ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУССКОМ НАРОДНОМ ОРНАМЕНТЕ



У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Бокач А. А. (ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь)

Научный руководитель – Э. Р. Зарединова, канд. пед. наук, доцент

 

Проблема сохранения культурного наследия занимает научное сообщество с тех самых пор, как было осознанно, что с ростом процессов глобализации и интеграции мир может потерять уникальные народные обычаи и технологии. Народный орнамент является неотъемлемой частью культурного наследия и формировать представления о нем необходимо начиная с дошкольного возраста.

Отечественные педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Освальд Шпенглер считал, что любая из взаимопроницаемых культур существует 1000 лет, после чего вырождается, превращаясь в цивилизацию – «бездушный интеллект» или «массовое общество». Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает
у ребенка чувство прекрасного, приобщает в народной культуре, развивает познавательный интерес, формирует изобразительные навыки. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей, народностей нашей страны: Петриковская, роспись, гжель, городецкая роспись, хохломская, жостовская, дымковская, филимоновская и другие. Таким образом, педагог воспитывает у детей чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эти произведения искусства.

Так, например, русская народная культура богата своим содержанием. Взять хотя бы росписи: гжель, хохлома, городецкая роспись, жостовская роспись, дымковские и многое другое. История русского народа хранится в каждом изделии с русским орнаментом. Формируя представления о русском народном орнаменте, мы формируем представления и о самом русском народе. Но все нужно делать постепенно, поэтому в каждой возрастной группе есть определенный перечень росписей, которые должны знать дети.

Как происходит знакомство с видом русского народного орнамента в старшей группе дошкольного учреждения, покажем на примере основных этапов занятия «Городецкая роспись».

Программное содержание: познакомить детей с городецкой росписью, ее особенностями, учить выделять основные элементы узора, расписывать картонные силуэты (доска) элементами городецкой росписи («купавки», «листья»); формировать умения использовать способы «примакивания», «тычка» для создания узора; закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета; развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме; воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций), сюрпризный момент.

Материал:для воспитателя: презентация «Городецкая роспись», аудиозапись песен «Ивана-Купала», тряпичные куклы; для детей: гуашь синяя, красная и желтая, кисти, тряпочки, картон в форме доски, на каждого ребенка, баночки с водой.

Таким образом, формирование представлений о русском народном орнаменте у детей старшего дошкольного возраста – процесс сложный и длительный, так как предусматривает ознакомление с различными видами росписей и их особенностями. Следовательно только систематическая и последовательная работа на занятиях будет способствовать формированию и расширению представлений, обогащению знаний детей о народном орнаменте, декоративно-прикладном искусстве.

 

КНІГА “ПАМЯЦЬ” ЯК ДАПАМОЖНІК ДА ПРАВЯДЗЕННЯ ПАЗАКЛАСНЫХ ЗАНЯТКАЎ У ПАЧАТКОВАЙ ШКОЛЕ

Бондарава М. В. (У А М Д ПУ і м. І. П . Шамяк і на, М а зы р )

Навуковы к іраўнік – В. В. Шур , д-р філал. навук, прафесар

 

У правядзенні пазакласных мерапрыемстваў – экскурсій, паходаў, вечароў, сустрэч
з вядомымі асобамі –– пісьменнікамі, ветэранамі Вялікай Айчыннай вайны, працы, вялікую карысць могуць аказаць матэрыялы кніг “Памяць”, якія выдадзены значнымі тыражамі на кожным адміністрацыйным раене Рэспублікі Беларусь (146 тамоў). Яны з’яўляюцца ўнікальнымі энцыклапедычнымі даведнікамі, прысвечаныя канкрэтнаму адміністрацыйнаму раену нашай радзімы Беларусі. Так, выкарыстоўваючы кнігу “Памяць. Рагачоўскі раен” (Мінск, 1994), настаўнік, напрыклад, перад правядзеннем экскурсіі па памятных мясцінах (вуліцах, музеях і інш.) спачатку ў агульным выглядзе азнаеміць вучняў чацвертага класа з агульным апісаннем Рагачоўскага раена, зачытаўшы некаторыя старонкі кнігі “Памяць”, назаве асноўныя прыродныя і гістарычныя аб’екты Рагачоўшчыны, сцісла паведаміць пра вядомых асоб, якія нарадзіліся на гэтай зямлі, назаве асноўныя паселішчы і мясціны, звязаныя з гераічнымі і трагічнымі падзеямі. Перад правядзеннем экскурсій настаўнік можа прапанаваць, каб вучні перад экскурсіяй самастойна прачыталі асобныя старонкі з кнігі “Памяць”, напрыклад, пра падзеі Вялікай Айчыннай вайны. Гэта раздзел “Ішла вайна свяшчэнная”, дзе есць асобныя часткі з назвамі “Так пачыналася вайна” (с. 129), “У ліпені 1941-га” (с. 147), “Контрудар каля Рагачова” (с. 148), “Як вызвалялі Рагачоўшчыну” (с. 190), “Рагачоўская стралковая дывізія” (с. 199), “Ніколі не забудзем” (с. 171), “Землякі-героі” (с. 208) і інш.

У час правядзення экскурсіі настаўнік прапануе канкрэтным вучням дапоўніць інфармацыю, напрыклад, тых, хто з кнігі “Памяць” атрымаў больш падрабязныя звесткі пра змелякоў-герояў, пра тыя паселішчы, у якіх яны нарадзіліся, жылі, працавалі. Цікавая інфармацыя таксама ў іншых краязнаўчых працах, мастацкіх творах утрымліваецца пра пісьменнікаў-землякоў, тых, хто працаваў, вучыўся, змагаўся з ворагамі ў гады вайны на Рагачоўшчыне (А. Макаенак, М. Гроднеў,
Ф. Янкоўскі, А. Васілевіч, М. Дзмітрыеў і інш.).

Літаратура

1. Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Рагачоўскага раена/ “Беларуская Энцыклапедыя”:
Б. І. Сачанка і інш. – Мінск: БелЭн, 1994. – 535 с.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!