Александр Николаевич Скрябин (1871-1915)



Русская музыка на рубеже XIX- XX веков

Русское искусство на рубеже столетий характеризуется многообразием творческих исканий, стремлением отобразить сложность эпохи. В русской литературе – это «серебряный век» c именами Александра Блока, Марины Цветаевой, Ивана Бунина и многих других. В русской музыке – это Лядов и Глазунов (ученики Римского-Корсакова); Скрябин и Рахманинов, а чуть позже - Стравинский, Прокофьев. Расцвет русского национального искусства во многом связан с именами отечественных меценатов: Митрофана Беляева («беляевские музыкальные пятницы»), братьев Третьяковых (создание Третьяковской галереи), Саввы Мамонтова («Московская частная русская опера», в которой были поставлены большинство опер Римского-Корсакова и где началась карьера Федора Шаляпина), а также антрепренера Сергея Дягилева (выпуск журнала «Мир искусства», организация знаменитых ежегодных «Русских сезонов» в Париже) и др.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Последний великийкомпозитор, сочиняющий в лучших традициях русской классической музыки, родился недалеко от Новгорода. Видимо, там он впитал в себя красоту и самобытность колокольных звонов – которые будут потом ощущаться во многих его произведениях. Блестяще закончив Московскую консерваторию, Рахманинов успешно развивался не только как пианист, дирижер, но и композитор. Масштаб его дарования был, пожалуй, не меньше, чем у Чайковского. Но все перечеркнула революция 1917 года. Семейное поместье Ивановка под Тамбовом (где он с женой и дочерьми жил каждое лето и сочинил там многие произведения) было разорено. Рахманиновы уехали в эмиграцию – сначала в Швейцарию, потом в Америку. За границей Рахманинов был по-прежнему востребован как исполнитель (он считался одним из самых великих пианистов мира). Но вдали от родины он почти перестал сочинять. В России же имя Рахманинова и его музыка были под негласным запретом – из-за его эмиграции. Лишь в 80-е годы XX века в Ивановке появился дом-музей Рахманинова, и стали проводиться международные фестивали имени Рахманинова.

Рахманинов сочинял во многих жанрах. У него есть две оперы, три симфонии, четыре фортепианных концерта, романсы и духовная хоровая музыка и др. Самые знаменитые произведения связаны с ф-но. Это его «Музыкальные моменты», «Элегии», «Рапсодия на темы Паганини», прелюдии. Продолжая традиции композиторов Баха, Шопена и др., Рахманинов написал сборник прелюдий во всех тональностях.

¯Прелюдия до-диез-минор. В крайних частях – колокольность, в средней – образ весеннего половодья.

¯Прелюдия соль-минор. Образ мужественной (или зловещей?) маршевости.

¯Концерт № 2 для ф-но с оркестром до-минор (экспозиция 1 части). Во вступлении – образ колокола, главная тема – суровая, величавая и мужественная; побочная тема – образ родных просторов.

¯Романсы: «Не пой, красавица, при мне» (на стихи Пушкина), «Весенние воды» (на стихи Тютчева), «Сирень» (на стихи Бекетовой), «Вокализ» (пение без слов).

 

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914)

 Родился в Петербурге в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.В 15 лет поступил в Петербургскую консерваторию. Учился композиции у Римского-Корсакова, однако был отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерваторию и успешно её окончил, после чего был приглашён туда преподавать. Вместе с Римским-Корсаковым А. К. Лядов был одним из членов Беляевского кружка (творческого сообщества, продолжившего традиции «Могучей кучки»).Значительная часть сочинений Лядова написана для фортепиано: сборник «Бирюльки», «Арабески», «Про старину» (позднее создана оркестровая версия), «Идиллия», «Музыкальная табакерка», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор считается одним из мастеров жанра фортепианной миниатюры.

Также среди самых известных сочинений Лядова — симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» и др.

¯Лядов «Музыкальная табакерка»

¯Лядов «Кикимора»

Александр Николаевич Скрябин (1871-1915)

Родился в Москве. Отец был дипломатом, мать – пианисткой. Уже в пять лет Скрябин умел играть на фортепиано, позже проявил интерес к композиции, однако по семейной традиции был отдан в кадетский корпус. Решив посвятить себя музыке, Скрябин начал брать частные уроки, а после окончания кадетского корпуса поступил в Московскую консерваторию и блестяще окончил ее как пианист. Хотел быть концертирующим пианистом, но переиграл правую руку и некоторое время не мог выступать. Женился на пианистке. Несколько лет преподавал в Московской консерватории, но оставил преподавательскую деятельность, так как она отвлекала его от собственного творчества. Большую часть времени проводил во Франции, выступая как пианист и дирижёр. Неудачно удалил фурункул – и скончался от заражения крови. 

Проявил себя как смелый новатор. Сначала Скрябин сознательно следовал Шопену и писал этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром. Впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 г., Вторая — в 1902 г., Третья — в 1904 г.), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). Его привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

¯Скрябин Этюд ре-диез-минор

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!