Ассортимент тканей верхней одежды



В течение многих веков верхнюю одежду изготавливали лишь из тканей, содержащих натуральные волокна. Виды этих тканей почти не менялись.

Появление в ХХ в. новых видов сырья привело к возникновению в текстильной промышленности производства тканей из искусственных и синтетических волокон, обладающих ценными физико-механическими свойствами: высокой прочностью и износоустойчивостью, незначительной сминаемостью, повышенными влагоотталкивающими свойствами.

Из синтетических волокон вырабатывают также красивые, легкие меха, которые по целому ряду свойств не уступают натуральным, а иногда и превосходят их.

В последние годы появилась еще одна отрасль текстильной промышленности — производство нетканых материалов. Материалы, получаемые различными неткаными способами, внешне мало чем отличаются от тканых, производство же их намного экономичнее.

В зависимости от сезона для верхней одежды могут применяться следующие ткани:

для летних пальто и костюмов — ткани типа шерстяных и полушерстяных габардинов и трико различных переплетений и рисунков с гладкой или рельефной поверхностью, а также утяжеленные ткани из хлопка, льна и шелка;

для демисезонных пальто — чистошерстяные или полушерстяные ткани, драпы — гладкие или с ворсом, плотные или разреженные, рыхлые ткани типа трико и трико-букле, ткани с рисунками полос, клеток, «в елку» и т. д.;

для зимних пальто — классические ткани типа габардина, трико, трико-букле, облегченные и ворсистые драпы.

Кроме того, в качестве «покрышки» на зимние пальто применяют синтетические тонкие плотные ткани и хлопчатобумажные ткани с примесью синтетических волокон.

В настоящее время существует целый ряд пленок, искусственных замш, кож, материалов, дублированных с тканью или трикотажем. Все это способствует значительному расширению ассортимента женской верхней одежды.

Помимо основных тканей, в моделировании верхней одежды большое значение имеют прикладные и отделочные материалы: подкладки, прокладки и т. д.

Подкладка подбирается, как правило, в тон основной ткани или отделки (например, меха). Подкладка может играть важную декоративную роль; в атом случае она подбирается по цветовому контрасту к основной ткани пальто, иногда она связывает (единым цветом или рисунком) пальто с платьем или костюмом в ансамбле.

В качестве утепляющей подкладки (подобно синтетическим и натуральным мехам с низким ворсом) могут быть использованы ткани с мягким длинным ворсом, с рисунком клеток или полос.

Если в зимних и демисезонных пальто в качестве основной используется ткань рыхлой структуры, то рекомендуется применять ветрозащитные прокладки из плотных тонких хлопчатобумажных тканей.

Особенности моделирования и художественного оформления верхней одежды

Верхняя одежда создается с учетом более длительного срока использования, чем легкое платье. Поэтому при моделировании верхней одежды особенно важно соблюдение основных принципов, законов и правил композиции:

‑ соответствие одежды ее назначению и облику человека;

‑ соответствие материалов форме и назначению одежды;

‑ подчинение всех компонентов и композиционных средств назначению одежды и главному композиционному центру

‑ цельность композиции и др.

Выполнение этих требований можно проследить на конкретных моделях верхней одежды. На рис. 307 даны примеры модных тенденций в формах пальто за последние 25 лет. Для каждого этапа развития моды (2—3 года) характерны свои силуэты и объемные решения пальто, пропорции и конструктивные линии, детали и дополнения. При этом центром композиции могут являться верхняя часть изделия или юбка, воротник или рукава. Но в любом случае решение остальных компонентов композиции подчинено главному композиционному центру.

Решение з а с т е ж к и — важный элемент моделирования верхней одежды. Вид и ритм застежки, количество и величина пуговиц должны сочетаться с размерами и формой остальных деталей (воротника, лацканов, кокетки, карманов и т. д.).

При использовании ткани с крупным рисунком ритм застежки согласовывают также с рисунком ткани.

В верхней одежде различают застежки 1) однобортные—с центральным расположением петель (вертикальных, горизонтальных, реже — с косым направлением) или с немного смещенным влево расположением; 2) двубортные с различной шириной и формой борта.

Пуговицы чаще всего располагаются в прямом равномерном ритме; однако может быть и более сложное расположение с нарастающим или убывающим ритмом.

Кроме пуговиц, различных по материалу, размеру и оформлению, для застежки верхних изделий применяют пряжки, крючки, кнопки, молнии, завязки, которые кроме утилитарной нагрузки могут нести и декоративную.

Р у к а в а в моделях верхней одежды по характеру соединения с полочкой и спинкой разделяют на 1) втачные с различной по форме проймой; 2) покроя реглан с верхним срезом рукава, доходящим до среза горловины; 3) покроя полуреглан — с верхней точкой рукава, расположенной на середине плечевого среза; 4) цельнокроенные с полочкой и спинкой; 5) комбинированных покроев.

По количеству соединительных швов применяют рукава одно-, двух-, трехшовные и с большим количеством швов, по форме — прямые, узкие, расширенные или суженные книзу, с высокой головкой, с манжетами или патами различной формы и др.

В о р о т н и к и, применяемые в верхних изделиях, могут быть типа стойки или шали, стояче-отложные, лежачие, драпированные и т. д. В зависимости от направления моды величина и форма их различны. Воротники могут отсутствовать совсем, как, например, в пальто типа «кардиган» или в некоторых изделиях с застежкой от горловины. Воротники заменяют также съемными шарфами, горжетами, пелеринами, капюшонами.

В моделировании верхней одежды широко используют различные отрезные д е т а л и — разнообразные кокетки, пластроны, карманы (прорезные, накладные, навесные), пояса, хлястики, паты и т. д.

В качестве о т д е л к и верхних изделий применяются искусственные и натуральные меха, кожи, замши, трикотаж, плюш, бархат, различные басонные изделия и фурнитура.

Демисезонные пальто

Разнообразие покроя и художественного оформления верхней одежды особенно проявляется при моделировании демисезонных пальто, для которых применяется наиболее широкий ассортимент тканей. По степени прилегания к фигуре по талии пальто бывают прилегающего (и полуприлегающего) силуэта и свободного покроя.

Пальто прилегающей формы.

Основными элементами такого пальто, с помощью которых достигается прилегание по линии талии, являются различные вытачки, рельефы, швы. Припуск на свободное облегание зависит от характера ткани и направления моды. Для лучшего формирования ткани часто применяют подрезной бочок, разрезные рельефы, посадку на плечевом iыве или короткие неглубокие (1,5 см) вытачки, а также вытачки по линии талии. Эти вытачки, например, на спинке можно переводить в средний шов, чтобы не разбивать плоскость спинки лишними линиями, особенно при работе с тканью с крупным рисунком.

Средний шов спинки, как и другие, может иметь также и декоративное значение: делая соответствующие припуски или подкладывая снизу полоску ткани, шов можно отстрочить на любом расстоянии по всей длине или на отдельных его участках.

В среднем шве можно заложить встречную или одностороннюю складку, обработать шлицу и т. д.

Одним из вариантов пальто прилегающей формы является редингот или шестишовное пальто со швами на полочках и спинке от плечевых срезов или проймы (рис. 308, а).

На основе шестишовного пальто можно создавать разнообразные модели, меняя количество, расположение и оформление швов, выполняя подрезы, складки, сборки и изменяя форму и силуэт нижней части пальто.

При создании модели пальто с очень широким низом (со складками или защипами или покроя клеш) и прилегающим лифом лучше всего применять бочок, отрезной по линии талии, или целиком отрезную спинку (рис. 308, 6, в).

Линию отреза оформляют строчкой либо маскируют поясом или бейкой и т. д.

В моделях пальто с расширенным низом акцент нередко делается на нижнюю часть одежды: прокладывают строчку (рис. 308, г), шнуры, меховую отделку по низу и т. д.

Рукава пальто прилегающего силуэта могут быть самые разнообразные, однако при широком низе пальто их следует делать несложными по форме и умеренной ширины.

Пальто свободного покроя.

При моделировании пальто свободного покроя ткань формируют по фигуре только в области груди и лопаток. Припуски на свободное облегание здесь значительно больше, чем в пальто прилегающей формы.

Пальто свободного покроя отличаются большим разнообразием форм.

Наиболее характерными являются пальто прямого покроя, расширенные и суженные книзу.

При моделировании пальто п р я м о й ф ор м ы особенно важно соблюдать четкость композиционного решения, т. е. определения правильных пропорций всех деталей, характера расположения и количества отделки.

Композиция такого пальто может строиться на вертикальном (рис. 309, а), горизонтальном (рис. 309, 6) или диагональном членении формы; возможны и более сложные решения.

Для пальто прямой формы свойственно использование элементов спортивного характера: кокеток, карманов, клапанов, поясов и др.

Характерно также применение тканей с крупным рисунком клеток, полос, с диагональным рельефным рисунком, с длинным ворсом и т. д. (рис. 309, в).

Для фигур 44—48-го размеров при ширине ткани 140— 150 см можно создавать модели пальто прямой формы без боковых швов (рис. 309, г).

Пальто, расширенное книзу, можно получить на основе прямого свободного пальто.

Расширение достигают следующим образом: по намеченным линиям фалд разрёзают лекала, разводят их от верхней точки надреза на требуемую ширину фалды и вклеивают клин из бумаги.

За счет образовавшегося излишка ткани на пальто и образуется фалда.

Фалды могут свободно ниспадать по всей длине; их можно также закрепить на разном уровне от низа складками или защипами, либо стянуть поясом на талии.

Как правило, спинку расширяют от плечевых срезов, а полочки — от линии талии (исходя из особенностей женской фигуры).

Наиболее типичные решения пальто, расширенного книзу, показаны на рис. 310.

Пальто, суженные книзу, имеют ту же основу, что и прямые и расширенные книзу. Зауживание осуществляют от линии бедер вниз по боковым швам. В верхней части пальто соответственно расширяют, подчеркивая этим зауживание (рис. 311).

Обычно пальто прямого покроя и суженные книзу имеют рукава нарядных форм (рис. 312) с широкой проймой, воротник сложной формы, прямую или драпированную спинку.

 

1.

 

Вопросы для проверки усвоения

1. Что такое стиль в одежде, костюме?

2. В каких стилях решается современная женская одежда?

3. Каковы основные черты классического стиля в одежде?

4. В каких стилях чаще решается одежда для торжественных случаев?

5. На какие группы можно разделить по стилевому решению все многочисленные формы верхней одежды?

6. Приведите примеры использования основных принципов, законов и правил композиции при моделировании верхней одежды


Лекция 19


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 601; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!