ПРОБЛЕМА ПОШЛОСТИ ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА



ТОНКОСТИ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Ежегодно ФИПИ вносит изменения в содержание и организацию ЕГЭ. В этом году значительные перемены коснулись русского языка. Претерпело серьезные преобразования сочинение — вид работы, который всегда был камнем преткновения для большинства выпускников.

Сочинение действительно самое сложное и самое «дорогостоящее» задание. За него выпускник получает 24 балла из 58 первичных, или 41 балл из 100 возможных. Если сочинение не отвечает новым требованиям, нельзя рассчитывать на высокий результат.

В чём же состоят новые подходы к написанию сочинения?

Первое. Работая с текстом, нужно сделать акцент на его анализ. Собственные рассуждения без опоры на текст неуместны. Задача выпускника — продемонстрировать свои аналитические умения. Как это сделать? Из текста нужно вычленить не менее двух эпизодов (примеров), которые важны для решения проблемы. Затем проанализировать каждый из них, показать, как они участвуют в решении проблемы, какие языковые средства использует автор, чтобы воплотить свою мысль.

Сложнее, чем анализ эпизодов, выполнить другое требование — показать, как связаны эти эпизоды друг с другом, какова доля каждого в решении проблемы. Они могут углублять авторскую мысль, подтверждать ее, могут содержать противопоставление и т. д.

Второе. Литературные аргументы как обязательная часть сочинения теперь отменены, но не совсем и не полностью. При обосновании собственной позиции примеры из жизни и литературы приветствуются и повышают оценку работы выпускника, но объем ссылок на литературу теперь, конечно, незначительный.

Мы представляем образцы сочинений по новым стандартам.

 

ПРОБЛЕМА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ

Текст И.П. Цыбулько, 2019.

Вариант 1.

1. Вступление. Размышляя о высоких нравственных качествах человека, порой думаешь, какие же из них требует от человека больших жертв, большей самоотдачи. Доброта? Честность? Благородство? Преданность? А может, верность? Нет! Это самопожертвование во имя высокой цели. Оно требует полной самоотдачи.

2. Проблема. Какой должна быть сила духа человека, который ради спасения других готов принести в жертву самое дорогое — свою жизнь? Что движет теми, кто, совершая роковой свой шаг, думает не о себе? Именно на эти вопросы в предложенном тексте отвечает русский советский писатель Вениамин Александрович Каверин.

3. Комментарий. Поднимая проблему самопожертвования защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны, писатель приводит потрясающие примеры их духовного подвига.

(Первый пример.) По приказу командира для уничтожения вражеской дальнобойной батареи на верную гибель идут разведчики Корнев и Тумик. Героическое решение идти на выполнение опасного задания Тумик принимает не раздумывая. И это не безрассудный шаг. Помыслы героя высокие, патриотические чувства его сильные! В последнюю ночь своей жизни он вспоминает отца, родной дом, детство, свою школу и ясно осознает свое высокое назначение защищать Отечество. «Недаром же я жил на земле…», — так определяет он цель своей жизни.

(Второй пример.) Но высшая степень способности героя на жертву ради спасения человека проявляется в другом эпизоде, когда Тумик делает нравственный выбор, кому из двоих остаться в живых. Как только стало ясно, что подорвать вражескую батарею и уцелеть двоим не удастся, герой решает: живым вернется его боевой товарищ, так как у того есть жена и маленький сын. Ему же, Тумику, придется погибнуть. Гуманизм героя, его духовный подвиг в этой экстремальной ситуации потрясает.

 (Связь эпизодов.) Оба эпизода способствуют более глубокому решению проблемы самоотверженности. Первый отражает самопожертвование во имя высокой цели — защиты Отечества. Второй — готовность умереть во имя спасения жизни одного конкретного человека. Так автор подчеркивает, что любовь к Родине и любовь к людям — глубинное чувство. Если оно есть, то находит выражение всегда и во всех действиях человека.

4. Позиция автора. Позиция автора выражена четко. В.А. Каверин восхищается готовностью человека к полной самоотдаче ради победы, ради счастья других. Он убедительно показал, что движет людьми, когда они идут на риск во имя счастья Родины или во спасение одного человека, и как формируются их патриотические чувства под влиянием родного дома и дорогих им людей.

5. Собственное мнение по проблеме. Конечно, нельзя не поклоняться людям, которые идут на смерть ради высоких целей. Поэтому авторское восхищение такими людьми вполне понятно. Мне известно немало примеров самопожертвования в годы Великой Отечественной войны. Собственным телом на фронте не раз закрывали амбразуру вражеского дота (долговременная огневая точка), горящие самолеты направляли на фашистские колонны. Раненый лейтенант Ивановский из повести В. Быкова «Дожить до рассвета» проводит мучительную ночь в колее зимней дороги и единственной гранатой подрывает себя вместе с немцем-обозником. Такие подвиги трудно переоценить.

6. Заключение. (Концовка.) Поднятая автором проблема самоотверженности не утратит своей актуальности никогда. Ведь и в мирное время немало таких ситуаций, когда надо проявить самоотверженность в интересах другого. А люди, способные на жертвы ради счастья других, по-моему, и составляют золотой фонд человечества.

475 слов

 

ПРОБЛЕМА ПОШЛОСТИ ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА

Текст И.П. Цыбулько, 2019.

Вариант 22.

1. Вступление. Мы привыкли считать, что образованный человек — это культурный и воспитанный человек, а его поведение — пример для других.

2. Проблема. Но всегда ли образованность человека — синоним его воспитанности и порядочности? Всегда ли известные и уважаемые в обществе люди ведут себя благородно, в соответствии с высокими морально-этическими нормами? Именно на эти, интересующие многих, вопросы отвечает писатель Константин Георгиевич Паустовский.

3. Комментарий к проблеме. Проблему связи образования и воспитания К.Г. Паустовский разрешает на примере реакции уважаемой профессорской семьи на появление в их доме незнакомого человека, который прибыл с фронта в Москву по делам. К тому же этот человек привёз профессору письмо от его родственницы и её дорогостоящую вещь — золотые часы.

4. Первая сцена. Сцена приёма солдата-фронтовика этим «интеллигентным», образованным семейством потрясает. Чёрствость, бесчеловечность, хамство профессора и его супруги не знают пределов. Они отказали гостю в ночлеге и не пустили дальше порога.

Особо автор выделяет низость главы семьи — старого профессора, который оскорбляет гостя подозрениями в нечестности. Гость, считает профессор, мог «прикарманить» дорогостоящую вещь. Цинизм этого «научного светила» поразителен, когда он за доставку с фронта предлагает солдату «выслать» рубль или два и требует выпроводить незваного гостя за порог.

Завершая характеристику этого «благородного» семейства, К. Г Паустовский показывает: в этих людях нет ничего святого. Они презирают даже тех, кто сражается за Родину. Так, защищая своего отпрыска, профессорша говорит: «Геня, оставь! Он тебя убьёт. Они привыкли всех убивать на фронте».

5. Вторая сцена. Со сценой приёма гостя тесно связана сцена бурной реакции героя в ответ на хамство, с которым он столкнулся в профессорской семье. Униженный герой сумел постоять за себя, не уронить своего достоинства. Оглушительно стукнув дверью, он презрительно бросил профессору: «Эх вы! Научное светило!»

6. Связь эпизодов. Так, предусмотрев второй эпизод этого драматичного визита к известному профессору, К.Г. Паустовский дал понять читателю, что хаму надо давать отпор.

7. Позиция автора. Позиция автора очевидна. К.Г. Паустовский с горечью констатирует, что образование и высокое общественное положение человека напрямую не связаны с уровнем его культуры, воспитания и человечности. Часто люди, достигшие высот в науке или в общественной жизни, оказываются низкими в морально-нравственном отношении.

8. Собственное мнение по проблеме. Я согласен с автором. Образованность и воспитанность не являются синонимами. Научные знания автоматически не обеспечивают воспитание лучших человеческих черт: гуманизма, доброты, сострадания и т.д. Высокие нравственные качества надо в себе воспитывать самому параллельно с получением образования, потому что образованный человек не должен быть хамом.

 Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» уверяет, что интеллигентный человек — не тот, кто получил хорошее образование, знает несколько языков, а тот, кто не допустит грубости, чёрствости, кто способен понять и простить другого.

Такой высоконравственный человек формируется в процессе воспитания с детства. Петра Гринёва, героя из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», отец учил «беречь честь смолоду», и сын даже в тяжёлые времена пугачевского бунта сохранил лучшие человеческие черты.

9. Заключение (концовка). Таким образом, образование человека, к сожалению, не гарантирует ему высокую культуру и хорошее воспитание. Над тем и другим человеку нужно работать самому.

480 слов

 

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА

Текст И. П. Цыбулько, 2019.

Вариант 24.

1. Вступление. У каждого человека есть место на Земле, с которым он связан кровными узами, место, где он родился, вырос и трудится. Это место — Родина. Наша Родина — Россия. Мы любим её, гордимся ею.

2. Проблема. Так чем же она замечательна? Что в ней вызывает нашу гордость? Что же такое наша Родина — наша Россия? На эти волнующие вопросы отвечает русский советский писатель Алексей Николаевич Толстой.

3. Комментарий. Решая проблему патриотизма, автор приводит ряд убедительных аргументов, которые красноречиво говорят о величии нашей Родины, её истории, её народа.

(Первый аргумент.) Наша Родина — это древняя земля «оттич и дедич», земля наших предков, куда далёкий наш пращур пришёл «жить навечно», это «гнездо наше», созданное трудом поколений, и потому, утверждает автор, она законна и нерушима.

(Второй аргумент.) Родина наша — это смышлёный народ наш, который, трудясь до солёного пота, «сдюжил все». Он создал язык, «яркий, как радуга, меткий, как стрелы, задушевный, как песня... и воспел все, что видел и слышал». Слова о волшебной красоте русского языка звучат с огромной эмоциональной силой.

(Третий аргумент.) Заключительным аккордом этой песни о Родине становится заявление автора о том, насколько велик духовный вклад России в развитие мировой культуры. Наших научных открытий и изобретений не перечесть! А литература и искусство, в которых отразились ум и «широкая, страстная, взыскующая» душа народа, «повели за собой искусство Европы и Америки».

Связь аргументов. Все перечисленные аргументы связаны. Они выстроены по нарастающей так, что каждый последующий подтверждает и углубляет авторскую мысль о величии нашей Родины. И потому публицистическая статья превратилась в гимн нашему Отечеству. Венец же этого гимна — напоминание о том, что каждый несёт ответственность за судьбу России.

4. Позиция автора. Авторская позиция очевидна. Написать с такой любовью о стране, в которой ты родился и жил, мог только истинный патриот. Мы слышим его голос, пронзительный до боли. В нем любовь, гордость, восхищение и забота о судьбе своего Отечества.

5. Собственное мнение по проблеме. Мне и моим современникам вполне понятны чувства писателя. Нам есть что беречь и чем гордиться. Мы, подобно автору, ощущаем себя частью нашей большой страны, нашего народа. Родина для каждого из нас — это святое. Разве можно её не любить, не защищать? Миллионы полегли, не раз обороняя её от вражеской нечисти. Девятьсот дней, умирая от холода и голода, стоял Ленинград. В течение суток три бойца, герои романа Юрия Бондарева «Горячий снег», с одним орудием сдерживали немецкие танки, идущие на Сталинград для выручки армии генерала Паулюса.

6. Заключение (концовка). Поднятая автором проблема патриотизма всегда актуальна, так как любовь к Родине — одно из базовых качеств человека. Потому и сегодня в нашей стране патриотизм объявлен нашей национальной идеей и основополагающим качеством гражданина России.

410 слов

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 580; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!