Работа с нотным текстом. Средства выразительности»
Музыкальная литература 2 год обучения. Требования к экзамену
Экзамен по музыкальной литературе проводится в один этап в течение урока (40 минут). Вам будут выданы бланки для выполнения заданий и оценочные карты, которые заполнит педагог.
Задания делятся на 4 блока:
- «Аудиовикторина по пройденным музыкальным произведениям». 3 задания с подсказками и без, при выполнении задания можно использовать список произведений, переписанный от руки на отдельном листочке;
- «Стили, композиторы и жанры». 3 тестовых задания открытого и закрытого типа, допустимо использование справочного материала, выданного педагогом (учебники, словари, индивидуальный конспект);
- «Работа с нотным текстом. Средства выразительности». 3 тестовых задания открытого и закрытого типа, задание предполагает знание основных терминов и использование справочного материала, выданного педагогом;
- «Сочинение по пройденному произведению». При выполнении задания можно воспользоваться индивидуальными конспектами.
Ответ на каждый вопрос заданий из 1-3 блоков даёт 1 балл, максимальный балл за сочинение – 13.
Перевод баллов в оценку:
балл | Оценка |
29-35 | 5 |
22-28 | 4 |
15-21 | 3 |
Меньше 15 | 2 |
Ниже представлен основной материал по каждому блоку.
Настоящий материал и требования предоставляются обучающемуся для ознакомления и самостоятельной подготовки не позднее, чем за 2 месяца до экзамена.
|
|
Желаем успехов!
1. «Аудиовикторина по пройденным музыкальным произведениям» (стилистические периоды представлены в хронологическом порядке)
1. Китайский народный инструмент
2. Григорианский хорал (Средневековье)
3. Орландо ди Лассо, мадригал «Эхо» (Возрождение)
4. Бах, токката и фуга ре минор (Барокко)
5. Бах, «Шутка» (Барокко)
6. Бах, прелюдия из фуга фа минор из 2 тома ХТК (Барокко)
7. Вивальди «Времена года», «Весна», 1 часть (Барокко)
8. Гендель, пассакалия соль минор (Барокко)
9. Гайдн, симфония №103, 2 часть (Классицизм)
10. Гайдн, соната ре мажор, 1 часть (Классицизм)
11. Моцарт, опера «Женитьба Фигаро», ария Фигаро (Классицизм)
12. Моцарт, опера «Женитьба Фигаро», канцона Керубино (Классицизм)
13. Моцарт, симфония №40, 1 часть (Классицизм)
14. Бетховен, соната №14 «Лунная», 1 часть (Классицизм)
15. Бетховен, симфония №5, 3 часть (Классицизм)
16. Бетховен, соната №8 «Патетическая», 1 часть (Классицизм)
17. Шопен, ноктюрн ми минор (Романтизм)
18. Шопен, этюд до минор «Революционный» (Романтизм)
19. Шуберт, «Аве Мария» (Романтизм)
20. Шуберт, «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха» (Романтизм)
В списке 20 произведений. Все они разные! Вокальные номера обведите красным цветом, фортепианные (клавирные) – синим, оркестровые – зеленым. Возле вокальных подпишите, на каком языке исполняется произведение. Обратите внимание на лад, темп, характер. Возле каждого произведения напишите что-то, что поможет вам узнать его.
|
|
Стили и жанры западноевропейской музыки»
Стиль/эпоха | Ведущие жанры | Особенности стиля |
Средневековье 395 г.-XIV век | Вокальные: церковный – хорал, светский – песня (например, песни трубадуров/труверов и менестрелей – странствующих и придворных музыкантов). | Для светских жанров характерна танцевальная основа, для духовных – длинная, как правило, унисонная мелодия, небольшая по диапазону. |
Возрождение (Ренессанс) XIII-XVI века | Вокальные и инструментальные миниатюры. Шансон/мадригал –миниатюра для ансамбля вокалистов (светский жанр). | После Средних веков, на протяжении которых церковь господствовала над жизнью людей, наступила эпоха обращения к традициям Античности – возрождение культа красоты не только духовной, но и физической. |
Барокко XVII-нач. XVIII века | Органные и клавирные жанры (хоральная прелюдия, фуги), инструментальные трёхчастные концерты, месса, страсти, опера. | Термин переводится как «причудливый». В это время усложняется музыкальный язык, совершенствуется техника исполнителей (например, появляются органисты-виртуозы). |
Классицизм Вторая половина XVIII века | Опера, концерт, квартет, соната, симфония. | Термин переводится как «образцовый». Образцом в музыке стала форма. Усовершенствовались музыкальные инструменты, стало возможным исполнение крупных музыкальных жанров (симфония, соната). |
Романтизм XIX век | Вокальная и инструментальная миниатюра, циклы, симфония, опера. | Это стиль характеризует обращение к личности человека, к герою, который противопоставлен обществу. Важен показ чувств, переживаний одного человека, а не многих, запечатление момента. |
|
|
Работа с нотным текстом. Средства выразительности»
· Вариации – АА1А2А3…
· Вокальная миниатюра – небольшое произведение для голоса с аккомпанементом (песня, романс и др.).
· Григорианский хорал – мужское одноголосное пение духовных текстов (у католиков).
· Концерт – произведение для солиста-виртуоза и оркестра.
· Мадригал – произведение эпохи Возрождение для вокального ансамбля.
· Месса – вокально-инструментальный духовный католический музыкальный жанр.
· Опера – музыкальный жанр, сочетающий сценическое движение, инструментальную музыку, декорации и пение.
|
|
· Рондо – АВАСА, «круг», А (повторяющийся раздел) – рефрен.
· Симфония – оркестровое произведение, состоящее из четырех частей, с чередованием медленных и быстрых, связанных тонально и интонационно (по смыслу).
· Соната – произведение для сольного инструмента, состоящее из трех частей, с чередованием медленных и быстрых, связанных тонально и интонационно (по смыслу).
· Сонатная форма – музыкальная форма, состоящая из трех разделов, основанная на борьбе главной и побочной партий.
· Страсти - вокально-инструментальный духовный протестантский музыкальный жанр.
· Трехчастная репризная форма – АВА1.
· Увертюра – оркестровое вступление к опере/балету.
· Фортепианная миниатюра - небольшое произведение для фортепиано соло (вальс, полька, музыкальный момент…).
· Этюд – пьеса, направленная на развитие высокой техники исполнения либо характерная зарисовка.
Таблица «Средства музыкальной выразительности»:
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!