Отец — Леонид Михаилович Лавровский (1905—1967), артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР (1965)



Август Бурнонви́ль (дат. August Bournonville; 21 августа 1805, Копенгаген — 30 ноября 1879, там же) — датскийбалетмейстер, хореограф, педагог, создатель собственной системы хореографического обучения, основатель уникального датского балетного стиля, получившего название «школы Бурнонвиля».  Бурнонвиль родился в Копенгагене в 1805 году в семье французского балетмейстера Антуана Бурнонвиля, ученика переехавшего в Данию итальянского балетмейстера Винченцо Галеотти. В 1820 году совершенствовался в Париже у балетмейстера О. Вестриса. Выступал совместно с балериной М. Тальони. После учёбы стал солистом Королевского балета в Копенгагене. В 1830—1848 гг. работал балетмейстером и педагогом датского Королевского балета, в том числе переносил самые известные и удачные постановки с других европейских сцен (в 1834 году возобновил в Копенгагене балет известного французского балетмейстера Л.Милона «Нина, или Сумасшедшая от любви» композитора Н. Далейрака); в 1861—1864 гг. — главный балетмейстер и педагог Королевской оперы в Стокгольме. Бурнонвиль был талантливым балетмейстером; поставил свыше 50 балетов. Около 15 сохранилось в репертуаре датского балета до сегодняшнего дня. Среди них: «Сильфида» (музыка Хермана Северина Лёвенскьола, 1836), «Неаполь» (музыка Нильса Вильгельма Гаде, Эдварда Матса Эббе Хельстеда, Хольгера Симона Паулли и Ханса Кристиана Лумбю, 1842), «Ярмарка в Брюгге» (музыка Паулли, 1849), «Народное сказание» (музыка Гаде и Йоханна Петера Эмилиуса Хартманна, 1854), «Далеко от Дании» (музыка Йозефа Глезера, Луи Готшалка, Лумбю, Эдуарда Дюпюи, Андреаса Фредерика Линке, 1860) и др. Бурнонвиль придал датскому балету национальное своеобразие, использовал в постановках национальный танцевальный фольклор, вводил национальные танцы других стран, использовал большое количество пантомимных эпизодов. Действие балетов Бурнонвиля происходит в разных странах: в Дании, Италии, Шотландии, России, Южной Америке. Балеты Августа Бурнонвиля стали широко известны за пределами Дании лишь после Второй мировой войны. Среди учеников Бурнонвиля — Люсиль Гран и Христиан Иогансон. После посещения России весной 1874 года, где он побывал в Санкт-Петербурге и Москве, встретился с Иогансоном и Петипа и посетил несколько уроков и репетиций, июнь-июль он вместе с семьёй провёл в Италии. Осенью был в Париже, где посмотрел несколько оперных спектаклей парижской Оперы в зале Вантадур и увидел «Коппелию» Сен-Леона, которая его не впечатлила, как и «слабые силы» балетной труппы: К сожалению, балет, некогда богатый персоналом, ныне сведён к одному посредственному танцовщику (возможно, имеется в виду Мерант) и уже упомянутой танцовщице (Леонтина Богран), вкупе с несколькими невыразительными мимами. Здесь он встречался с Перро, живущим частными уроками и, считая постановки своего ровесника вершиной хореографического искусства, попытался выступить в его защиту: Мы много беседовали о нашем пребывании в России, о нынешнем почти повсеместном упадке искусства танца. Я приложил все усилия, чтобы Перро снова начал сочинять балеты, и с этой целью написал статью в форме фельетона, где настаивал на восстановлении искусства, когда-то бывшего сокровищем Оперы. Скорее всего, во Франции этот фельетон не был напечатан и не вызвал никакого отклика. Вернувшись в Копенгаген, Бурнонвиль осуществил постановку ещё нескольких спектаклей, из которых последним стал балет «Из Сибири в Москву» (1876). Теперь он жил большей частью за городом, во Фреденсборге. Осенью 1879 года вернулся в столицу, чтобы сочинить балетный апофеоз к спектаклю в честь 100-летия со дня рождения драматурга Адама Эленшлегера, состоявшемуся 14 ноября — это стало его последней работой. 30 ноября 1879 года Август Бурнонвиль скончался на улице, возвращаясь с утренней церковной службы[1].   Михаи́л Леони́дович Лавро́вский (наст. фамилия — Иванов[2]) (род. 1941) — советский российский артист балета, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской (1970) и Государственной премии СССР (1977).   Михаил Лавровский родился 29 октября 1941 года в Тбилиси (Грузия), в артистической семье. В 1952 году поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии), учился у педагогов О. К. Ходот, Н. И. Тарасова и Г. М. Евдокимова. Среди первых преподавателей балета была и Е. Г. Фарманянц, педагог и заслуженный деятель искусств России. Класс, в котором он учился, отличался сложной атмосферой и дисциплиной, ученики не слушались учителей, были невнимательными, но при этом очень талантливыми. Никто из педагогов не мог найти подход и успокоить их, но у нового преподавателя это получилось. По словам Е. Г. Фарманянц, она не делала замечаний и вообще не реагировала на многие моменты, и постепенно обстановка в классе наладилась[3][4]. После окончания училища в 1961 году, поступил в труппу Большого театра, став солистом театра в 1963 году. Работал под руководством А. Н. Ермолаева. Среди первых ролей были партии Сына Георгия в балете «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (1961), Раба в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (1962), Филиппа в «Пламени Парижа» Б. В. Асафьева (1962). Среди наиболее известных работ того времени — партия Альберта в балете «Жизель» А. Адана (1963), где его партнёршей стала Н. И. Бессмертнова. По мнению самого артиста, роль Спартака в одноимённом балете была переломной в его творческой карьере и стала своего рода его звёздным часом и визитной карточкой[5]. Был солистом Большого театра до 1987 года, затем — педагог-балетмейстер и репетитор до 1988 года. В 1978 году окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства) (педагог Р. В. Захаров). C 1983 по 1985 год — художественный руководитель Грузинского театра оперы и балета им. З. П. Палиашвили в Тбилиси. Как педагог и балетмейстер работал за рубежом: в Театре оперы и балета в Нови-Сад (Югославия, 1997), Академии танца в Риме (Италия, 2000), в труппе «Токио-балет» (Япония, 1996), хореографической школе Анны Барт в Берлине (Германия, 1990), в США, в том числе в Хьюстоне. В 2005—2008 годах возглавлял балетную труппу Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В настоящее время — художественный руководитель Московского государственного хореографического училища им. Л. М. Лавровского — школа балета имени его знаменитого отца[6]. С 2010 года — также художественный руководитель Московской государственной академии хореографии[7][8]. Входит в состав жюри национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска»[9]. Председатель Творческого совета «Дягилевъ Центра». Семья[править | править код]

Отец — Леонид Михаилович Лавровский (1905—1967), артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР (1965)

· Мать — Елена Георгиевна Чикваидзе (1910—1996), артистка балета. Заслуженная артистка РСФСР (1948). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)

· Первая жена — Людмила Ивановна Семеняка (род. 1952), балерина, народная артистка СССР (1986)[10].

· Вторая жена — Долорес Гарсиа, архитектор, театральная художница.

· Сын — Леонид Михайлович Лавровский-Гарсиа (род. 1987), театральный актер, режиссёр и педагог, преподаватель актёрского мастерства в Российском институте театрального искусства—ГИТИС.

Награды и звания[править | править код]

· 1-я премия II Международного конкурса артистов балета в Варне (1965)

· Заслуженный артист РСФСР (1970)

· Народный артист РСФСР (1973)

· Народный артист СССР (1976)[11]

· Ленинская премия (1970) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Спартак» А. И. Хачатуряна

· Государственная премия СССР (1977) — за исполнение партии Виктора в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая

· Премия Ленинского комсомола

· Премия города Москвы в области литературы и искусства (2002)

· Орден Трудового Красного Знамени (1986)

· Орден Почёта (2001)

· Премия В. Ф. Нижинского (Парижская академия танца, 1972)

· Гран-при Международного фестиваля ассоциации танц-видеофильмов в Нью-Йорке за фильм-балет «Мцыри» (1978)

· Орден Святой Нины (2006)

· Орден С. П. Дягилева I степени «За пользу русской культуре» (2007)[12]

· Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Мэтр танца» (2001).

Творчество[править | править код]

Репертуар[править | править код]

· 1961 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе — Сын Георгия

· 1962 — «Спартак» А. И. Хачатуряна — Раб

· 1962 — «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева — Филипп

· 1963 — «Жизель» А. Адана — Альберт

· 1963 — «Золушка» С. С. Прокофьева — Принц

· 1963 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Вацлав

· 1963 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Голубая птица

· 1964 — «Лауренсия» А. А. Крейна — Фрондосо

· 1965 — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна — Кейс

· 1965 — «Легенда о любви» А. Д. Меликова — Ферхад

· 1966 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Принц

· 1967 — «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса — Базиль

· 1968 — «Спартак» А. И. Хачатуряна — Спартак

· 1969 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Ромео

· 1970 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Зигфрид

· 1976 — «Ангара» А. Я. Эшпая — Виктор

· 1977 — «Баядерка» Л. Ф. Минкуса — Солор

· 1978 — «Иван Грозный» С. С. Прокофьева — Иван IV

· 1979 — «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова — Паганини

· 1979 — «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова — Клавдио

· 1986 — «Анюта» В. А. Гаврилина— Артынов

· 2003 — «Ромео и Джульетта» (постановка Д. Доннеллана и Р. В. Поклитару) — Капулетти

Балетмейстер[править | править код]

Среди балетов: спектакль «Фантазия на тему Казановы» (1993, музыка В. А. Моцарта) (Большой театр, ранее ставившийся в Атланте, США), пластико-хореографический спектакль-антреприза «Откровения» на музыку В. Кикты (театр-студия «Группа граждан»; премьера состоялась на сцене Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 1991), балеты «Кафе-квартал» на музыку Дж. Гершвина (премьера состоялась на сцене Московского театра оперетты, 1995), «Сильнее золота и смерти» на музыку Р. Вагнера (театр «Русский камерный балет “Москва”», 1996), «Нижинский» на музыку С. В. Рахманинова (с участием артистов Большого театра, сам исполнил роль Сергея Дягилева; премьера состоялась на сцене филиала Малого театра, 2000), «Ричард III» на музыку М. Равеля(премьера состоялась на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского, 2000), «Любовь-волшебница» («Матадор») на музыку М. де Фальи (2001, Большой театр). В 1996 году восстановил балет «Жизель» в редакции своего отца для труппы театра «Русский камерный балет “Москва”».

В качестве балетмейстера работает в драматическом театре: моноспектакль «Анна Каренина» А. А. Эшпая (БОГИС, 1998), спектакли «Последняя ночь последнего царя» (по пьесе Э. С. Радзинского, режиссёр В. В. Фокин, БОГИС, 1998), «Прекрасное лекарство от тоски» режиссёра И. Л. Райхельгауза по пьесе С. И. Злотникова (2001, театр «Школа современной пьесы»), постановки М. Крылова «Евгений Онегин… Пушкин» (БОГИС, 2000) и «Маленький принц» (БОГИС, 2001), в котором соединились драма, опера и балет, и другие.

В 2004 году поставил «Ромео и Джульетту» на сцене Саратовского театра оперы и балета.

В качестве хореографа создал несколько фильмов-балетов, в том числе балет «Мцыри» Д. А. Торадзе (1977), «Прометей — поэма огня» А. Н. Скрябина (1981), «Хореографические новеллы» на музыку И. С. Баха и Ф. Листа (1986), художественный видеофильм «Фантазёр» (1989 — исполнитель главной роли).

Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили[править | править код]

· 1983 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, по Л. М. Лавровскому

· 1983 — балет «Порги и Бесс» на музыку Дж. Гершвина

Михаил Лавровский о спектакле «Ромео и Джульетта»

«В нашей музыкально-хореографической поэме мы сохранили дух музыки Прокофьева и преподнести основную линию Шекспира: прославление любви, преодолевающей вражду»

 

— М. Л. Лавровский[13]

Михаил Лавровский о спектакле «Порги и Бесс» Дж. Гершвина

«Музыка оперы Гершвина удивительно сочная, мелодичная, в которой пульсируют ритмы "века джаза". В моём балете соединены элементы современного танца и классической хореографии»

 

— М.Лавровский [14]

«Участие Михаила Лавровского в спектаклях как хореографа возродило интерес публики, и он получил возможность для осуществления собственных творческих замыслов — балетов „Ромео и Джульетта“ и „Блюз“. В одноактном балете „Ромео и Джульетта“ Лавровский нашёл новые режиссёрские решения внутри спектакля, новые способы раскрытия конфликта. Вопрос хореографической драматургии[15], режиссуры, также как и взаимоотношений с музыкальной основой, стал самым острым в работе балетмейстера. В свободной интерпретации известной оперы Гершвина „Порги и Бесс“, в интересом образном решении художника Мураза Мурваниндзе, много находок и удачных сцен, балетмейстер использовал основной приём рассказа о калеке Порги, любящем „негритянскую Кармен“ Бесс. За Бесс реальной стоит Бесс-мечта…» — Н. Ю. Чернова, кандидат искусствоведения[16]

Фильмография[править | править код]

· 1954 — «Ромео и Джульетта» (телебалет) — паж

· 1964 — «Секрет успеха» (фильм-балет) — "Вальс" Равеля

· 1968 — «Ромео и Джульетта» (фильм-балет) — Ромео

· 1972 — «Белые ночи» (фильм-балет) — Мечтатель

· 1972 — «Федра» (фильм-балет) — Ипполит

· 1975 — «Жизель» (экранизация балета) — Альберт

· 1977 — «Мцыри» (фильм-балет) — главная роль

· 1978 — «Солисты Большого балета» (телефильм-концерт)

· 1982 — «Свидание назначила Татьяна Шмыга» (музыкальный телефильм)

· 1982 — «Танцуют Нина Сорокина и Михаил Лавровский»

· 1980 — «Большой балет» (фильм-балет)

· 1983 — «Три карты» (фильм-балет) — Германн

· 1984 — «Прометей» (телефильм) — главная роль

· 1986 — «Гран-па» (телефильм) — исполнитель хореографических партий

· 1986 — «Хореографические новеллы»

· 1988 — «Фантазёр» (фильм-балет) [1] — исполнитель главной роли

· 1989 — «Пять углов» — эпизод

· 1990 — «Али-Баба и сорок разбойников» (фильм-балет) — Али-Баба

· 2000 — «Зависть богов» — эпизод

· 2004 — «Дети Арбата» — Семён Григорьевич

· 2005 — «Плата за любовь» — Иннокентий Павлович

· 2007 — «Звезда Империи» — Мариус Петипа

· 2009 — «Двойная пропажа» — Карпухин

Режиссёр[править | править код]

· 1977 — Мцыри (короткометражный) (совм. с З. А. Какабадзе)

· 1994 — Откровения

· 1997 — Фантазия на тему Казановы (совм. с В. К. Дербенёвым)

Сценарист[править | править код]

· 1977 — Мцыри (короткометражный) (совм. с З. А. Какабадзе)

· 1984 — Прометей (фильм-балет)

· 1997 — Фантазия на тему Казановы (совм. с В. К. Дербенёвым)

Участие в фильмах[править | править код]

· 1987 — Балет от первого лица (документальный)

· 1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)

· 2007 — Артист забытого жанра. Владимир Шубарин (документальный)

 

Ростисла́в Влади́мирович Заха́ров (1907[2][3] — 1984) — советский российский артист балета, балетмейстер, театральный режиссёр, педагог, литератор. Народный артист СССР (1969), лауреат двух Сталинских премий I степени (1943, 1946), доктор искусствоведения (1970).

Биография[править | править код]

Ростислав Захаров родился 25 августа (7 сентября) 1907 года[4] (по другим источникам - 10 сентября[5]) в Астрахани.

В 1926 году окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) (педагог В. И. Пономарёв), в 1932 — режиссёрское отделение Техникума сценических искусств в Ленинграде (с 1939 — Ленинградский театральный институт, ныне Российский государственный институт сценических искусств) (педагог С. Э. Радлов), в 1948 (экстерном) — режиссёрский факультет Ленинградского театрального института (класс Б. В. Зона)[2][3]. В Ленинграде в период обучения в техникуме ставил номера в Ленгосэстраде и танцы в спектаклях драматического Молодого театра, которым руководил С. Э. Радлов.

В 1926—1929 годах — солист Украинской государственной столичной оперы в Харькове (ныне Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко), затем Киевской государственной академической украинской оперы (ныне Национальная опера Украины). В Киеве преподавал и ставил небольшие балеты в организованной им студии. С 1929 года работал как балетмейстер в театрах Саратова, Казани[5]. В 1934—1936 годах — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), где, в частности, поставил балет «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, положивший начало советской хореографической «пушкиниане».

В 1936—1956 годах — балетмейстер и оперный режиссёр Большого театра в Москве; в 1936—1939 годах — руководителем его балетной труппы [3].

В 1943 году постановка оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль» в Большом театре, в которой Р. Захаров участвовал как режиссёр, была удостоена Сталинской премии первой степени; эта премия в сумме 100 000 рублей была передана в Фонд обороны.

Покинув в 1956 году Большой театр, ставил балеты в театрах Праги, Белграда, Загреба, Будапешта и др.

С 1927 года занимался преподавательской деятельностью. В 1942—1945 годах руководил Экспериментальной театральной студией; 1945—1947 годах — директор и художественный руководитель Московского хореографического училища (ныне Московская академия хореографии). С 1946 года возглавляет кафедру хореографии в ГИТИСа. С 1951 года — профессор. Среди его учеников — деятели советского и зарубежного балетного театра: И. Смирнов, Х. Варзиев, Г. Валамат-Заде, А. Лапаури, Н. Конюс, М. Лавровский, Б. Аюханов, Е. Чанга, А. Борзов, Н. Назирова, М.Мурдмаа, Н. Соковикова, Д. Журкина, В. Пяри, В. Гривицкас, Ан Сон Хи (Корея), Н. Кираджиева (Болгария), И. Блажек (Чехословакия), А. Шикеро, Л. Хинкова, М. Тотова (Чехословакия), В. Боккадоро (Франция) и др.

Автор книг, статей и рецензий. Печатался за рубежом. , Член ВКП(б) с 1951 года.

Ростислав Захаров умер в Москве 15 января 1984 года (по другим источникам - 15 февраля[5]). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Награды и звания[править | править код]

· Заслуженный деятель искусств РСФСР (1948)

· Народный артист РСФСР (1951)

· Народный артист Казахской ССР (1959)[6].

· Народный артист СССР (1969)

· Сталинская премия первой степени (1943) — за работу в оперном спектакле «Вильгельм Телль» Дж. Россини

· Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку балетного спектакля «Золушка» С. С. Прокофьева

· Орден Октябрьской Революции (1976)

· Орден Трудового Красного Знамени (02.06.1937)

· Орден «Знак Почёта» (22.09.1959)

· Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

· Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

· Медаль «В память 800-летия Москвы»

· Доктор искусствоведения (1970).

Творчество[править | править код]

Партии[править | править код]

· 1927 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — украинский танец

· «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни— Пират

· Концертный номер «Морской танец»

Постановки[править | править код]


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!