Глава 2.Опыт и перспективы выставок в крупных художественных музеях России.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Факультет художественной культуры и изобразительных искусств

Кафедра дизайна и музеологии

 

Курсовая работа

 

Экспозиционно-выставочная деятельность в художественных музеях: опыт и перспективы

 

 

                                                               Выполнила: студентка

 3 курса группы 31636

Петренко Е.Э.

Проверил:

Григер М.В.

 

 

Казань, 2019

Оглавление

Введение. 3

Глава 1.Общие теоретические аспекты экспозиционной деятельности музеев. 5

Глава 2.Опыт и перспективы выставок в крупных художественных музеях России. 22

Заключение. 36

Литература: 38

 

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что музей является средством коммуникации между прошлым и настоящим. Способствует актуализации посетителем опыта и историко-культурного наследия предыдущих поколений. Сохранение и демонстрация этого наследия тесно связано с выставочной деятельностью музея.

Экспозиционно-выставочная деятельность музеев - одно из ключевых направлений работы музеев. В настоящее время идет активное развитие этого направления. Выявляются новые подходы и  концепции. Экспозиционная и выставочная деятельность музеев преодолела путь от полной статичности к динамичности и новым формам презентации произведений искусств[1]. Видится важным изучить опыт проведения художественных выставок, чтобы проследить тенденции развития экспозиционно-выставочной деятельности музеев.

Ища, новые решения экспонирования и отходя от традиционных форм, музеи привлекают новых посетителей, в том числе и молодежь. Таким образом в обществе возрастает интерес к музеям и к художественным произведениям, экспонируемым в них.

Степень разработанности темы. Теоретическую составляющую экспозиционно-выставочной деятельности музеев в своих работах обосновывали Юренева Т.Ю. в своём учебнике “Музееведение”, Поправко Е.А. “Музееведение”. О истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. писала Логутова Е.В.

Объект исследования. Экспозиционно-выставочная деятельность в художественных музеях России.

 Предмет исследования. Закономерности перспективы развития построения экспозиций и выставок в крупных художественных музеях России.

Цель. Выявление основных тенденций построения экспозиций и выставок в крупных художественных музеях России.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теорию экспозиционно-выставочной деятельности музеев.

2. Познакомится с опытом построения и проведения художественных выставок с момента их появления и до сегодняшнего дня.

Территориальные рамки ограничиваются территорией городов Москва и Санкт-Петербург, так как там зародилась экспозиционно-выставочная деятельность в художественных музеях России, и развиваются основные тенденции экспозиционно-выставочной деятельности.

Временные рамки исследования. Нижняя граница исследования определяется XVIII в., когда была организована первая художественная выставка в России, а верхняя - настоящим временем.

 

Глава 1.Общие теоретические аспекты экспозиционной деятельности музеев.

Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, в центре внимания которого находится музейная экспозиция; она является не только основой музейной коммуникации, но и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея[2].

Музейная экспозиция (от лат. expositio — выставление на показ, изложение) - основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Она включает в себя архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д.[3]

Её основу составляют музейные объекты, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В выставке они становятся экспонатами, то есть предметами, выставленными для обозрения[4].

Экспозиция состоит из тематической структуры. В соответствии с ней выставочные материалы разделяются на структурные единицы - экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или другими признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспозиционного комплекса может рассматриваться и выставочный зал, разработанный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.

Временные экспозиции называются выставками. Они бывают постоянными и передвижными. Временный характер выставок проявляется в составе экспонатов. На них нередко демонстрируются предметы из иных музеев и частных коллекций, а также предметы, которые не могут долго находиться за пределами фондохранилища.

Можно выделить три основных типа музейных экспозиций: тематические выставки, базирующиеся на определенном сюжете, фондовые экспозиции, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями; отчетные - формируются по итогам реставрационных работ, на основе комплектования фондов, являются так называемые выставки новых поступлений.

Несложно подметить, что материал в экспозиции можно сгруппировать по-разному. Метод построения экспозиций - научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов. Традиционно выделяют четыре основных метода экспонирования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический[5].

Первыми экспозициями, в основе которых лежали научные принципы организации материала, были систематические экспозиции. Систематический метод основан на классификации конкретной научной дисциплины или отрасли. Основной структурной единицей систематической экспозиции является системный ряд, позволяющий продемонстрировать биологический, технологический и другие виды эволюции объектов. Наиболее часто этот метод экспонирования используется в естественно - научных, научно-технических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей.

В конце XIX – начале XX в. в Западной Европе появились экспозиции, состоящие исключительно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом.

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных социокультурную обстановку, которая реально существовала или была характерна для определенной эпохи. Ансамблевый показ характерен для экспозиции мемориального, музея, музея памятников истории и культуры - дворцов, усадеб и крестьянских изб[6].

В мировой музейной практике более обширно используются именно ансамблевые экспозиции, потому что они легко воспринимаются посетителями, представляют интерес и оказывают сильное эмоциональное влияние. Многие музеи практически все свои экспозиционные площади используют под воспроизведения жилых и производственных интерьеров.

Одновременно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица – биогруппы и ландшафтные диорамы.

Биогруппа - экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира.

Панорама (от греч. πᾶν — всё и ὅραμα — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лентообразную картину, которая натянута на внутреннюю плоскость цилиндрического подрамника и сочетается с расположенными перед ней по кругу музейными предметами.

В отличие от панорамы, диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») охватывает только часть горизонта и может располагаться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения[7].

Диорамы и панорамы используются в музеях исторического профиля, как правило, в случае если нужно наглядно продемонстрировать какой-то значимый процесс или явление в данной местности[8].

Тематической называют экспозицию, раскрывающую определенную тему, сюжет, проблему и создаёт музейный образ отражаемых событий или явлений. В структурном отношении она представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В настоящее время этот метод широко используют исторические и краеведческие музеи.

Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные методы экспозиции зачастую могут соединяться. Выбор методов экспозиции зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, темы и цели создаваемой экспозиции, специфики коллекций, размера выставочного пространства.[9].

Создание экспозиции – трудный научно-исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, требующий общих усилий исследователей, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Компонентами оформления экспозиции являются: научный дизайн, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание, художественное оформление, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы, техническое и рабочее проектирование, фиксирующего место каждого экспоната, текстовых и технических средств.

Научное оформление выставки начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучается необходимая научная литература по теме и архивные материалы, причем данное исследование должно учитывать специфику отражения явлений, событий и фактов музейными средствами. Одновременно изучаются и анализируются музейные коллекции, составляются архивы перспективных экспонатов.

Следующий этап заключается в разработке научной концепции, раскрывающей идею экспозиции и дающей первое, самое общее представление о будущей экспозиции. Он определяет цели и задачи экспозиции, ее главные проблемы и тематическую структуру, описывает характеристики экспозиционных материалов, предлагает способы их представления, показывает различия между созданной экспозицией и теми, которые функционировали ранее, а также ее особенности по сравнению с экспонатами однопрофильных музеев. В научной концепции при участии художника определяются общие и специфические требования к художественному проекту будущей выставки. Научная концепция оформляется в виде единого документа, который включает в себя чертежи-планы выставочных залов с указанием предполагаемого расположения выставочных разделов и крупногабаритных экспонатов - диорам, образцов оборудования, макетов и др[10].

Далее идет разработка расширенной тематической структуры – документа, в котором фиксируется разделение будущей выставки на разделы, темы, экспозиционные комплексы, также в ней перечисляются музейные объекты, которые предполагаются к показу на выставке, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на музейных посетителей. Ей часто соответствует тематический план экспозиции.

На следующем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план, в нем фиксируются экспозиционные комплексы будущей выставки из сгруппированных материалов фонда музея. Сразу же готовится соответствующая документация для изготовления воспроизведений и научно-вспомогательных материалов, решаются вопросы, связанные с консервацией и реставрацией предметов[11].

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана часто проводится так называемая пробная экспозиция или верстка. Суть её в том, что материалы, предназначенные для экспонирования, выкладываются, вывешиваются, расставляются в заданном пространстве в соответствии с тематической структурой или тематическим планом чтобы уточнить композицию комплекса, выявить визуальную совместимость объектов.

 На завершающем этапе научного проектирования пишется сценарий – литературное описание будущей выставки и её восприятие посетителем. В его основе лежит стремление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции[12].

Примерно до начала 1960-х гг. экспозиция представляла собой монотонную череду однообразных витрин и стендов. Появление новых подходов в выставочной работе было в немалой степени обусловлено социокультурными изменениями, происходившими в жизни страны с середины 1950-х гг. Перед музеями встала задача сделать свои экспозиции впечатляющими и выразительными. Изменившееся отношение к экспонату заставило в корне пересмотреть и изменить всю систему показа музейных собраний. Отныне музейный объект воспринимался как источник эмоционального воздействия на посетителей. В истории отечественного музейного дела появилось художественное проектирование экспозиций.

Работа художника перестала сводиться к механическому расположению и подвешиванию экспонатов, в ее основе лежит художественная интерпретация содержания выставки. Иными словами, задачей музейного художника стало перевод научного содержания выставки со словесного на образный язык.

Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты которого – музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, архитектурно-художественные и технические средства – подчинены единому замыслу, взаимосвязаны, согласованы и составляют предметно и образно построенную художественную структуру.

Художественное проектирование обладает своей спецификой. Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается творческой фантазией художника, которая, однако, базируется на глубоком и всестороннем знании экспонируемого объекта.

Одними из главных задач художника являются концентрация внимания зрителя и поддержание в нем интереса на протяжении всего осмотра экспозиции, умение вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое. В создании этой целостности и проявляется профессионализм художника, умеющего грамотно и творчески использовать различные архитектурно-художественные средства[13].

Как уже упоминалось, предметы-подлинники могут документировать друг друга, но их сравнительный и взаимодополняющий показ не всегда возможен. Ведь музейные предметы, входящие в один экспозиционный комплекс, могут быть однотипными, несовместимыми или их количество недостаточно для формирования нового образа. Поэтому необходимо использовать другие средства и методы.

К таким средствам относятся карты, схемы, диаграммы, различные виды научных реконструкций, размер, цвет и форма которых могут быть заданы конкретными потребностями экспозиции.

В сочетании с подлинными предметами научно-вспомогательные материалы помогают формировать образное представление об определенном явлении, феномене, процессе. При его использовании нужно следить за тем, чтобы менее привлекательные подлинники не терялись на его фоне, так как большинство музейных посетителей не всегда могут отличить уникальную реликвию от выразительной реконструкции.

На современном этапе развития художественной экспозиции музея активная роль отводится бутафории, которая используется при необходимости создания ощутимой атмосферы явления или события. В музеях можно увидеть фрагменты корабельной палубы, уличные фонари, имитацию улиц с булыжной мостовой, фрагменты шахт, верстовые столбы и так далее[14].

Труд бутафора перестал быть ремеслом, и бутафорский предмет иногда воспринимается как самоценная работа. Поиск динамизма в строительстве выставки привел к тому, что в музеях стали появляться тематические комплексы, воссоздающие атмосферу определенной эпохи с помощью меблировки сцен и интерьеров, а бутафория также принимает участие в создании этого уникального музейного зрелища.

В комплексе художественно-выразительных средств, применяемых при создании современных экспозиций, важная роль отводится экспозиционному оборудованию - специальным приспособлениям, помогающим в демонстрации экспонатов. В экспозиционном ансамбле оно выполняет сразу две функции:

1. Сохранность экспонатов, защита их от вредных воздействий окружающей среды, повреждений и хищений – обеспечивает утилитарная функция.

2.Организация объемно-пространственной среды выставки и создание оптимальных условий для наиболее правильного размещения объестов - архитектурно-художественная функция.

В современной музейной практике применяется особое (уникальное) создающиеся для конкретного музея с учетом специфичности экспонатов, архитектуры помещений и многих других факторов, важных с точки зрения художественного решения экспозиции, и универсальное оборудование, представляющее собой различные унифицированные, модульные гибкие системы, которые чаще всего применяются на выставках и в крупных музейных центрах[15].

Тип применяющегося экспозиционного оборудования зависит от характера экспозиционных материалов и основных идей архитектурно - художественного решения экспозиции. Для плоскостного экспонирования характерно использование вертикальных щитов или стендов. Иногда во избежание перегрузки экспозиции или в целях экономного применения имеющихся площадей используют скрытый план - часть экспозиционных материалов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Он помещается в турникеты – подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы – документы, плакаты, фотографии.

Для пространственного экспонирования применяются: витрины разных конструкций и форм, подиумы и универсальные модульные системы .

Что касается экспозиционного оснащения, то обязательным является следующее правило: воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату, то есть выставочное оснащение должно непременно включаться в образное решение экспозиции, но нужно, чтобы характер этого включения был тщательно продуманным. Поэтому при проектировании экспозиционного оборудования предусматривается его пропорциональность относительно экспонатов и выставочных залов, способность органично вписаться в интерьер по стилю, цвету, габаритам[16].

Активной и специфической составляющей архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить выставочные комплексы в единое гармоничное целое, сконцентрироваться на важнейших экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов. Некоторые цветовые и световые решения могут добавить недостающую контекстную информацию.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оснащения в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соответствие элементов экспозиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант – все это имеет главную значимость для создания художественного экспозиционного образа. Пространственным членением экспозиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, установить пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, совместить разрозненные части в единое целое.

В зависимости от характера экспозиции, ее темы и иных конкретных условий художник использует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или же некую их часть. Иногда образное начало достигается в результате компоновки музейных предметов и их комплексов, в иных случаях акцент делается на специально создаваемых произведениях искусства, в третьих – на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наибольшей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе музейных предметов и научного содержания при поддержке художественно-изобразительными и техническими средствами[17].

Таким образом, экспозиция - основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Она включает в себя архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов, научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т. д. Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру.

Музей создаёт не только постоянные, но и временные экспозиции-выставки, стационарные и передвижные. Их временный характер проявляется в составе экспонатов. Существует три основных вида музейных выставок: тематические, в основе которых лежит определенный сюжет; фондовые выставки, знакомящие посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями; отчетные выставки, которые создаются на основе результатов реставрационных работ, на основе комплектования фондов, формируются так называемые выставки новых поступлений.

Метод построения экспозиции - это научно-обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов. Основные методы экспонирования:

1.Систематический. В основу систематических экспозиций легли научные принципы организации материала. Этот способ воздействия предполагает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с системой классификации любой научной дисциплины или отрасли.

2. Ансамблевый метод сохраняет или создает на основе достоверных научных данных социокультурную среду, существовавшую или типичную для определенного времени. Эта экспозиция часто используется в мемориальных музеях, а также в музеях-памятниках истории и культуры, таких как: усадебные дворцы, крестьянские избы.

3.Ландшафтный. Основная структурная единица - биогруппы и ландшафтные диорамы. Биогруппа представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и / или растительного мира. Характерными приемами ландшафтного метода экспонирования являются панорамы и диорамы. Панорама представляет собой больших размеров лентообразную картину, натянутую по внутренней поверхности цилиндрического подрамника. Он сочетается с «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами, которые расположены перед ней по кругу. Диорама же позволяет рассматривать изображение только со стороны окна.

4.Тематический. С помощью экспозиционных материалов раскрывается конкретная тема, сюжет или проблема. Он создает музейный образ описываемых событий или явлений.

Зачастую эти методы экспозиции в музее интегрированы друг с другом: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией; тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции.

Составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и её конкретное содержание, художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы, техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.

Глава 2.Опыт и перспективы выставок в крупных художественных музеях России.

Показ экспонатов, относящихся к искусству, называется художественной выставкой[18]. Чаще всего художественные выставки проходят в музеях изобразительного искусства.

Художественный музей - это здание или пространство для художественной выставки. Картины являются наиболее часто отображаемыми музейными объектами; однако скульптура, декоративно-прикладное искусство, мебель, текстиль, костюм, рисунки, пастели, акварели, коллажи, гравюры, книги художников, фотографии также могут экспонироваться в таких музеях. Несмотря на то, что художественная галерея в основном занимается предоставлением пространства для показа произведений изобразительного искусства, она иногда используется для проведения других художественных мероприятий, таких как перформансы,  музыкальные концерты или поэтические чтения.

Структура, организация и деятельность художественных музеев определяются характером музейной коллекции. В России художественные музеи классифицируются на музеи русского искусства, народного творчества, зарубежного искусства. Музеи народного творчества находятся в Палехе, Мстере и других городах. Несколько музеев посвящены работам отдельных художников, например Музей скульптуры им. С. Т. Коннекова в Смоленске.

Научная работа художественных заключается в изучении и организации их коллекций. Результаты этой работы отражены в публикациях музеев, в том числе в каталогах их полных коллекций. Художественные музеи проводят семинары, посвященные результатам научных исследований, знаменательным юбилеям и выставкам[19].

Святыни церквей, соборов и монастырей были хранилищами произведений искусства с древних времен, например, Троицко - Сергиев монастырь. Сбор Оружейная палата в Москве берет своё начало в XVI веке. Произведения искусства были собраны в XVII веке такими боярами, как В. В. Голицын, А. С. Матвеев и Б. М. Хитров. В начале XVIII века Петр I создал первый русский музей; Художественные произведения выставлялись вместе с экспонатами естественнонаучных музеев, например, в Кунсткамере в Санкт-Петербурге.

Большие коллекции живописи и скульптуры были собраны в XVIII веке во дворцах царей в Петергофе, Павловске и Гатчине и особенно в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Частные коллекции также имели видные дворяне, такие как Строгановы, Юсуповы и Шуваловы. Частные собрания также были у Ф. И. Прианишникова в Санкт-Петербурге, К. Т. Солдатенкова, П. М. Третьякова и С. М. Третьякова, И. С. Остроухова в Москве и Б. И. Ханенко в Киеве. Эти коллекции были полностью или частично открыты для публики[20].

Первую художественную выставку в России организовала Санкт-Петербургская Академия художеств в 1765 г. После этого наступил длительный период упадка в деятельности Академии и в этот период выставки становятся  «всенародными обозрениями». Они не пользовались популярностью и интересом у общества, так как такие экспозиции не рекламировались и не удостаивались вложения дополнительных средств.

Толчком в развитии выставок стала организация ежегодных выставок Академии, которые предполагались как отчет о её деятельности. Появились они благодаря А. И. Мусину-Пушкину, который был в то время президентом Академии художеств. Он предложил всем членам написать картину к открытию Академии для всеобщего обозрения и наградить художников, написавших лучшие картины премиями.

В 1826 г. была организована первая постоянная выставка – продажа художественных произведений. Такой вид выставок существует и в настоящее время. Начало им положило Общество поощрения художников, создавая выставку 1826 г., оно ставило своей целью установить между зрителем и художником, через его произведение, культурный диалог. Для посетителей выставки это была возможность увидеть картины известных художников и приобрести их, а для мастеров – выставить произведения на суд общества и продать их. С этого момента Общество поощрения художников начинает играть определенную роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.

Введенные А. И. Мусиным-Пушкиным ежегодные выставки в Академии постепенно становятся традицией. Но появляются и экспозиции с трехгодичной периодичностью.

С 1843 г. выставки получают всё большую популярность. Большую роль в этом сыграло изменение руководства Академии художеств. С этого момента во главе её встали особы императорской фамилии, которые регулярно посещали выставки Академии[21].

5 февраля 1852 г. Эрмитаж был открыт для публики. Специально для этого было построено здание Нового Эрмитажа[22]. Он является одним из крупнейших музеев мира, в его более трехсот залах экспонируются музейные объекты, представляющие наибольшую художественную ценность. В настоящее время в фондах музея находятся произведения различных периодов истории искусства, начиная с древних времен и до наших дней. С момента открытия Эрмитажа для публики и возведения Нового Эрмитажа появилась тенденция строительства зданий для хранения художественных коллекций.

В 1867 г. меценат Павел Третьяков открыл для публики свою усадьбу в Лаврушенском переулке, где выставлялись работы, приобретенные им[23]. Окрасив стены своей галереи в светлые тона, он внедрил новаторство в систему и формы показа.

Третьякову при окраске стен в своей галерее в светлые тона приходилось ломать стереотип представления своих современников, в то время считалось, что стены музея должны быть окрашены в серые или мягкие постельные тона, и тем самым внедрять нововведения не только в систему, но и в форму показа своей коллекции[24].

Важную роль в развитии художественных выставок сыграл «бунт четырнадцати» - конфликт между новыми направлениями в искусстве и традиционной системой преподавания в Академии. 9 ноября 1863 г. четырнадцать выпускников во главе с И. Н. Крамским отказались писать дипломную работу к конкурсу на заданную Советом тему. Они требовали свободы в выборе темы, чтобы каждый мог проявить в конкурсной программе свои индивидуальные склонности и особенности своего дарования. Совет Академии отказал выпускникам в их просьбе. Тогда они в знак протеста вышли из Академии.

В декабре 1863г. Иван Николаевич Крамской создал Санкт-Петербургскую Артель художников, куда входила часть мастеров из «бунта четырнадцати».

Своей главной задачей члены Артели видели создание выставок.

Артель просуществовала недолго, и ее основная слабость заключалась в том, что ей не удалось поставить во главу угла широкую публичную демонстрацию своих работ. Ей также не удалось сделать выставки центральной сферой своей деятельности, хотя именно об этом мечтали ее организаторы[25].

Благодаря созданию и функционированию Артели художников, были подготовлены условия для создания нового художественного объединения - Товарищества передвижных художественных выставок. Передовые художники Москвы и Санкт-Петербурга были уверены, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем.

Одним из основных направлений деятельности Товарищества стала организация выставок, которая мыслилась как одна из возможностей продвижения своих идей для художников. Вслед за передвижниками появилось ещё 42 художественных объединения, которые тоже уделяли большое внимание организации выставок. С этого момента экспозиционно-выставочная деятельность получила большое распространение, но в ней придерживались традиционных подходов[26].

После Великой Октябрьской социалистической революции художественные музеи значительно увеличились в размерах в результате национализации частных коллекций, и были открыты многие новые художественные музеи.

В СССР выставки были предназначены для народных масс и имели огромную воспитательную функцию.

Благодаря данному предназначению, создавались все условия для распространения художественных выставок. Наиболее значимые из них: "15 лет РККА" (1933 г.), "На страже мира" (1965), выставка, в честь столетия со дня рождения Ленина (1970)[27].

Только в последние десятилетия XX в. начался поиск нетрадиционных решений постоянных экспозиций в отечественных музеях[28].

В отличие от современных музеев, традиционные музеи, такие, как и Русский музей и Третьяковская галерея придерживаются более консервативных подходов в своей экспозиционно-выставочной деятельности.

Например, выставка “Кузьма Сергеевич Петров-Водкин”, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника в Русском музее. Экспозиция разделена на 7 залов. Было представлено около 210 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и других музеев России. Каждый зал отражает тот или иной период творчества Петрова-Водкина. Перед каждым залом, на стене даётся краткая информация о периоде творчества, отраженном в нем. Также в залах приведены цитаты из писем художника касающиеся того или иного периода.

Рядом с доминантными экспонатами, такими как картины “Играющие мальчики”, “Купание красного коня ”, “Мать ”,“Две девушки ” и “1918 год в Петрограде ” расположены таблички с информацией о картине и эскизы к ним[29].

Ещё одной крупной выставкой является выставка “Архип Куинджи”, приуроченная к 175-летию художника в Третьяковской галерее. “Работая над этой выставкой, нам хотелось показать многообразие творчества Архипа Ивановича, раскрыть его талант и показать каким художником-новатором он являлся, когда открывал своим творчеством дорогу для искусства XX века” - рассказывает куратор выставки Ольга Арощенко.

В отличие от выставки “Кузьма Сергеевич Петров-Водкин”, выставка построена не по хронологическому принципу. Все произведения разделены по четырём тематическим разделам:

1.Притяжение земли. В этом зале находится одна из самых знаменитых картин Архипа Куинджи “Ладожское озеро”. Как и другие картины, полотно расположено на темно-синей стене и освещено верхним светом. Это даёт эффект свечения картины изнутри.

2.Тайна ночи. Окраска стен подчеркивает доминантные цвета в картинах. Например, картина “Закат в степи ” и этюды к ней и к картине “Красный закат” располагались на стенах, выкрашенных в жёлтые и нежно - голубые тона, что делало краски картин ярче.

3.В просторах вечности. Зал состоит из произведений художника, где изображены просторы. Один из доминантных экспонатов зала картина “Днепр. Утро ” выделена цветом.

4.Опережая время. В этот раздел вошли картины и этюды, которые не вошли в остальные разделы, но они очень важны для понимания творчества художника.

Перед каждым залом на стене напечатано краткое описание представленного раздела.

В каждом разделе представлены большие полотна, и они сопровождаются показом этюдов и эскизов, которые раскрывают творческий замысел живописца и помогают нам понять процесс создания того или иного произведения[30].

Еще одной крупной экспозицией Третьяковской галереи является ретроспективная выставка “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда”. Эта выставка является самой большой за последнее время из ретроспектив художника.

Создатели экспозиции ставили перед собой задачу показать зрителю насколько многогранна личность этого художника. На выставке был показан и Ларионов - живописец, и Ларионов-график и т.д.

Выставка построена по хронологическому принципу с тематическими разделами.

Первый зал – вводный, он показывает ранние работы художника. Картины начала его обучения в училище живописи, ваяния и зодчества. Впервые заговорили о Ларионове, когда он показал свои импрессионистские работы. Куратор выставки Евгения Илюхина рассказывает:“Ларионов очень разный. Он не копирует импрессионистов, он как бы пропускает через себя все их приемы, которые дополняются впечатлениями от южного солнца, южного влажного воздуха, потому что большая часть этих работ создана на открытом воздухе, в саду, в усадьбе его бабушки.”Также часть экспозиции этого зала представляют картины, приобретенные в коллекцию И.А.Морозова.

Зал разделен на несколько тематических разделов: анималистический, работы, посвященные его жене Наталье Гончаровой, провинциальная серия работ. Каждый раздел выделен цветом.

Интересный приём применен в разделе автопортретов художника. С самого начала своей деятельности Ларионов находился в фокусе зрения художников, чуть позже зрителей, журналистов. Вокруг него всегда кипела жизнь, и часто это завершалось конфликтами и скандалами, которыми он очень активно пользовался как пиар - ходами. Несмотря на свою скандальность, и стремлению к самопиру, у Ларионова достаточно мало автопортретов. Хотя они являются тоже своего рода презентацией. В этом зале интересен способ расположения картин: напротив картины “Автопортрет в тюрбане”, висит работа, изображенная на её фоне.

Следующий зал отображает период творчества Ларионова, когда он окончил училище и попадает в военные лагеря. Здесь находится серия его солдатских работ, среди которых можно выделить картину “Отдыхающий солдат”. Также здесь представлена серия работ “Национальные Венеры”. В этом же зале находятся работы 1920-30 гг., когда работы Ларионова переходят за грань предметности и становятся абстрактными.

Третий зал выставки посвящен лучизму в творчестве Михаила Федоровича. В 1912 г. Ларионов показывает первые лучисткие произведения на выставке Мир искусства. Здесь представлены его натюрморты, написанные в этом направлении искусства, а также его знаменитая работа “Красно-синий лучизм”. Также здесь представлен цикл работ “Времена года”. Стоит отметить удачное расположение этих картин: работа под названием “Весна”, выполненная в желтом цвете висит на синей стене, а картина “Зима”, выполненная в синем цвете – на желтой.

Следующий зал отображает период творчества Ларионова, когда он работал в театре у Дягилева. В экспозиции широко представлены эскизы костюмов к балетам и их эволюцией, над которыми работал художник. Также представлен костюм к балету “Шут”, который поставил сам Ларионов. В этом зале играет классическая музыка из балетов и спектаклей.

Пятый зал посвящен Ларионову-графику. Когда в конце 1920-х гг. умирает Дягилев, работа Михаила Федоровича в театре сводится к минимуму, и он вновь возвращается к станковому искусству, в частности к графике. В этом зале преобладающим тематическим разделом является “Море”. Доминантным экспонатом является знаменитая картина “Женщина на фоне моря”, которая выделена пространственно.

В последнем зале представлены лубки и книги из коллекции Михаила Ларионова. Она насчитывает около 600 предметов.

“Ларионов не просто коллекционер, он не просто” собирает и складывает. Он это использует. Какие-то идеи, которые он заимствует у народных мастеров. Это не только способ нанесения краски.… Из каких-то надписей, которые потом возникают в его картинах, а потом переходят и в театр, театральные декорации, тоже, возможно, идут из лубка”- делится куратор выставки Евгения Илюхина.

В отличие от большинства выставок в крупных художественных музеях, где каждый зал окрашен в свой цвет, в экспозиции “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда” используются только три цвета: синий, желтый и светло-серый. Доминантные экспонаты выставки в основном выделяются пространственно[31].

Хотелось бы рассмотреть еще несколько выставок, которые проходили и проходят в Третьяковской галереи.

Выставка “Сказание о граде Свияжске”. Главная идея этой экспозиции: познакомить посетителей с двумя главными иконостасами города Свияжск.

Стены первого зала темно - серые. В центре зала, возле одного из доминантных экспонатов выставки “Царственной книги” расположен экран с информацией об этой книге и её переводом на современный русский язык. На стенах зала размещено описание выставки, история города Свияжск. Около каждой иконы висит табличка с краткой информацией о ней.

В следующем зале на двух стенах, символизирующих иконостас, висят иконы в том же порядке, в котором они бы располагались на иконостасе. Внизу, в витринах расположены рукописи с историей завоевания Казани и образования Казанской епархии[32].

Выставка “Некто 1917”.Перед экспозицией на темно-сером фоне большими буквами из дерева написано название выставки и под ним краткая информация о ней.

Экспозиция была задумана как уникальный выставочный проект, который показывает искусство 1917 г. В отличие от всех предыдущих проектов и тех, которые проходят сейчас, эта выставка демонстрировала искусство именно 17-го года.

“Мы хотели показать в начале, что искусство 1917 г. очень разное. Это сосуществование одновременно беспредметного и классического искусства. Это полная свобода творчества художников. Они не думают о том насколько им нужно соответствовать ожиданиям власти, как это будет после 1917 г. Они думают о творчестве[33]”, – рассказала куратор выставки Елена Воронович.

Создатели выставки разделили экспозицию на несколько частей, основываясь на вычлененных ими из этого пласта искусства линии мысли и смыслов.

Дизайн выставки предполагает свободное перемещение посетителя по выставке. Экспозиция не делится на отдельные помещения – залы. Стены помещения выкрашены в белый, темно-серый и темно-зеленый цвет.

Первым разделом является “Мастерская художника”.Он возник в связи с тем что не смотря на Первую мировую войну, две революции, разнообразные катаклизмы, происходящие в обществе, в этот период происходит подъем выставочной и аукционной деятельности.

Этот раздел связан с художественным объединением “Цех святого Луки”, созданного в 1917 г. Яковлевым и Шуховым. Его задачей стало поднятие живописи на новый уровень.

Раздел “Город и горожане”. Здесь представлена городская серия работ художников этого периода.

Раздел “Эпоха в лицах”. Здесь представлены портреты. Одним из доминантных экспонатов этого раздела является картина Репина “Большевики”.

Раздел “Мифы о народе”. В нем удачно применен приём сравнения. По соседству расположены две картины, на которых написаны два пейзажа русской деревни. Эти работы написаны в одно и то же время. Но они показывают насколько сильно отличается отношение разных художников к одним и тем же событиям.

Раздел “Прочь от этой реальности!”. Здесь отображена разница между работами художников до 1917 г. и во время него.

Раздел “Утопия Нового мира”. Здесь собраны картины, выполненные в художественном направлении супрематизм. Интересен способ вывешивания работ: произведения весят в шахматном порядке.

Далее идет экспозиционный пояс из плакатов. Он призван показать, что искусство реагирует на происходящие события только тогда, когда есть прямой заказ.

В последнем разделе находятся работы, которые были созданы не в 1917 г., а после. Здесь создатели выставки хотели показать процесс первого осмысления художниками произошедшего огромного события. Когда в предыдущих искусствоведческих традициях эти работы были показаны на выставках, освещены в искусствоведческой литературе, они воспринимались как демонстрация того, что художники приняли и поддержали революцию. Однако сейчас, глядя на эти произведения, имея большую информацию о происходящих тогда событиях, можно увидеть, что эти работы абвивалентны. Смыслов и значений у этих картин больше, чем было принято им придавать[34].

Выставка "Искусство 2000-х". Экспозиция строится на контрастах художественных программ, а также на сопоставлении произведений молодых авторов эпохи "нулевых" и ключевых работ мастеров "генерации 1990-х", искусство которых претерпело значительную трансформацию в начале нашего столетия. В этой экспозиции можно увидеть работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, арт-группы "Провмыза", Анны Жёлудь, группы "Синие носы", Сергея Браткова, Ольги Чернышевой, Дмитрия Гутова, Олега Кулика, Дианы Мачулиной, Виктора Алимпиева, группы "ABC — Арт Бизнес Консалтин", группы ESCAPE, Валерия Чтака, группы "Радек" и Анатолия Осмоловского[35].

Одной из тенденций современной выставочной деятельности является технологичность и интерактивность экспозиций. Хотя старейшие музеи и придерживаются традиционных подходов к созданию выставок и экспозиций, однако и они с недавнего времени стали использовать цифровые технологии. Так в Русском музее проходила цифровая вставка “Неделя Покрова”. Современная высокотехнологичная среда, раскадровка изображений, звуковые гимны и ветхозаветные писания – малая часть возможностей современного музейного пространства. На экранах цифровой выставки перед зрителями предстали шедевры русской иконы, воспроизведенные с помощью высококачественной съемки: образы Иисуса Христа, Богоматери, христианских святых, а также формы высокого русского иконостаса в целом. Просмотр изображений дополнят мультимедийные ролики, позволяющие эмоционально пережить запечатленное в иконах «умозрение»[36].

Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепциях. В современном музееведении выделяют несколько таких концепций. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями:

1. Выставка как форма исторического диалога. Для экспозиций такого плана характерны: свободное пространство для перемещения посетителя перед витринами, преобладание искусственного света над естественным освещением. Особым фактором здесь служит предметный ряд выставки. Выбор экспонатов способствует возможности актуализации посетителя своего культурно-исторического прошлого и позволяет ему вступить в прямой диалог с историей.

2. Выставка как формирование индивидуальной неповторимости художественного произведения. Одной из востребованных по сей день форм организации выставочного пространства является «Выставка одного произведения искусства». Такие выставки, как правило, устраиваются, для того, чтобы подчеркнуть уникальность произведения искусства. С целью его выделения из предметного ряда других экспонатов, предмет либо экспонируют отдельно в пустом помещении, чтобы ничто не отвлекало от просмотра, либо создают вокруг него «адекватную» его художественному образу среду.

3. Выставка как форма художественного синтеза. Такая выставка объединяет экспонаты различных жанров, типов, различных явлений и направлений в искусстве в рамках единой концепции и общности экспозиционных и технологических решений[37].  Примером такой экспозиции может служить выставка картин художников стиля модерн из собрания Эрмитажа, которая проходит в художественной галерее нового Южного Уэльса. Исследуя истоки современного искусства, от смелых экспериментов Сезанна до инноваций таких художников, как Матисс и Пикассо, эта выставка показывает кардинальные перемены, которые произошли в европейской живописи после 1900 года и показывает искусство стиля модерн[38].

4. Выставка как форма интерактивной художественной коммуникации. Суть этого направления заключается в участии посетителя в выставке с помощью различных видеоматериалов, игр для детей и т.д. Примером такой выставки может служить цифровая вставка “Неделя Покрова” в Русском музее.

Таким образом, зародились художественные выставки в 1765г. в Санкт-Петербурге, но особого распространения они не получили. Большой вклад в развитие выставок внесло Товарищество передвижных художественных выставок. Передовые художники Москвы и Санкт-Петербурга были уверены, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем[39].

Одним из основных направлений деятельности Товарищества стала организация выставок, которая мыслилась как одна из возможностей продвижения своих идей для художников. Вслед за передвижниками появилось ещё 42 художественных объединения, которые тоже уделяли большое внимание организации выставок. С этого момента экспозиционно-выставочная деятельность получила большое распространение, но в ней придерживались традиционных подходов.

Только в последние десятилетия XX в. большое распространение получил поиск нетрадиционных решений постоянных экспозиций в российских музеях.

На данном этапе развития экспозиционно-выставочной деятельности, тенденции её развития в основном задают музеи современного искусства. Тем не менее, более традиционные музеи также придерживаются современных тенденций.

Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепциях. В современном музееведении выделяют несколько таких концепций. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями:

1. Выставка как форма исторического диалога. Выбор живописи и графики способствует возможности актуализации посетителя своего культурно-исторического прошлого и позволяет ему вступить в прямой диалог с историей.

2. Выставка как формирование индивидуальной неповторимости художественного произведения. Такие выставки, как правило, устраиваются, для того, чтобы подчеркнуть уникальность произведения искусства.

3. Выставка как форма художественного синтеза. Такая выставка объединяет в себе экспонаты различных жанров, видов, различные явления и течения в искусстве в рамках единой концепции и общности экспозиционных и технологических решений. Примером такой экспозиции может служить выставка картин художников стиля модерн из собрания Эрмитажа, которая проходит в художественной галерее нового Южного Уэльса. Исследуя истоки современного искусства, от смелых экспериментов Сезанна до инноваций таких художников, как Матисс и Пикассо, эта выставка показывает кардинальные перемены, которые произошли в европейской живописи после 1900 года и показывает искусство стиля модерн

4. Выставка как форма интерактивной художественной коммуникации[40]. На таких выставках посетителю даётся возможность взаимодействия с экспонатами. Это способствует улучшенному усвоению информации, полученной во время экскурсии и поднятию интереса посетителя к теме, которую раскрывает экспозиция. Примером такой выставки может служить цифровая вставка “Неделя Покрова” в Русском музее.

 

 

Заключение

Появившись в XVIII веке в России, художественные выставки не теряют своей актуальности и на сегодняшний день. Помимо основных методов построения экспозиций, музеи постоянно ищут новые нестандартные подходы и концепции экспонирования произведений искусства.

Даже такие знаменитые музеи изобразительного искусства как Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей применяют новейшие подходы в своей экспозиционно-выставочной деятельности.

Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепциях. В современном музееведении выделяют несколько таких концепций. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями:

1. Выставка как форма исторического диалога. В рамках этой концепции, выбираются те произведения искусства, которые способствуют актуализации посетителя своего культурно-исторического прошлого возможности посетителя вступить в прямой диалог с историей.

2. «Выставка одного произведения искусства». Такие выставки направлены на то, чтобы подчеркнуть уникальность того или иного произведения искусства.

3. Выставка как форма художественного синтеза. Такая выставка объединяет в себе экспонаты различных жанров, видов, различные явления и течения в искусстве в рамках единой концепции и общности экспозиционных и технологических решений.

4.Интерактивные выставки. На таких выставках посетителю даётся возможность взаимодействия с экспонатами. Это способствует улучшенному усвоению информации, полученной во время экскурсии и поднятию интереса посетителя к теме, которую раскрывает экспозиция[41].

Главной задачей выставки любого типа является участие посетителя. Вся художественная среда строится таким образом, что посетитель ощущает себя активным соучастником художественного процесса и эмоционально вовлечен в выставочное пространство.

Сегодня выставка — это не просто способ демонстрации шедевров мировой художественной культуры, но и средство художественной коммуникации, благодаря которому каждый посетитель может не только актуализировать свой исторический и социальный опыт, но и приобрести новый эмоциональный и художественный опыт.

Музеи становятся местами взаимодействия культур, восстанавливающими связь между знанием и чувством. Именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века его существования[42].

 

Литература:

1. Антонова В. И. Государственная Третьяковская галерея/ Москва: Искусство, 1968. — 208 с.

2. Поправко Е.А.Музееведение: учебное пособие/Авторская редакция, ВГУЭС, 2005. — 230 с.

3. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/3-е изд., испр. и доп.-М.: Академический проспект,2006. – 560 с.

Интернет источники:

1. Art Museum [Электронный ресурс]. / encyclopedia // Art Museum– 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://encyclopedia2.thefreedictionary.com/art+gallery, свободный. – Проверено 30.12.2018.

2. Masters of modern art from the Hermitage[Электронный ресурс]. / artgallery // Masters of modern art from the Hermitage – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://www.artgallery.nsw.gov.au/exhibitions/hermitage/, свободный. – Проверено 30.12.2018.

3. Выставки художественные [Электронный ресурс]. / caravaggio.ru // Выставки художественные – 2016. – март. – Режим доступа: http://caravaggio.ru/?item=802134ff-4d0c-4399-98af-3f3dbc4dae13&termin=3f325f5d-257e-4853-b762-f3b2b1cdbe6c, свободный. – Проверено 26.12.2018.

4. Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Научное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности- Научное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/nauchnoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

5. Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

6. Лекция "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живопись. Встреча с куратором" [Электронный ресурс]. / youtube // Лекция "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живопись. Встреча с куратором – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=0LCowiNmJ_Q, свободный. – Проверено 30.12.2018.

7. Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. [Электронный ресурс]. / Логутова Е.В. // cyberleninka.ru – 2010. – ноябрь. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v, свободный. – Проверено 25.12.2018.

8. Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея. [Электронный ресурс]. / Панченко А.С. // disserCatа. – 2012. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-sovremennoi-vystavochnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya#ixzz5c0ZWxENa, свободный. – Проверено 20.12.2018.

9. Цифровая выставка "Неделя Покрова" в Русском музее [Электронный ресурс]. / yavarda.ru // Цифровая выставка "Неделя Покрова" в Русском музее – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://yavarda.ru/nedeliapokrova.html, свободный. – Проверено 1.01.2019.

10. Экскурсия по выставке "Архип Куинджи" [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке "Архип Куинджи" – 2018. – ноябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=34PujZg138M, свободный. – Проверено 30.12.2018.

11. Экскурсия по выставке "Искусство 2000-х" [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке "Искусство 2000-х" – 2018. – июль. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Hi3DAlfee60, свободный. – Проверено 30.12.2018.

12. Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” – 2017. – ноябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rscTrKiPxDs, свободный. – Проверено 30.12.2018.

13. Экскурсия по выставке “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда” – 2018. – декабрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xHhrcvjqgrQ, свободный. – Проверено 30.12.2018.

14. Экскурсия по выставке “Сказание о граде Свияжске” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Сказание о граде Свияжске” – 2018. – апрель – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=meTDJ59jNVg, свободный. – Проверено 30.12.2018.

15. Экспозиция музейная [Электронный ресурс]. / Российская музейная энциклопедия // Экспозиция музейная. – 2002. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?38, свободный. – Проверено 20.12.2018

16. Экспозиционная деятельность [Электронный ресурс]. / Российская музейная энциклопедия // Экспозиционная деятельность. – 2002. – октябрь. – Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/mb_exp.asp , свободный. – Проверено 20.12.2018.

17. Эрмитаж [Электронный ресурс]. / Свободная энциклопедия Википедия // Эрмитаж. – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрмитаж, свободный. – Проверено 26.12.2018.

 


[1] Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея. [Электронный ресурс]. / Панченко А.С. // disserCatа. – 2012. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-sovremennoi-vystavochnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya#ixzz5c0ZWxENa, свободный. – Проверено 20.12.2018.

[2] Экспозиционная деятельность [Электронный ресурс]. / Российская музейная энциклопедия // Экспозиционная деятельность. – 2002. – октябрь. – Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/mb_exp.asp , свободный. – Проверено 20.12.2018.

 

[3] Экспозиция музейная [Электронный ресурс]. / Российская музейная энциклопедия // Экспозиция музейная. – 2002. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?38, свободный. – Проверено 20.12.2018.

 

[4] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/3-е изд., испр. и доп.-М.: Академический проспект,2006. – 560 с.

[5] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/3-е изд., испр. и доп.-М.: Академический проспект,2006. – 560 с.

 

[6] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/3-е изд., испр. и доп.-М.: Академический проспект,2006. – 560 с.

 

[7] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/3-е изд., испр. и доп.-М.: Академический проспект,2006. – 560 с.

[8] Поправко Е.А.Музееведение: учебное пособие/Авторская редакция, ВГУЭС, 2005. — 230 с.

[9] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/3-е изд., испр. и доп.-М.: Академический проспект,2006. – 560 с.

[10] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Научное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности- Научное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/nauchnoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

 

[11] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Научное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности- Научное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/nauchnoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

 

[12] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Научное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности- Научное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/nauchnoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

[13] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

 

[14] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

 

[15] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

 

[16] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

 

[17] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

[18] Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. [Электронный ресурс]. / Логутова Е.В. // cyberleninka.ru – 2010. – ноябрь. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v, свободный. – Проверено 25.12.2018.

[19] Art Museum [Электронный ресурс]. / encyclopedia // Art Museum– 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://encyclopedia2.thefreedictionary.com/art+gallery, свободный. – Проверено 30.12.2018.

 

[20] Art Museum [Электронный ресурс]. / encyclopedia // Art Museum– 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://encyclopedia2.thefreedictionary.com/art+gallery, свободный. – Проверено 30.12.2018.

 

[21] Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. [Электронный ресурс]. / Логутова Е.В. // cyberleninka.ru – 2010. – ноябрь. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v, свободный. – Проверено 25.12.2018.

 

[22] Эрмитаж [Электронный ресурс]. / Свободная энциклопедия Википедия // Эрмитаж. – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрмитаж, свободный. – Проверено 26.12.2018.

[23] Антонова В. И. Государственная Третьяковская галерея/ Москва: Искусство, 1968. — 208 с.

[24] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.

[25] Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. [Электронный ресурс]. / Логутова Е.В. // cyberleninka.ru – 2010. – ноябрь. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v, свободный. – Проверено 25.12.2018.

 

[26] Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. [Электронный ресурс]. / Логутова Е.В. // cyberleninka.ru – 2010. – ноябрь. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v, свободный. – Проверено 25.12.2018.

[27] Выставки художественные [Электронный ресурс]. / caravaggio.ru // Выставки художественные – 2016. – март. – Режим доступа: http://caravaggio.ru/?item=802134ff-4d0c-4399-98af-3f3dbc4dae13&termin=3f325f5d-257e-4853-b762-f3b2b1cdbe6c, свободный. – Проверено 26.12.2018.

[28] Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 28.12.2018.

[29] Лекция "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живопись. Встреча с куратором" [Электронный ресурс]. / youtube // Лекция "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живопись. Встреча с куратором – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=0LCowiNmJ_Q, свободный. – Проверено 30.12.2018.

[30] Экскурсия по выставке "Архип Куинджи" [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке "Архип Куинджи" – 2018. – ноябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=34PujZg138M, свободный. – Проверено 30.12.2018.

[31] Экскурсия по выставке “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда” – 2018. – декабрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xHhrcvjqgrQ, свободный. – Проверено 30.12.2018.

 

[32] Экскурсия по выставке “Сказание о граде Свияжске” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Сказание о граде Свияжске” – 2018. – апрель – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=meTDJ59jNVg, свободный. – Проверено 30.12.2018.

 

[33] Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” – 2017. – ноябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rscTrKiPxDs, свободный. – Проверено 30.12.2018.

 

[34] Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” – 2017. – ноябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rscTrKiPxDs, свободный. – Проверено 30.12.2018.

[35] Экскурсия по выставке "Искусство 2000-х" [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке "Искусство 2000-х" – 2018. – июль. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Hi3DAlfee60, свободный. – Проверено 30.12.2018.

 

[36] Цифровая выставка "Неделя Покрова" в Русском музее [Электронный ресурс]. / yavarda.ru // Цифровая выставка "Неделя Покрова" в Русском музее – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://yavarda.ru/nedeliapokrova.html, свободный. – Проверено 1.01.2019.

[37] Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея. [Электронный ресурс]. / Панченко А.С. // disserCatа. – 2012. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-sovremennoi-vystavochnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya#ixzz5c0ZWxENa, свободный. – Проверено 20.12.2018.

 

[38] Masters of modern art from the Hermitage[Электронный ресурс]. / artgallery // Masters of modern art from the Hermitage – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://www.artgallery.nsw.gov.au/exhibitions/hermitage/, свободный. – Проверено 30.12.2018.

 

[39] Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. [Электронный ресурс]. / Логутова Е.В. // cyberleninka.ru – 2010. – ноябрь. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v, свободный. – Проверено 25.12.2018.

 

[40] Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея. [Электронный ресурс]. / Панченко А.С. // disserCatа. – 2012. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-sovremennoi-vystavochnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya#ixzz5c0ZWxENa, свободный. – Проверено 5.01.2019.

[41] Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея. [Электронный ресурс]. / Панченко А.С. // disserCatа. – 2012. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-sovremennoi-vystavochnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya#ixzz5c0ZWxENa, свободный. – Проверено 5.01.2019.

[42] Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея. [Электронный ресурс]. / Панченко А.С. // disserCatа. – 2012. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-sovremennoi-vystavochnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya#ixzz5c0ZWxENa, свободный. – Проверено 5.01.2019.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1087; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!