Раздел 2.Типология культурно-исторического развития. 3 страница



Евклид из Мегары (450 – 380 до н.э.) являлся основателем первой сократической школы. Рассматривал принцип добра как самостоятельную сущность. Используя сократический метод, доказывал существование добродетели как единственного истинного бытия.

Аристипп из Кирены (435 – 355/350 до н.э.) ученик Сократа, отождествлял понятие сократовского добра с наслаждением, в чем видел счастье человеческого существования. Хотя считал, что чувственные, плотские наслаждения могут быть наиболее интенсивными, они скоротечны и не могут принести истинного удовлетворения. Поэтому настаивал на внутреннем самообладании и разумности, необходимыми для управления собственными желаниями, чтобы не стать рабом материально-чувственного мира. Является основателем щколы киренаиков.

Платон (428/427 – 348/347 до н.э.), ученик Сократа, организовал в роще Академос в Афинах философскую школу (Академию). Свои философские взгляды изложил в трактате «Апология Сократа», в «Законах», «Письмах», и 34 диалогах (установлено, что из них 24 диалога принадлежат Платону). Отрицал чувственный мир как подлинно сущий. Все видимые вещи, по его мнению, существуют благодаря прообразам, которые могут быть постигаемы умом. Эти прообразы были названы Платоном идеями, являющимися вечными, неизменными и существующими вне времени и пространства. Эти идеи существуют в виде пирамиды, на вершине которой находятся идеи красоты и добра, благодаря которым существует весь познаваемый мир. Истинное познание поэтому есть познание идей. В соответствии с учением Платона душа обладает свойством вспоминать идеи, которые она познала до встречи с телом, до рождения человека. Душа состоит из трех частей: высшая часть – разум; затем – воля и благородные желания и низшая часть влечения и чувственность. Определив таким образом состав душевной жизни, Платон предвосхитил в значительной мере некоторые базовые идеи в изучении психики, ставшие актуальными только в ХХ веке, в частности в сфере психоанализа, аналитической психологии, психосинтеза и т.д. Разумные души, по Платону, продвигаются наиболее далеко в процессе воспоминания прошлого существования. Космос же был когда-то сотворен, конечен и имеет шаровидную форму. Небесные тела Платон рассматривал как одушевленные существа, как богов. Создал теорию идеального государства. Считается основателем философского идеализма.

Спевсипп (409 – 339 до н.э.) –племянник Платона и его ученик. После смерти Платона возглавляет Академию и старается сохранять традиции учителя. Прообразами всех вещей уже считал не идеи, а числа, что сближало его с пифагорейцами. В то же время считал, что единица («идея») является совершенством и благом, а остальные производные от нее числа являются несовершенными и в конечном счете становятся злом. Считал, что добро есть лишь конечный результат развития несовершенного человека, а исходную точку в этом процессе надо искать в несовершенном. Исследовал сходство в животном и растительном мире. В отличие от Платона не отделял Мировой ум (нус) от Души. Выделял роль чувственных восприятий; в этике базовой категорией считал счастье.

Ксенократ из Халкедона (396/395 – 314/312) возглавил после смерти Спевсиппа афинскую платоновскую Академию. Развил мировоззрение позднего Платона на основе пифагорейского учения о числах. Считал первопричиной всего существующего единое и двоицу (неопределенное), которые рассматривал в качестве «идей». Как и Платон считал душу бессмертной. Разделял всю философию на диалектику (логику),физику (натурфилософию) и этику. Различал также три вида познания: мышление, ощущения и представление. Источник зла Ксенократ видел в злых демонах, находящихся вне человеческого общества. Также как и Платон считал основной целью человеческой жизни освобождение от влияния чувственности на внутренний мир человека.

Гераклит Понтийский (388-315 до н.э.), ученик Платона создал свою философскую школу. Утверждал, что весь мир состоит из неделимых частиц – атомов. Но при этом атомы сложились в общем мироздании благодаря Божественному разуму. Души в то же время состоят из особого эфирного вещества. До того, как вселиться в тела, они находятся на Млечном пути. Вел разнообразные астрономические исследования. Считал, что шарообразная Земля вращается вокруг своей оси, а на небе неподвижные звезды. Солнце же обращается вокруг Земли. Это учение стало предварительным этапом для создания впоследствии теорий Аристарха Самосского и Коперника о гелиоцентрической системе.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) -  самый выдающийся ученик Платона, ставший впоследствии учителем Александра Македонского. Основал в афинском Ликее философскую школу. Излагал свое учение в процессе прогулок по аллеям ликея. Поэтому непосредственных последователей Аристотеля стали называть перипатетиками («прогуливающимися»). Оставил значительное философское наследие и считается одним из крупнейших мировых философов. Это труды о причинах возникновения Вселенной («Метафизика»), труды по логике («Органон»), в области морали («Никомахова этика»), политики («Полития»), эстетики («Поэтика») и т.д. Основой познания считал восприятие и установление причинно-следственных взаимосвязей. Настаивал на необходимости участия человека в общественной жизни на примере полиса. Утверждал наличие иерархии различных субстанциональных форм, от неорганических до человека. Свои эстетические идеи Аристотель изложил в книгах - «Риторика», восьмой книге «Политики», «Поэтике», где он исследовал законы художественного творчества. Само понятие «искусство» у Аристотеля достаточно объемно – это врачебное искусство, домостроительство, политическое искусство, наряду со скульптурой и поэзией. Из общего числа искусств Аристотель выделяет «изящные» по признаку «подражательности» (воспроизведения). В древнегреческой эстетике был специальный термин для обозначения подражательности – «мимезис». Его впервые ввел Демокрит. На основе мимезиса Аристотель считал изящные искусства «подражательными». В их числе были: трагическая и эпическая поэзия, кифаристика, драма. И именно эти искусства оказывали, по мнению Аристотеля, воспитательное значение на человека, способствовали формированию «благородства души». Искусство вообще должно было очищать души от вредных страстей. Этот процесс очищения получил в древнегреческой эстетике название «катарсис».

Теофраст (372/370 – 288/287/285) – ученик Платона. После смерти Аристотеля возглавил школу перипатетиков в течение 34 лет. Написал работы по философии, риторике, поэтике, страноведению, музыке, искусствоведению, религии. Ввел теорию гипотетических выводов в силлогистику Аристотеля. Сомневался в теории Аристотеля об энтелехии (целесообразности в природе). При этом отстаивал учение о вечности мироздания. Основной труд философа – 18-томное «Учение натурфилософов». Создал понятийный аппарат по типологии и морфологии минералов, растений, зверей, людей. Результаты этого исследования приведены им в «Исследованиях о растениях» (9книг), «О причинах растений» (6книг), «О мнениях физиков», «О восприятии и воспринимаемом», «О стиле». Проводил разнообразные психологические и физиологические исследования. Его сочинение «Характеры» использовалось в комедиографии поздней античности (начиная с Менандра).

Аристоксен из Тарента (354 – 300 до н.э.), ученик Аристотеля. Развивал этику Аристотеля; был не только философом, но и исследователем музыки, создав труд о гармонии «Начала гармонии» в двух книгах. Пытался синтезировать философское знание и эстетическое восприятие.

Отдельно следует выделить философа Демокрита из Абдеры (470/460/ - 371/370/360 до н.э.), который, по мнению некоторых исследователей античной философии, является исключением в сравнении с другими греческими философами как последовательный материалист. Это дало основание считать его основоположником материалистической философии. Философ считал, что материя является вечной и состоит из бесконечного количества атомов, соединение и разъединение которых приводит к образованию разнообразного материального мира. Кроме атомов существует пустота. Отрицал случайность, которая, по его мнению, есть результат невежества. Даже душа человека, по Демокриту, состоит из атомов и не является бессмертной. Возникновение религии Демокрит объяснял страхом первобытного человека перед необъяснимыми силами природы, которые приписывались богам. Настаивал на том, что целесообразность в строении живых организмов является результатом выживания биологических особей, которые имеют в результате рациональное сочетание жизненных органов.

Школа Эпикура.. Ее основатель Эпикур (342/341 – 271/270 до н.э.) был последователем Демокрита. Свою школу он основал сначала в Милете, а затем перенес в Афины. Эта школа получила название «Сад Эпикура». Философия Эпикура включала в себя канонику (логику), физику и этику. По Эпикуру все чувственные восприятия являются истинными, но нуждаются в проверке с позиций удовольствия и неудовольствия. Это необходимо для того, чтобы понять соответствуют ли эти ощущения главной цели жизни – получению удовольствия или нет. Удовольствие же как жизненную ценность Эпикур рассматривал не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли и беспокойства души. Чтобы этого достичь, необходимо быть добродетельным и мудрым. Главным же препятствием для достижения счастья Эпикур считал страх смерти и страх перед богами. Допускал все же существование богов, но в «межмировых» пространствах, что не позволяет богам вмешиваться в земные дела.

Школа киников является одной из самых многочисленных. К ней принято относить Антисфена, Диогена, Кратета, Зенона, Клеанфа, Хриссиппа, Паэция, Посидония.

Антисфен (446/445/444 – 366/360 до н.э.) является основателем кинической школы. Настаивал на том, что существует лишь то, что воспринимаемо чувствами. Соответственно реальны лишь отдельные, единичные вещи. Отвергал отношение к душе как отличной от тела и обладающей бессмертием. Сама же душа также материальна как и тело и аналогична телесной сущности. Вершиной добродетели философ считал автаркию, т.е. автономию нравственной личности. Добродетелью же считал разумный образ жизни. Именно разум он считал основой нравственного выбора.

Известной также является «школа скептиков», основателем которой является Пиррон из Элиды (365/360 – 275/270 до н.э.), согласно которой сущность счастья состоит в достижении невозмутимости, спокойствия и избавлении от страдания.

Ограничимся рассмотрением этих примеров необыкновенного разнообразия философских учений в античной Греции, которые свидетельствуют об огромном вкладе греческой философии в мировую философию и науку.

Культура Древнего Рима.

Во 2-1 в. до н.э. большинство эллинистических государств завоевано Римом. Центром античной культуры становится Италия. Сложилась следующая периодизация истории Древнего Рима: Царский период (754/753 – 510/509 до н.э.), Республика (510/509 – 30/27 до н.э.), Империя (30/27 до н.э. – 491 н.э.).

Формированию Римской империи предшествовала культура этрусской цивилизации.

В 1 тыс. до н.э. на территории Средней и Северной Италии (область Эрутрия) этруски создали федерацию городов-государств. Среди сохранившегося культурного наследия этруссков наиболее известны гробницы, усыпальницы, достижения керамики, фрески. Изобразительное творчество этрусков отличали реализм и отражение радости бытия. Были распространены ритуалы гадания. Этрусски поклонялись богам, добрым и злым демонам и в своей культурной жизни испытывали сильное влияние греков.

Культура Рима в Царский период существовала в 8 – 6 вв. до н.э. Римляне заимствовали от этрусков ремесленную и строительную технику, римские цифры, гадания, тогу, дома с атрием (крытым внутренним двориком со световым отверстием).

Ранняя римская религия была анимистической (вера в духов). Был распространен также  тотемизм (почитание капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема). Постепенно римляне перешли к антропоморфизму ( уподоблению всего живого человеку, наделению психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, животных, небесных тел и т.д.). Первым среди храмовых сооружений в Риме считается храм Юпитера на Капитолийском холме. Именно в этот период был создан латинский алфавит.

Культура Рима в период Республики включает в себя в свою очередь ряд этапов и первым из них является раннеримская культура.

Этрусское господство закончилось в 510 г. до н.э. Восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. В период ранней республики 6-3 века до н.э. Рим подчиняет себе весь Апеннинский полуостров.

В этот период расцветает римское ораторское искусство, которое особенно востребовано в выступлениях сенаторов в сенате. В результате ведущихся войн Рим получает господство в Средиземноморье. Укреплению могущества Римской Республики способствовало разрушение Карфагена – главного соперника Рима.

В 4 в. до н.э. происходит зарождение римского театра, появляются первые профессиональные артисты. К концу 1 в. до н.э. после Временной военной диктатуры из-за гражданских войн возникает принципат – наследственная диктатура под республиканской оболочкой и формируется культура позднереспубликанской эпохи.

Начиная с 3 в. до н.э. Рим испытывает особенно сильное влияние греческой культуры. Не случайно, что даже названия римских богов есть перименования греческих божеств. Это: Юпитер (Зевс); Нептун (Посейдон); Плутон (Аид); Марс (Арес); Юнона (Гера); Минерва (Афина); Церера (Деметра); Венера (Афродита); Вулкан (Гефест); Меркурий (Гермес); Диана (Артемида); Веста (Гестия).

Существовали также домашние боги древнеиталийского происхождения – лары, гении, пенаты. В римской мифологии осуществлялась также персонификация природных и общественных явлений, а также абстрактных понятий. Отсюда появились и соответствующие мифологические персонажи, которые приобрели нарицательное значение - Фортуна (Удача); Виктория (Победа).

Осуществляются, правда, достаточно вольные переводы греческой литературы, включая «Илиаду» и «Одиссею». Среди создателей драматургических произведений выделяются драматург Плавт, создавший 130 комедий и Теренций. Здесь также присутствует подражание грекам.

Римская поэзия в этот период представлена, прежде всего, именами Лукреция, создавшего знаменитую философскую поэму «О природе вещей» и Катуллом – основателем римской лирической поэзии. Катон Старший создает первое прозаическое произведение на латинском языке «О сельском хозяйстве».

Особо следует выделить общественную деятельность и творчество Цицерона – блестящего оратора, юриста, философа, писателя.

Римская философия представлена преимущественно философами-эпикурейцами и стоиками.

 Значительны достижения Римской республики в области архитектуры, отличающейся монументальностью, пышностью, симметричностью. Создается разнообразная утилитарная архитектура для практических нужд. Среди образцов архитектурного искусства можно выделить разнообразные арки, своды, купола, столбы и пилястры. Изобретается бетон; создается множество сводчатых конструкций, базилик для торговых сделок и судов; амфитеатры для гладиаторских боев; цирки для соревнования колесниц; термы, представляющие собой сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Всемирную известность получают такие сооружения как триумфальная арка, акведуки, водопроводы, мосты.

Римская скульптура чаще всего копировала чужие греческие образцы. Зато расцветает реалистический портрет. Создаются портретные статуи. Сооружается особый тип статуи - «тогатус» (оратор в тоге). Популярны портретные скульптурные бюсты, а также повествовательная рельефная скульптура (изображения побед в войнах).

Специфической особенностью мировосприятия и мышления римлян были практический склад ума, интерес к прикладным наукам. Не случаен в этой связи расцвет агрономии, прикладных знаний об архитектуре. Достаточно привести пример десятитомного трактата римского архитектора Витрувия. Создается также знаменитое на весь мир римское право.

Культура Рима в период Империи.

С конца 1 в. до н.э. – 2 в. н.э. формируется ранняя Империя – эпоха принципата, отличающаяся кульминацией рабовладельческих отношений. Римское государство достигает огромных размеров и включает в себя Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Центром философских знаний остаются Афины. Получает дальнейшее развитие стоицизм, виднейшим представителем которого является Сенека, создавшего  «Нравственные письма к Луцилию» и «Естественно-научные вопросы», а также император Марк Аврелий, известный своим трудом «Размышления».

 Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов – почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.

Центрами науки являются Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Создается географическая наука такими учеными как Страбон, Птолемей, историком Плинием Старшим. В медицине знаменитым становится врач Гален.

Формируется целая плеяда знаменитых писателей и поэтов, среди которых Апулей, создавший произведение «Метаморфозы, или Золотой осел», Плиний Младший, Ювенал, Петроний, Лукиан, Вергилий, Гораций, Овидий , создавший поэму«Энеиды», признанную римским национальным эпосом, а также поэму «Метаморфозы».

Среди историков выделяются Тит Ливий, Плиний старший, Иосиф Флавий, Тацит.

В архитектуре и городском строительстве в 1-2 вв. н.э. создаются такие уникальные сооружения как Колизей – амфитеатр (50 тыс. зрителей) и Пантеон (храм во имя всех богов).

Кризис Римской империи наступает в 3 веке н.э. Его признаки -частая смена императоров, отпадение провинций, низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

В 4-5 в. н.э. принципат уступает место доминату – неограниченной монархии и в 395 г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Получают распространение первые христианские храмы – базилики как наглядное свидетельство наступления новой эпохи. Западная Римская империя перестает существовать в 476 г в результате низложения последнего императора и приближается эпоха Средневековья.

Литература:

1.Лосев А.Ф. Античная философия истории.— М.: Наука, 1977.

2.Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 206 с.

3.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: «Высшая школа», 1963; «АСТ», 2000.

4. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки./Ф.Ницше. Соч. в двух томах. Т.1. – М.: Изд-во «МЫСЛЬ», 1990. – С.57 – 157.

 

Культура средних веков

Средневековая культура Европы существовала в течение десяти веков ( с У по Х1У века). Главной отличительной чертой этой культуры стало складывание культурной идентичности европейских народов на основе христианских ценностей, что нашло свое отражение в литературе и искусстве. Наиболее распространенным литературным жанром становятся жития святых; в архитектуре – соборы, в живописи – иконы, в скульптуре - библейские персонажи. При этом индивидуализации в изображении тех или иных героев, ситуаций в средневековом искусстве предпочитали типизацию характеров и образов. Это объяснялось распространенной подчеркнутой демонстрацией в творчестве положений христианской этики, поляризирующей всю окружающую действительность на основе однозначно интерпретируемых критериев добра и зла и утверждающей торжество соответствующего символического отражения реальности.

Например, в получившем распространение романском стиле культовой архитектуры временность и иллюзорность человеческого земного бытия в сравнении с потусторонним миром символизировалась через массивные формы; узость оконных проемов способствовала отгороженности верующих от суетного повседневного существования; торжество силы религиозной духовности выражалось через значительную высоту церковных зданий. Смена романского стиля архитектуры готическим продолжила эту же тенденцию – усиливается устремленность культовых зданий вверх, появляются витражи, символизирующие еще большую замкнутость церковного пространства по отношению к окружающей действительности; везде, где только возможно обыгрывается изображение креста как символа христианских страданий и жертвенности. Становление нового этапа средневековой архитектуры в виде «пламенеющей готики» с ее изысканной резьбой по камню решало задачу демонстрации красоты духовного мира.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!