Техника и техническая деятельность, как одна из форм практики.
Техника в первом смысле - это совокупность различных устройств, созданных человеком предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования, хранения и использования и удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Она может выступать как средство производства и как конечный продукт. Техника в втором смысле - это совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности, особого рода умений.
Техническая деятельность носит сложный противоречивый характер, в значительной степени обусловленный противоречивостью, внутренней диалектичностью самих артефактов.
Развитие техники и технической деятельности, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека, а с другой стороны, служит её объективной основой. Техника и техническая деятельность через систему общественных отношений, влияют на весь образ жизни и мировоззрение человека, причем это влияние многообразно.
Концепция “технологического детерминизма”, считает технику и технологию решающими факторами развития человечества.
Материалистическое понимание общества исходит из признания исторически меняющегося, сложного противоречивого взаимодействия техники с социальными структурами и культурой. Отчуждение человека от техники и противостояние ей есть продукт определенных преходящих исторических условий, и это отражается во внутренней противоречивости и неоднородности культуры.
|
|
Понятие общеисторического процесса. Основные учения о направленности общественного развития.
История- закономерный процесс, в её фундаменте лежат отдельные законы.
Материализм кладет в основу материального производства- развитие. Общественное сознание активно. История- результат столкновения культур индивидов, воль, соц. Групп, классов и т. д.
Когда мы противопоставляет природу чему-либо искусственному.
Общество- вторая природа. Общество -обособившаяся часть природы. Мы имеем право говорить об определенном типе общественно-экономической формации.
В основе формации лежат:
способ производства:
базис и настройка
Формация -ступень исторического процесса-прогресса.
Прогресс общества- прогресс свободы.
Общественный прогресс- поступательное развитие чел-ва от низших форм к высшим. Процесс связан и с развитием свободы и культуры нравственности- все это вторично.
Что является первичным?
Отношение к идеи общ. прогресса:
отрицание
релятивизация, антропоморфизм
признание объективного характера
Идея прогресса- отрицание мы её применяем к природе к природе, там нет этого начала координат. А первичное связано с материализмом.
|
|
Высший и всеобщий критерий общественного процесса- развитие пр. Сил общества, включая развитие самого человека.
Производственные силы определяют развитие общества
в конечном счете
во всемирно-историческом масштабе
в самом общем виде
в виде основной линии прогресса
Революция в производственных силах:
возникновение произ. экономики
переход от ручного труда машинному
НТР- переход от машинного производства к автоматизированному
Ручное орудие>механизм>автомат
Сегодня идея автоматизация приобретает другое значение информационная
Типы прогресса
неантагонистический
антагонистический
Закономерности исторического -развития
необратимость исторического процесса
возрастание темпов прогресса.
Антагонизм- борьба классов, социальный и национальный гнет, насилие, войны. Отсутствие социальных антагонизм обозначает лишь то, что противоречия данного общества, какую бы степень остроты они не принимали, могут быть разрешены в интересах всего общества, всех социальных групп. Основой антагонизма является частная собственность на средства производства в различных ее формах.
|
|
Социальная философия французских материалистов 18 века. Ламетри, Гельвеций, Гольбах.
Ламетри, Гельвеций, Гольбах относят человека к общей системе природы. Человек неотделим от природы. И подчинен тем же закономерностям, что и остальная природа. Гельвеций не смог понять специфичности человека и человеческого общества. Гельвеций основывает главные принципы своей этики. Он отвергает религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием нравственности является “польза”. Однако он трактует “пользу” не индивидуалистически, в смысле достижения наживы индивидом , но по отношению ко всему обществу. Основу добродетельного поведения он видит в достижении согласия между индивидуальными и собственными интересами. Общество, по Гельвецию ,- совокупность индивидов. Общественный интерес является у него совокупным интересом решающего большинства членов общества.
Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды других материалистов находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически буржуазии. Общество возникает из “хозяйских семей”. Гражданином для него выступает “собственник” в прямом смысле слова. Гельвеций верит в “разумного правителя”, “философа на троне”. Однако идеальной формой государства он считает республику. Перед государством стоит задача гарантировать в первую очередь “основные неотделимые человеческие права”, которые являются не чем иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Он не требует ликвидации частной собственности, а лишь “равномерного разделения”.
|
|
Гельвеций В согласии с Гольбахом верит во всемогущество воспитания. Оно имеет для общества основополагающее значение. Предпосылкой хорошего и правильно ориентированного воспитания являются “хорошие законы”. Идея в том, что всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их законов и слишком неравным разделением богатства характеризует идеалистический подход большинства французских материалистов к решению социальной проблематики. Законы согласно ему определяют реальное бытие.
Ламетри диалектически характеризует происхождение человека. Создает философию воспитания. Человек - самовоспроизводящаяся система.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!