве­чера. На ос­трове был устроен полдник, гостей угощали канапе и мороженым.

Ост­рова и берега пруда были иллюминированы новыми цвет­ными фонарями.

На Ольгином остро­ве «пели разные арии артистки и ар­тисты, с аккомпанированием теат­ральной музыки. В новом парке пел знаменитый баритон Антонио Тамбурини, который исполнял для гостей праздника арии из итальянских опер. Три иллюминиро­ванных судна и малая лодка разъез­жали с артистами и музыкантами на пруду около островков».

На горке напротив Царицыного острова распо­лагался оркестр.

Контрабасист, певец и дирижер Джованни Ферреро инструментировал для этого праздника музыку из оперы «Корсиканская невеста» Джованни Пучини, которую члены императорской семьи впервые услышали в Палермо.

1846 год 21 июля великий князь Константин Ни­колаевич записал в своем дневнике: «Вечер провели на Цари­цыном острову. Этот вечер был одним из самых чудных, которые я видывал. Все острова, дома... кругом были ос­вещены разноцветными фонарями, и по воде гребли разные расцвеченные лодки, на которых пели серенады. Это было чудесно. Потом я возил Оли и Мама в лодке по озеру и оттуда все вместе было еще дивнее».

Этот праздник, устроенный императором по возвращении с Сицилии, стал своеобразным воспоминанием о недавно состоявшемся путешествии в Италию.

Праздники на островах Колонистского парка носили более замкнутый, по сравнению с предшествующими временами, характер, и совсем не были «поучительными», как в XVIII веке. Программы их были довольно однотипны. Высокие гости собирались в Большом дворце в Картинном зале, затем «проезжали через иллюминацию» к Ольгиному пруду, переправлялись на Ольгин остров на лодках и катерах или по наплавным мостам.

На праздники приглашалось от двухсот до пятисот человек. Каждый раз для проведения праздничного спектакля создавались временные сооружения. Сцену устраивали иногда на острове, иногда на воде. Она иллюминировалась и украшалась экзотическими кадочными растениями. Зрительный зал сооружали в виде амфитеатра.

Балетные представления обычно начинались между девятью и десятью часами вечера и продолжались 40 – 50 минут. После спектакля гости катались на лодках, а на Царицыном острове устраивались чаепития.

Верхний сад, Колонистский и Луговой парки, окружавшие их дома, иллюминировались. Катание на лодках и чай сопровождались музыкой. Заканчивались гулянья между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи.

У Николая Павловича была идея создания открытого театра в Петергофе. По его поручению архитектор Н.Л. Бенуа сделал смету на сооружение амфитеатра на Ольгином острове по образцу театра в Лазенках. Но этот замысел не был осуществлён.

Традиция проведения таких праздников была продолжена императором Александром II. В его царствование на Ольгином острове было устроено три праздника в 1875-1876 годах с постройкой временных деревянных амфитеатров.

В царствование Александра III, любившего большую часть времени проводить в Гатчине, только однажды устроили праздник на островах Колонистского парка.

22 июля 1886 года в день тезоименитства императрицы Марии Фёдоровны на Ольгином острове был поставлен балет «Жертвы Амура, или радости любви» на музыку Л.Ф. Минкуса в постановке М. Петипа. Присутствовали пятьсот двадцать человек. Это был самый многочисленный праздник за всю историю представлений на острове и премьера этого балета.

Один из самых пышных праздников в Колонистском парке был устроен 28 июля 1897 года в честь германского императора Вильгельма II. Для него был показан балет «Приключения Пелея» на музыку Л. Делиба и Л.Ф. Минкуса в постановке М. Петипа с М. Ксешинской в главной партии.

«Воздушный» театр с удивительными эффектами для постановки этого праздничного спектакля был выстроен в виде полуразрушенного древнегреческого портика, театральные бутафоры искусно декорировали фасады, придав им вид подлинных.

С годами этот театр на Ольгином острове постепенно разрушался и в 1905 году был разобран, когда было приказано «убрать с Ольгина острова все декоративные театральные постройки и все предметы, хранившиеся в них».

Так завершилась полувековая история праздников на петергофских островах.

В 1918 году павильон стал музеем, в 1926-м был исключен из музейной сети, но продолжал оставаться под охраной государства. Часть скульптуры была перенесена на Царицын остров. Позже павильон горел и был заброшен, в годы войны очень сильно пострадал. В 2005 году, после почти восьмидесятилетнего перерыва, музей был снова открыт для посещения.

Как напоминание о путешествии императорской семьи в Италию, на Ольгином острове установлена гондола.

Гондола

М. А. Паткуль воспоминала, что во время праздника 21 июля 1846 года гости катались по озеру в венецианских гондолах.

Гондолы появились на Ольгином пруду в 1846 году. Они были привезены царской семьёй из итальянского путешествия. В Венеции для Александры Фёдоровны и Ольги Николаевны был устроен пышный приём и праздник на Большом канале. Множество гондол, роскошные наряды, музыка над водой украсили город в честь визита высоких гостей.

Гондолы подчёркивали романтичную, «итальянскую» атмосферу этого уголка Петергофа. Интересно, что гондолы на пруду изображены А.И. Штакеншнейдером на одном из проектных чертежей Царицына павильона.

Гондола, сейчас находящаяся на острове, была изготовлена в Венеции в 1994 году, и подарена Петербургу к трёхсотлетию города.

Птицы в вольере

Сад - это всегда целостный мир, память о рае. Его ра­стения и сооружения - цитаты гео­графические, исторические, лите­ратурные и мифологические.

Александра Федоровна и Ни­колай I для дочери, покидавшей родину, создали «райский остров», место, которое Ольга Николаевна, позже ставшая королевой Вюртемберга, всегда помнила и куда при­езжала вновь и вновь.

Особую атмосферу покоя, безмятежности и счастья создавали искусно разбитые клумбы ярких цветов с чарующим запахом и неспешно гулявшие по газонам павлины и лебеди, неслышно скользившие по водной глади пруда.

В 1845 году из Царского села были присланы лебеда для "Большого озера в Петергофе, где Царицын остров и купили "...кроликов для пущения на остров у колонистов". Одновременно с разбивкой парка на Царицыном острове в юго-восточной часта Колонистского парка был вырыт небольшой пруд с островком, который с озером соединяется протокой, через которую был перекинут мост. С этого времени этот островок стал называться "Кроличьим».

Сейчас птицы содержатся в вольере.

Павлины в древнем Риме считались птицей царственной богини Юноны и её дочерей.

Благодаря пышному, распускаемому веером глазчатому «хвосту» павлин известен как самая красивая птица среди курообразных.

Белый или индийский павлин — наиболее многочисленный вид павлинов. Эта разновидность обыкновенного павлина живет на юге Индии и острове Шри-Ланка, имеет блестящее белое оперение с различными оттенками и точками на крыльях; хвостовые перья тоже совершенно белые с отделяющимися по оттенку крупными белыми пятнами на концах. Белый павлин — как невеста, которая «выступает, будто пава». Птицам этого цвета свойственно совершенно особое очарование: голубые «глаза» в чисто-белом оперении.

Павлин - символ гордости и солнца, эмблема красоты и бессмертия. Во многих странах павлин считался королевской птицей.

Трудно представить, что эта величественная птица является ближайшей родственницей обычной курицы.

К отряду куриных относятся и фазаны.

Слово фазан происходит от колхидской реки Фазис. Согласно красивой легенде, предводитель аргонавтов Ясон, отправившийся в поход за золотым руном, на обратном пути соблазнился роскошным оперением фазана и прихватил его с собой в качестве трофея. Остальные пришли в восторг не только от красоты, но и от вкусовых качеств птицы… Фазаны быстро размножились в теплых оливковых рощах и вблизи храмов, и жили, услаждая взоры греческих аристократов.

Из Греции фазаны попали в Древний Рим, а затем — в материковую часть Европы и в Англию, где успешно освоили естественные угодья и так расплодились, что стали объектом охоты. И, конечно, оказались в России.

Голубой ушастый фазан распространён в горных лесах центральной части Китая. Единственный из фазанов, который приручается, чрезвычайно доверчив к хозяевам, отлично идёт на контакт с человеком, обладает развитым интеллектом.

Золотой фазан один из самых ярких и восхитительных представителей семейства фазановых. Родиной этих пугливых птиц является Китай, в природных условиях их увидеть сложно.

У самца золотого фазана шикарный золотисто-желтый хохолок на голове и оранжево-красный воротник с рисунком из параллельных черных полукруглых линий. Спину птицы природа разукрасила оранжево-желтой краской, брюшко сделала алым, а для крыльев не пожалела целых три цвета: синего, бурого и красного. Самочки смотрятся более скромно, в их оперении преобладает бурый цвет с рыжим оттенком.

Паркостроители окружили парк своеобразными зелеными «ширмами» в виде аллейных, групповых и ленточных посадок. Эти живые заслоны затрудняли зрительную связь с городом и тем самым способствовали концентрации внимания посетителей на внутрипарковых видах.

П. Эрлеру и А. Штакеншнейдеру удалось достичь необыкновенного богатства и разнообразия пейзажных картин: зеркальная гладь прудов, островные павильоны, групповые посадки на мысах и в узлах дорог, лужайки и насаждения, выполняющие роль фона.

Все эти составные элементы парковых ландшафтов предлагались зрителю в различных сочетаниях, далеким и близким планом, при разнообразном освещении, в условиях меняющегося сезонного спектра живой природы.

Петергофские парки николаевского времени созданы с точным чувством стиля, император с императрицей сами определяли их смысловые и художественные образы.

Николай I был идеологом и заказчиком создания парковых ансамблей. Часто император совершал поездки по Петергофу и окрестностям в сопровождении членов дворцового правления и главного садового мастера Петра Ивановича Эрлера. На местах император давал многочисленные и очень конкретные указания по устройству парков, строительству дворцов и павильонов, озеленению городских кварталов.

Память о Николае I хранит и Дуб на Царицыном острове.

Дуб Вашингтона

Традиция почитания мемориальных деревьев насчитывает столетия и продолжается в наши дни.

Деревья приобретают мемориальный характер, когда их сажают знаменитые люди. В Петербурге жива память о дубах, по преданию посаженных Петром Великим на Каменном острове. В Павловском парке на берегу реки Славянки существовала мемориальная роща, где деревья высаживались по случаю рождения каждого ребенка в семье императора Павла I. Существовала традиция посадки мемориальных деревьев и в Петергофе, которую продолжил Николай I.

В 1842 году на Царицыном острове рядом с паромной пристанью император посадил дубок, который был выращен из желудя, преподнесенного ему американским путешественником Джорджем Самнером. Желудь этот был с дуба, который рос у могилы первого президента Соединённых штатов Америки Джорджа Вашингтона в его поместье Маунт–Вернон.

Дуб, посаженный на Царицыном острове напротив пристани, куда причаливал паром, стал предметом пристального внимания и заботы Николая I. После смерти супруга в 1855 году императрица Александра Федоровна приказала устроить вокруг дуба металлическую золоченую садовую корзину, и по ее желанию в ней высаживали незабудки, окаймляя их темными цветами.

Александра Федоровна, урожденная прусская принцесса Шарлота, принесла в Россию утонченный германский культ цветов, связанный и со средневековыми традициями, и с традициями романтизма. Выбор цветов не был случайным. Незабудка у немцев – цветок памяти и верности, символ любви супругов. Темные цветы, обрамлявшие цветочную корзину, судя по всему – анютины глазки. В цветочной символике средневековой Европы анютины глазки имели значение незабудок, ими было принято обрамлять портреты близких людей и дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Цветы подчеркивали особое значение, которое имело это дерево для членов семьи Николая Павловича. Этот дуб и сейчас напоминает нам о генерале и первом президенте США, об истории российско-американских связей, об Александре Федоровне – любящей женщине, нежно хранившей память об ушедшем супруге, о Николае I – русском самодержце, который продолжил и завершил формирование петергофской резиденции, начатое Петром I.

Заключение

К середине XIX века давно сложившаяся часть петергофского ансамбля, смысловым и композиционным центром которой был величественный дворец, построенный выдающимся русским архитектором Ф. Растрелли, была дополнена по желанию императора Николая I новыми парками, дворцами и павильонами.

Царицын и Ольгин острова и павильоны были неотъемлемой частью петергофского ансамбля. Сюда приглашали иностранных послов, здесь отмечали юбилейные даты, устраивали семейные праздники, гуляния и иллюминацией фейерверками, давали театральные представления.

Павильоны на островах Колонистского парка были местом отдыха царской семьи во время летних прогулок, местом, где оживали воспоминания о любимом Александрой Фёдоровной Павлиньем острове близ Потсдама, о путешествии в Италию.

Ансамбль Царицына и Ольгина островов и павильонов – это уникальный памятник русской художественной культуры, архитектуры и истории первой половины XIX века. Повреждённый в годы ВОВ, он был восстановлен за четыре года: были отреставрированы павильоны, воссозданы по сохранившимся чертежам и садовым реестрам сады.

В августе 2005 г., после почти восьмидесятилетнего перерыва, музей был открыт для посетителей.

 

 

                                  

 

Список литературы

Андросов С.О. Психея с бабочкой/ С.О. Андросов// Звезда Ренессанса. - 2011. - № 13.

Арбатская Ю. Великая княжна Ольга Николаевна: немецкий трон и французская роза/ Ю. Арбатская// Международная научная конференция «Династия Романовых: традиции благотворительности и меценатства». Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. - М.: 2013.

Бартенев И.А. Русский интерьер XIX века / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова. - Л.: «Художник РСФСР», 1984.

Белозерова И.А. Произведения немецких скульпторов, выполненные по заказам русского двора в XIX в. Немцы в Санкт-Петербурге/ И.А. Белозёрова// Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Выпуск 4. - 2008.

Борисковская С. Греческие вазы./ С. Борисковская // Журнал «Юный художник». - 1979.

Ботт И.К. История. Стили. Мастера / И.К. Ботт. - СПб.: «Искусство-СПБ», 2003.

Ботт И.К. Немеркнущие краски «вечной живописи»/ И.К Ботт// Журнал «Антиквариат». -2003. - №12.

Буркова Т. Петергоф. Царицын и Ольгин острова / Т. Буркова. – СПб.: ГМЗ «Петергоф»,2007.

Буров Н.В. Спас на крови. Храм Воскресения Христова/ Н.В. Буров. – СПб.: СПбГБУК ГМП «Исаакиевский собор», 2016.

Вернова Н. Царицын и Ольгин павильоны /Н. Вернова, И. Пащинская, И. Рудоквас. – СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2008.

Волконский Сергей, князь. Воспоминания. т.2. - М.: Искусство, 1992.

Воронова О.П. Искусство скульптуры/ О.П. Воронова. – М.: Издательство «Знание», 1981.

Выскочков Л.В. Император Николай I Человек и государь/ Л.В. Выскочков. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001.

Геннис И.В. Пространство света. Об истории освещения/ И.В. Геннис.// Урок по истории материальной культуры. Методическая мастерская. [Электронный ресурс], - https://docplayer.ru/31787950-Urok-po-istorii-materialnoy-kultury-prostranstvo-sveta-ob-istorii-razvitiya-osvetitelnyh-priborov.html

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян/ П. Гиро// СПб.: "Алетейя", 1995.[Электронный ресурс], - http://www.sno.pro1.ru/lib/giro/

Грицак Е.Н. Помпеи и Геркуланум/ Е.Н. Грицак – М.: Вече, 2004.

Гущин В.В. История Петергофа и его жителей. Книги I, III,V. СПб.: Нестор-История, 2016.

Ефимова Е. Западно-европейская мозаика XIII-XIX веков из собраний Эрмитажа/ Е. Ефимова. – Л.: Издательство «Советский угодник». 1968.

Игнатьева М.Е. Сады Старого и Нового мира. Санкт-Петербург «Искусство-СПБ». 2011.

Измайлов М.М. Петергофские павильоны XIX века/ М.М. Измайлов. - Путеводитель по Царицыну острову. М.; Л.: Гос. изд. изобр. искусств, 1931.

Иордан Ф.И. Записки ректора и профессора Академии художеств Федора
Ивановича Иордана. - СПб.: БАН, 2012. [Электронный ресурс], http://www.rasl.ru/e_editions/Iordan_2012-s.pdf

Карпова Е.В. Русские скульпторы в Италии в 1840-е годы. Русское искусство Нового времени/ Е.В. Карпова// Памятники исторической мысли. Сборник статей. - 2012. - Выпуск 14.

Карчёва Е.И. Произведения Берлинских скульпторов первой половины XIX века в Петербурге/ Е.И. Карчёва// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. На правах рукописи. - 2012.

Кес Д. Стили мебели/ Д. Кес - Издательство академии наук Венгрии. Будапешт, 1981.

Классовский В.И. Помпея и открытые в ней древности. 3-е изд. Тип. Эдуарда Веймара, [Электронный ресурс], http://avidreaders.ru/book/pompeya-i-otkrytye-v-ney-drevnosti.html.

Котляр П. П. Руины в петергофских парках / П.П. Котляр, И.О. Пащинская, В.Я. Юмангулов // Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ "Петергоф. - 2017. - Вып. VII.

Курилла И.И. Мемориальные деревья – живые свидетели прошедшего/ И.И. Курилла, И.О. Пащинская// Реликвия. -2007. - № 16. Литвин Т.А.

Кючарианц Д. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов/ Д. Кючарианц, А. Раскин. - СПб.: «Паритет», 2009.

Литвин Т.А. Проблема этрусков и «этрусского стиля» в западной Европе и России/ Т.А. Литвин// Вопросы теории культуры. Научные труды. Российская Академия художеств. СПб. – 2014. - Выпуск 31.

Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера/ Ч. Мак-Коркодейл, М.: «Искусство», 1990.

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву/ Т.А. Матвеева. – М.: «Высшая школа», 1981.

Муратов П.П. Образы Италии/П.П. Муратов М.: Республика, 1994.

Нащокина М.В. Античное наследие в русской архитектуре николаевского времени/ М.В. Нащокина. - М.: Прогресс-Традиция, 2011.

Нащокина М. Италия – «больше, чем счастье и радость»/ М. Нащокина// Наше наследие.- 2011. - № 97.

Никитюк Е.В. Быт античного общества: учебно-методическое пособие по спецкурсу Центр Антиковедения/ Е.В. Никитюк. – СПб.: Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.

Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: Учебное пособие/ Н.В. Одноралов. - М.: Изобразительное искусство, 1982.

Осипов Д.В. «Венера, снимающая сандалию». История одного шедевра / Д.В. Осипов. – СПб.: Genio Loci, 2011.

Пащинская И.О. Великая княгиня Ольга Николаевна королева Вюртемберга / И.О. Пащинская, И.А. Рудоквас. – СПб.: AKADEMIA, 2011.

Пащинская И.О. Дуб Вашингтона на Царицыном острове в Петергофе / И.О. Пащинская// История Петербурга. - 2005г. - № 1 (23).

Пащинская И.О. Заказчик и садовый мастер: император Николай I и "саксонский подданный" П.И.Эрлер / И.О. Пащинская // Наше наследие. - 2017. - Вып. 21 (37).

Пащинская И.О. Императорский балет под открытым небом. Петергоф XIX век / И.О. Пащинская // Музеи театра и музыки в международном пространстве. Материалы научно-практической конференции. - 2008.

Пащинская И. О. Итальянские путешествия императрицы Александры Федоровны в книгах ее библиотек / И.О. Пащинская // Журнал библиофила. - 2015. - № 1 (33).

Пащинская И.О. К истории проектирования и устройства сада Царицына острова / И.О. Пащинская // История Петербурга. - 2010. - № 1.

Пащинская И.О. "Многое здесь сделано по его мысли и даже по его чертежам" (Петергофские парки в царствование Николая I) / И.О. Пащинская // Материалы международной конференции "Научные чтения памяти Т.Б. Дубяго, посвященные 65-летию открытия факультета Городского зеленого строительства". - 2010.

Пащинская И.О. Николай I - создатель романтических парков Петергофа / И.О. Пащинская // Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. Издание по материалам выставки "Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России". – 2017.

Пащинская И. О. Петергофские праздники на островах (вторая половина XIX века)/ И.О. Пащинская // История Петербурга. - 2007. - № 4(38).

Пащинская И. О.. Петергофский Элизиум (сад на Ольгином острове) / И.О. Пащинская // История Петербурга. - 2006. - № 6(34).

Пащинская И.О. "По категории мраморных изображений". Предметы коллекции Д.П. Татищева в Петергофе / И.О. Пащинская, В.Я. Юмангулов // Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ "Петергоф". - 2018. - Вып. VIII.

Пащинская И.О. Праздники в Колонистском и Луговом парках Петергофа в царствование Николая I/ И.О. Пащинская// Штакеншнейдеровские чтения. К 200-летию со дня рождения А. И. Штакеншнейдера / Государственный музей-заповедник "Петергоф". - 2002.

Пащинская И. О. Реестры садовых мастеров как источник воссоздания цветочных партеров Царицына Острова в Петергофе / И.О. Пащинская // Сборник Русская усадьба. - 2006. - Вып.12[28] .

Пащинская И.О. Сад Царицына острова / И.О. Пащинская // Версаль - Петергоф - Петербург, триста лет спустя. Международный коллоквиум. - 2003.

Пащинская И.О. Царицын остров в Петергофе - остров мечты / И.О. Пащинская // Царицынский научный вестник. - 2005. - Вып.7-8.

Пащинская И.О. Царская семья в Палермо / И.О. Пащинская // Сборник Русская Сицилия. - 2013.

Пащинская И. О. "Цветочный энтузиазм". Петергоф. Середина XIX века / И.О Пащинская// Плантомания. Русский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. - 2006.

Первушина Е.В. Быть принцессой. Сборник воспоминаний. Великая княгиня Ольга Николаевна «Сон юности»/ Первушина Е.В. – М.: Алгоритм, 2017.

Петрова. Т.А. А.И. Штакеншнейдер/ Т.А. Петрова. - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012.

Пирютко Ю.М. Братья Трискорни/ Ю.М. Пирютко// Невский архив. Историко-краеведческий сборник. - М., СПб.: 1993.

Попова И.П. Мозаики Аничкова дворца/ И.П. Попова// Сборник статей. Государственный Русский музей. – 2005. - Выпуск XI.

Рамазанов Н.А. Материалы для истории художеств в России. Статьи и воспоминания/ Н.А. Рамазанов. – СПб, 2014.[Электронный ресурс], http://www.rasl.ru/e_editions/Ramazanov-2014.pdf

Раскин А.Г., Петродворец. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда/ А.Г. Раскин, Н.И. Архипов. – Л.: Стройиздат, 1983.

Рудоквас И.А. Античный мозаичный пол столовой Царицына павильона в Петергофе. Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший/ И.А. Рудоквас, И.О. Пащинская// Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ "Петергоф". - 2010.

Саверкина И. Отдел античного мира. Путешествие по Эрмитажу/ И.Саверкина// Журнал «Юный художник». - 1979.

Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима: Очерки быта/ М.Е. Сергеенко//. Журнал Нева. – 2002. [Электронный ресурс], http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1291878817

Сергеенко М.Е. Помпеи/ М.Е. Сергеенко. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1949.

Степанова С.С. Рим – русская мастерская. Очерки колонии русских художников 1830–1850-х годов/ С.С. Степанова, А.А. Погодина. - М.: Букс-Март, 2018.

Тютчева А.Ф. Воспоминания (При дворе двух императоров)/ А.Ф. Тютчева. – М.: Захаров, 2008.

Ферсман А. Е. Очерки по истории камня/ А.Е. Ферсман. - М.: ТЕРРА— Книжный клуб, 2003.

Федорова Н.Н. Парки Петродворца/ Н.Н. Федорова. - Л.: Лениздат, 1966.

Уайт Э., Архитектура. Формы, конструкции, детали. Иллюстрированный справочник/ Э. Уайт, Б. Робертсон. – М.: ACT Астрель, 2005.[Электронный ресурс], http://woodtools.nov.ru/books/architectura_spravochnik.pdf

Чегодаев А.Д. Всеобщая история искусств Академия художеств СССР/ под редакцией А.Д. Чегодаева.- М.: Государственное издательство «Искусство», 1956.

Шурыгин Я. И. Петергоф. Летопись восстановления/ Я.И. Шурыгин. - СПб.: Петергоф: Абрис, 2000.

Юмангулов В.Я. Античная скульптура и Петергоф. Античное искусство в советском музееведении/ В.Я. Юмангулов// Сборник научных трудов. Государственный Эрмитаж. Л., 1986.

Каталоги

Андрей Иванович Штакеншнейдер. Архитектурные проекты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, СПб.: ГМИ СПб, 2006.

Западноевропейская скульптура XIX – XX веков. Каталог коллекции. Государственный Эрмитаж. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2016.

Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2016.

Немеркнущие краски. Искусство древнеримской мозаики. По материалам выставки. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2014.

Петергоф. Новые поступления 1997-1999. СПб.: Абрис, 1999.

Материалы ГМЗ «Петергоф»:

Тарадаш А.М. К изучению фарфора «в этрусском вкусе» императорского фарфорового завода. Текст. Библиотека ГМЗ «Петергоф».

Коршунова В.И. Методическое пособие для подготовки экскурсии по музею «Царицын и Ольгин павильоны». ГМЗ «Петергоф», 2010.

Исторические справки:

Андреева М.В. Материалы по истории Царицына острова в Петергофе 1936г.

Вернова Н.В. Царицын павильон в Петергофе.

Приложение № 1

Колонистский парк

Территория, расположенная в двухстах метрах от Верхнего сада Петергофа, представляла собой заросшее тростником обширное болото, которое в XVIII веке обнесли невысоким валом и брусчатой оградой.

В 1730-х гг. перед главным входом в Верхний сад была устроена полуциркульная площадь, в середине XVIII в. от нее по болоту провели узкую дамбу, на оконечности которой установили будку для стрельбы по дичи, отсюда члены императорской фамилии и высочайшего двора охотились на водоплавающую птицу. С тех пор вплоть до 1820-х гг. болото именовалось «Охотничьим».

В 1748 году императрица Елизавета Петровна выпустила специальный указ Петергофской конторе: «Накрепко смотреть, чтоб никто в помянутой болоте рыбу не ловил и по птицам отнюдь ни в какое время не стрелял под опасением наказания».

В 1832-1833 годах южнее охотного болота по распоряжению Николая I были возведены дома для переселённых из Вюртемберга немецких колонистов. Аккуратные дома и ухоженные поля колонистов придали прежде пустынной и запущенной местности совсем иной вид. В 1835 году в честь императрицы Александры Федоровны колония получила официальное наименование «Александрийской».

Поэтому парк, разбитый позднее на месте болота, получил название Колонистский.

В 1837-1838 годах по указанию императора на месте очищенного болота устроили большой проточный пруд, который вначале назывался Большое озеро, длиной 469, шириной 298 и глубиной до 2 метров. Его берега были укреплены большими валунами; старый вал заменили мощной дамбой, на которой устроили аллею. Руководство работами возглавил сотрудник Петергофского дворцового правления – управляющий петергофскими фонтанами, опытный гидравлик полковник С.М. Лихардов.

Озеро наполнялось водой, проведённой из Ропшинских ключей. И до настоящего времени оно служит бассейном, питающим восточную группу фонтанов Нижнего парка.

Летом 1839 г. садовый мастер П.И. Эрлер совместно с садовым подмастерьем Петром Архиповым начали работы по планировке и озеленению территории вокруг пруда, которые продолжались до конца 1841 г. За три года посадили около четырёх тысяч деревьев и свыше семи тысяч кустарников. Вокруг пруда высадили серебристые ивы.

Пруд быстро заиливался, зарастая травой, и садовому мастеру П.И. Эрлеру приходилось постоянно проводить чистку пруда зимой, выпуская из него воду.

В 1844-1847 годах восточная часть Колонистского парка была перепланирована. По проекту инженера М. Пилсудского расширили южную часть пруда, вынув в течение двух лет почти девять тысяч кубометров земли. Мыс, вдающийся в озеро, значительно повысили. К 15 мая 1845 года здесь появилась небольшая горка для «оживления» ровности окружающей местности, придавшая ей живописность и разнообразие. Вокруг неё крестьянин Александр Лебедев посадил 15 дубов.

На самой горке, на специальной площадке сначала установили чугунный полукруглый диван, изготовленный на заводе Берда, а через некоторое время вместо дивана была установлена скульптурная группа «Нимфа, обуваемая сатиром». Она была выполнена в 1852 году в технике гальванопластики И. Гамбургером с мраморного оригинала работы скульптора П.А. Ставассера и окрашена в чёрный цвет.

У простых жителей Петергофа сатир, которого изображали с рожками, копытцами и острыми ушками, ассоциировался с чёртом, и возвышенность получила название «Чёртова горка».

Скульптурную группу «Сатир и Нимфа» нередко сбрасывали с пьедестала, фигуры повреждались, в 1875 году при реставрации каскада «Шахматная гора» её перенесли в Нижний парк и установили у подножия этого каскада. В годы ВОВ она была утрачена.

Рядом с горкой вырыли небольшой пруд с миниатюрным островком круглой формы, засаженным деревьями и кустами. В июне 1845 г. садовый мастер П.И. Эрлер выпустил на островок купленных им в Санкт-Петербурге «кроликов старых и молодых 15 пар по 80 коп. за каждую». Островок получил название Кроличий или Кроликовый.

Использование остро­вов для разведения кроликов - античная традиция, продолжавша­яся в эпоху Ренессанса и барокко. Эти островки в античной тради­ции - символы разрушения границ времени непрерывной сменой по­колений. В конце XVII века остров близ Потсдама, который позже по­лучил название Павлиньего, ис­пользовался для содержания и раз­ведения кроликов и почти столе­тие, весь XVIII век, носил назва­ние Кроличьего.

Вода в озере удивительно чиста и прозрачна; при помощи особого протока она более ста лет питала городской водопровод.

Почти столетие Колонистский парк сохранял гармонию оригинальной композиции. В 1941-1944 годах павильонам, планировке и зелёным насаждениям Колонистского парка был нанесён очень значительный ущерб.

Приложение № 2

Петергофские архитекторы

Комаров Иван Иванович (1812 - 1883)

Архитектор Комаров И.И. внёс достойный вклад в украшение Петергофа, но творчество его совершенно не изучено, а имя, как и многих других, предано забвению.

После окончания в начале 1830-х годов ИАХ по классу архитектуры, Комаров поступил чертежником в Кабинет строений и гидравлических работ, где ему сразу же стали поручать работы по Петергофу. В 1837 году его перевели помощником архитектора в петергофское дворцовое правление, где его непосредственными начальниками были сначала И. Шарлемань, затем Н. Бенуа, которого Комаров сменил на этом посту в начале 1850-х годов.

Более 40 лет И.И. Комаров проработал в Петергофе, занимался всеми вопросами ремонта, реставрации и нового строительства. Ему пришлось воплощать в жизнь не только многочисленные проекты более именитых зодчих, но и строить по своим собственным.

В 1839 году помощник архитектора И.И. Комаров провёл работы по оформлению Торговой площади.

По проекту дворцового архитектора Комарова И.И. в Петергофе было построено много жилых дом, каменных и деревянных. Он принимал участие в строительстве дома В.А. Всеволожского (современный адрес Санкт-Петербургский пр., д.49).

Комаров составлял проекты планировки участков: Егерской слободы Ольгинской улицы и Бобыльской улиц. Принимал участие в строительстве Императорских конюшен.

Осуществлял наблюдение за строительством по проектам А.И. Штакеншнейдера вокзала и кофейного дома в Купеческой гавани.

Дворцовый архитектор составлял планы распределения участков под дачи в Петергофе, составлял описи и производил оценку строений на участках.

В качестве помощника архитектора А.И. Штакеншнейдера принимал участие в создании Колонистского парка и строительстве павильонов на островах.

Иван Иванович Комаров имел многочисленные награды и поощрения за свою длительную и плодотворную работу в петергофском дворцом правлении.

Штакеншнейдер Андрей Иванович

Андрей Иванович Штакеншнейдер – один из самых талантливых и плодовитых русских архитекторов середины XIX века.

В 1815-1820 годах Штакеншнейдер обучался в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, учился скромно, без наград.

Неокончив полный курс обучения из-за недостатка средств (как иностранцу ему приходилось платить за учёбу), он поступил на службу в Комитет строений и гидравлических работ, где стал помощником начальника чертёжной мастерской Огюста Монферрана.

Ректор и профессор ИАХ, известный гравёр, Фёдор Иванович Иордан в записках, созданных им в старости, писал: «Он удивил меня успехами, сделанными им по выходе из Академии, в которой, будучи учеником, был одним из самых слабых. По окончании курса он определился к архитектору Исаакиевского собора Монферрану, и там в чертежной, служа вместе с А.Х. Пелем и Ф.Ф. Рихтером, сделал такие успехи, что построенные им здания могут служить образцами вкуса и удобства».

Монферран, знаменитый в то время зодчий, принимал деятельное участие в судьбе молодого архитектора: он содействовал переходу Штакеншнейдера в 1825 году в Комиссию о построении Исаакиевского собора. Монферран, «заметив в молодом человеке большую усидчивость, любовь к труду и выдающийся вкус», поручал ему разработку проектов некоторых «частных построек».

В 1830 году Монферран выхлопотал Штакеншнейдеру поездку за границу «для поправления здоровья». Эта поездка стала для молодого архитектора продолжением его профессионального образования.

Благодаря покровительству Монферрана Штакеншнейдер получил заказ на строительство усадьбы графа А.Х. Бенкендорфа в его эстляндском имении Фалль (1831-1833, ныне Кейла-Йоа в окрестностях Таллинна). Архитектор создал здесь парк с неоготическими павильонами и усадебный дом, решённый в виде средневекового замка.

Как вспоминал о Фалле князь Сергей Михайлович Волконский, родившийся в имении своего прадеда А.Х. Бенкендорфа: «Приветливая готика, уютная нарядность; дивный вид с террасы, из каждого окна. Рано вливался романтизм в мое душевное настроение...»

Готическая тема была им продолжена и в интерьерах, где «каждое кресло походило на миланский собор в миниатюре».

Работа в прибалтийской усадьбе Фалль была «пробой пера» начинающего архитектора. Мастер показал прекрасное знание готики и умение её использовать. Она понравилась императору Николаю I, посетившему усадьбу, и во многом предопределила дальнейшую карьеру зодчего.

Штакеншнейдер начал придворную службу в 1833 году архитектором Двора великого князя Михаила Павловича.

В 1834 году ИАХ присудила Штакеншнейдеру звание академика. По ходатайству графа А.Х. Бенкендорфа с разрешения Николая I в 1836 году он получил русское подданство.

В 1830-е годы Штакеншнейдер получил ряд заказов, связанных с работами в «русском вкусе». В 1835 году в Петергофе он построил на берегу Запасного пруда Сельский домик (позднее названный Никольским) или Домик в русском вкусе, как именовал его сам архитектор. За что Николай I наградил его бриллиантовым перстнем с изумрудом стоимостью 2018 руб.

В 1837 году Андрей Иванович Штакеншнейдер, отправился в заграничное путешествие. Почти год он провёл в Италии, Франции, Англии и Германии, изучая известнейшие памятники зодчества.

Ф. И. Иордан, находившийся в Италии одновременно со Штакеншнейдером, свидетельствует в своих мемуарах, с какой тщательностью тот обмерял и зарисовывал понравившиеся ему архитектурные детали: «Меня удивил Штакеншнейдер, когда мы показывали ему достопримечательности Рима; во дворце Коренни ему понравилась лестница, он тотчас вынул свой бумажник и раскладной аршин, вымерил вышину ступеней и отметил её на записном листе».

Штакеншнейдер сделал много зарисовок карандашом и акварелью – величественные соборы, изящные виллы, маленькие уютные городки. Рисовал он хорошо, этому способствовали и академические навыки, практика чертёжника и опыт архитектора-рисовальщика. Рисование заполняло его досуг в течение всей жизни. Оно давало архитектору возможность многое запечатлеть и сохранить в памяти. Он не раз возвращался к своим архитектурным зарисовкам, проектируя различные постройки.

Любил Штакеншнейдер посещать Помпеи, где целые дни проводил на раскопках, изучая пропорции и конструкции древних сооружений, делая их точные промеры, обмеры и зарисовки произведений искусства и предметов быта. Помпеи щедро предоставляли каждому внимательному исследователю новый, разнообразный, а порой и ошеломляющий материал, который, словно, волшебное зеркало позволял до мелочей представить себе быт античного Рима.

Вернувшись в Россию, Штакеншнейдер сразу же развернул энергичную строительную деятельность.

Особое место в творчестве Андрея Ивановича занимает Петергоф. Здесь он создал более двадцати сооружений, ориентируясь на разные исторические прототипы. Именно здесь раскрылись вся глубина и многообразие его таланта.

На протяжении 1830-1850-х годов он работал в Петергофе на территории нескольких парковых ансамблей, а также в расположенных поблизости усадьбах великих князей – Сергиевке, Знаменке, Михайловке и Стрельне. Трудно назвать другого мастера архитектуры XIX столетия, который так много сделал для этих мест: его постройки украсили парки – Нижний, Колонистский, Луговой и Александрию. Во время этих работ архитектор обращался к нескольким новым стилевым направлениям в архитектуре эклектики или историзма.

Историзм можно назвать одной из самых характерных тенденций в искусстве XIX века. Он рождался под влиянием романтизма из соединения идей и фантазии в сочетании со стремлением к достоверности.

Романтизм использовал стили прошлого, чтобы ассоциативным путём возбудить эмоции человека при воспоминании о прошлом.

Проектируя фасады и интерьеры, архитекторы обращались то к одним, то к другим стилистическим прототипам, выбирая тот, который, в их представлении, наилучшим образом соответствовал конкретной задаче. Поэтому архитектуру того времени стали называть эклектикой, а архитекторов - эклектиками, от греческого слова «эклегейн» - «выбирать», «избирать».

В эклектике современники видели возможность создания новой системы композиционных приёмов и средств эстетической выразительности – системы более гибкой и разнообразной, чем та, которую выработал классицизм.

«Свободный выбор форм» (Гоголь Н.В.) и стилистических приёмов, заимствованных из архитектуры прошлых эпох, стал творческим кредо зодчих нового времени, а многостилье – отличительным признаком архитектуры».

Ведущая роль в формировании историзма в России принадлежала А.И. Штакеншнейдеру, заложившему основные направления архитектуры новой эпохи. Одним из первых он обратился к необарокко, работал также в духе готики и ренессанса, античной архитектуры и «русского стиля».

Использование исторических прототипов архитектор сочетал с применением передовых достижений строительной техники, учитывая новые требования гигиены, уюта и комфорта.

 В усадебных комплексах и парковых павильонах Штакеншнейдер смело вводил новаторские приёмы свободной планировки и живописно-асимметричной композиции. В произведениях зодчего интерпретация исторических стилей и поиски новых структурных решений получили наиболее последовательное и законченное воплощение.

Современные исследователи считают парковые павильоны островов Колонистского парка, созданные Андреем Ивановичем Штакеншнейдером, одной из самых последовательных и удачных стилизаций «в помпейском вкусе».

Царицын павильон явился прекрасным образцом небольшого паркового сооружения своего времени. В нём удачно сочеталась архитектура с парковой скульптурой и пейзажем. Он напоминал древние постройки по планировке и архитектуре, но был вполне современным по своим удобствам. Такие павильоны украшали парк и вместе с тем служили для отдыха во время прогулок, для чаепитий в кругу семьи.

В течение всего шести лет в Петербурге были изданы три книги о Помпеях: в 1843 году – «Прогулки русского в Помпеи» А. Левшина, в 1848 и 1849 годах сочинение В. Классовского «Помпея и открытые в ней древности». Оба автора сочинений о Помпеях дают историю города, рассказывают о его гибели, о раскопках, подробно описывают обнаруженные археологами дома и общественные здания, сообщая при этом о занятиях, обычаях населения и найденных произведениях искусства. Авторы книг отмечают одинаковое расположение комнат в домах, которые различаются только величиной и характером отделки, в зависимости от вкуса и средств хозяина.

Любопытно, что авторы книг о Помпеях видели в них, как, вероятно, и создатели построек новогреческой архитектуры, воплощение искусства древних греков.

В XIX веке олицетворением греческого стиля считали работы немецкого архитектора К.-Ф. Шинкеля. Современные исследователи говорят о большом значении его творчества для развития архитектуры XIX века и о его влиянии на русскую архитектуру, в том числе и на творчество Штакеншнейдера.

С его творчеством Штакеншнейдер был знаком, он мог видеть постройки по проектам Шинкеля в Потсдаме: дворец Шарлоттенхоф и Домик садовника с Римскими банями, которые и явились яркими образцами нового прочтения античности.

Архитектор Штакеншнейдер почти не создавал общественных зданий, он строил дворцы, особняки, парковые павильоны, иногда культовые сооружения. Поэтому оформление интерьеров занимает много места в его работах. В интерьерах, часто в большей степени, чем в наружном облике зданий, проявились особенности архитектуры эклектики XIX столетия.

При жизни архитектора о нём писали немного. Из современников, писавших о зодчем, можно назвать известного гравёра, ректора ИАХ Ф.И. Иордана.

Нестор Кукольник в статье (1843) «Современные художества в России», перечисляя созданные Штакеншнейдером проекты и строения, впервые дал им оценку. Он писал, что Штакеншнейдер «в короткое время произвёл очень много, большею частью удачных построек», отметил и такую особенность мастера – из построенных и проектированных им зданий «каждое в другом вкусе».

Неизвестный автор статьи 1846 года подробно остановился на архитектурных формах Царицына павильона в Петергофе, сделав такой вывод: «Словом, это здание-концерт, исполненный упоительного сладкоголосия, но исполненный мастером, следовательно, тут столько и разнообразия, сколько изящества».

Качества отделки – изящество и разнообразие – автор считает главным достоинством здания.

Известный историк русской архитектуры XIX века П.Н. Петров опубликовал ряд сведений о Штакеншнейдере в 1866 году в материалах по истории ИАХ, он отмечал, что «архитектор бесспорно принадлежит к ограниченному числу художников, оставивших о себе прочную память, как достоинством и значением сооружений, так и их числом, исполненных в тридцать лет его строительной деятельности».

Приложение № 3


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!