ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИЛЕОПТИЧЕСКОГО



И ОРТОПТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ В

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДЕТСКОМ САДУ

А ) Для всего детского сада

Ручной зеркальный офтальмоскоп

Офтальмометр ОФ-3

Периметр

Скиаскопическая линейка

Прибор типа софитной лампы

Эргограф

Диоптриметр

Офтальмохромоскоп Л. М. Водовозова

Стационарная щелевая лампа

Б) Для каждой группы

Таблицы для исследования остроты зрения с освети­телями

Набор оптических стекол

Лампа для офтальмометрии

Синоптофор (2)

Лекализатор-корректор

Цветовой прибор

Стереоскоп с зеркалом (4)

Разделитель полей зрения (4)

Большой безрефлексный офтальмоскоп

Устройство для локального засвета центральной ямки сетчатки

Трехпалочковый прибор

Прибор для забрасывания шариком и шарики

Доска для набрасывания колец и кольца

Хейроскоп

Тонометр Маклакова

Мускулотренер глазной

Конвергенцтренеры (2)

Макулотестер поляроидный

Устройство для коордиметрии

Окклюдоры (в соответствии с количеством детей)

 

 

 

М.И.Земцова

 

Системный характер формирования психической деятельности дошкольников с нарушением зрения.

(на примере эстетического воспитания).

 

 

     

 

 

При нарушении зрения у дошкольников страдает целостная одновременная восприятие действительности и ее отображения изобразительной, музыкально-ритмической, словестно-художественной, театральной и др. видах деятельности.

  Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательной функции, бинокулярного зрения, цветного восприятия и других функций зрительной системы. Внутри системные нарушения зрения связаны с межсистемным характером развития психических процессов и формированием движений.

  Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют формирование быстроты, координации, точности движений, статического и динамического равновесия, развитие чувства ритма, пространственной ориентировочной деятельности. Художественно – ритмической деятельности

  В целях предупреждения и преодоления первичных и вторичных отклонений развития детей, возникает необходимость мобилизации и использование резервных потенциальных возможностей детского организма в процессе воспитания и обучения. В условиях разных видов деятельности самих детей: при рисовании, занятиях музыкальной, ритмической, игровой и других видах деятельности у детей с недоразвитием и нарушением зрения формируются сложные художественные образы, имеющие полисенсорный системный характер.

Эстетическое воспитание в детском саду предусматривает формирование эмоционально-образных представлений о явлениях природы, общественной жизни, труде и быте людей, о произведениях искусства. В детских садах для детей с нарушением зрения осуществляются те же задачи, что и в массовых дошкольных учреждениях: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, формировать у них умение оценивать доступные для восприятия детей явления прекрасного в жизни, природе, в отношениях людей, развивать художественные и творческие способности.

Эти задачи при нарушении зрения реализуются с учетом аномалий развития зрения, затрудняющих формирование зрительно-двигательных, зрительно-музыкальных и других эмоционально окрашенных образов.

  Эстетическое воспитание связано со всеми сторонами развития личности ребенка. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией т.п. развивают у детей предметное зрительное восприятие, наблюдательность, занятия музыкой предусматривают формирование приемов и способов художественно – ритмической деятельности. Чтение родителем или воспитателем художественной литературы, сочетающееся с развитием наблюдений за окружающим, обогащает кругозор детей, способствует формированию эстетических представлений и чувств, познавательных интересов детей.

  Формирование художественных образов при нарушении зрения носит системный характер и осуществляется при опоре на зрительные, слуховые, тактильные, кинестезические и другие сенсорные функции. Полисенсорная основа восприятия действительности и пространственно-ориентировочной деятельности слабовидящих детей имеет важное компенсаторное значение. Восприятие наблюдаемых явлений воспроизводится детьми в песнях, стихах, рисунках, инсценировках, играх.

   Все это является важным источником получения детьми информации из окружающей действительности. Для слабовидящих детей имеет важное значение формирование самостоятельной творческой деятельности. На разных возрастных этапах содержание и методы эстетического воспитания усложняются. Разные виды художественной деятельности направлены на всестороннее развитие личности ребенка в процессе воспитательной работы. Центральное место при воспитании слабовидящих дошкольников занимает игровая деятельность, имеющая важное коррекционно-воспитательное и компенсаторное значение.

Коррекционно-воспитательная направленность заключается в том, чтобы научить детей видеть прекрасное в окружающем: в жизни, в природе, в общественных отношениях людей, эмоционально обогатить личность ребенка, которому многое недоступно для непосредственно чувственного восприятия  действительности. Большинство слабовидящих детей не могут зрительно целостно и одновременно обозревать многие объекты и явления природы: звездное небо, море, горы, скалы. Тем не менее, в своих рисунках они отражают, что узнали из рассказов взрослых, из детской художественной литературы.

В своих рисунках они отображают, прежде всего, реальную действительность. При рисовании снатуры, по замыслу, они передают образы, которые у них возниклина основе наблюдения, словесной информации. Важное значение,для обогащения представлений детей имеет наблюдение за окружающим. Восприятие предметов и явлений действительности находят отображение в детских рисунках. Восприятие формы,величины,цвета,фактуры предметов осуществляется в их взаимодействияхи отношениях. Воспитатели особое внимание обращаютна цветовые сочетания, величинные отношения, на композицию, а также осуществление изобразительных замыслов детей. Занятию порисованию предшествует проведение специально направленной работы по наблюдению предметов иявлений. Для того, чтобы дети составили хотя быприближенные образы наблюдаемых объектов, они предварительно рассматриваюти словесно описывают иллюстрации на соответствующие темы, выполняют аппликации, лепят, конструируют, слушают рассказы, стихотворения. Эти занятиянаправлены на формирование образов, обогащающих сенсорныйи словесный опыт детей,а также их эмоциональную сферу. В целях развитияправильного соотношения образа и слова детям читают отрывки рассказов, относящихся к теме, проводят с ними словарнуюработу, сочетая ее с формированием образной речи (придумывание загадок, рассказывание сказок, чтениестихотворений и т. и). Дети рассказывают о своих наблюдениях в природе и жизни.

В подготовительнойк школе группе под руководством воспитателя дети на  занятиях по развитию речи и родному языку подбирают соответствующие синонимы и антонимы. На уроках пения приводятзнакомые им попевки, отрывки из стихотворений. При этомвсемерно поощряются разные формы импровизации и использование ранее изученных ими отрывков из стихотворений, сказок и других детских   художественных произведений. Очень ценным методическим приемомявляется выполнение рисунков в качестве иллюстрацийк зачитанным отрывкам стихотворениям, рассказам, содержащим разнообразные образные выражения.

Особенноважное коррекционно-воспитательное значение имеют отрывки из стихотворений, сказок, рассказов А. С. Пушкина, С.А. Есенинаи др.

Изо6разительная деятельность тесно связана с музыкальной деятельностью.На музыкальных занятиях формируют музыкально-художественныеимузыкально-игровые образы, сочетающиеся сритмическими движениями под музыку и с ориентировочной деятельностьюв пространстве. Все это связано с формированием приемов аналитико-синтетического, зрительно-слухового восприятия и зрительного запечатления музыкальных и игровых образов, формирующихся на полисенсорной основе. Такие виды деятельности детей имеют огромное

коррекционное значение и являются важным условием разностороннего развития личности ребенка.

Слабовидящие дети не имеют возможности в связи со зрительно-сенсорной недостаточностью многое воспринимать из мира прекрасного.

Однако, при специально направленной коррекционно-воспитательной работе у них могут сформироваться художественно преобразованные отображения действительности в рисунках, скульптуре и других произведениях изобразительного искусства. Они учатся воспринимать и воссоздавать пространственно-цветовую симметрию, звуковые отношения. В процессе обучения и воспитания слабовидящие дети путем сравнения приходят к обобщенному восприятию прекрасного в действительности, опираясь при этом на словесную и наглядно-образную информацию, которую они получают, перерабатывают и используют в разных видах содержательной конкретной деятельности, опираясь на обобщенное восприятие представления, накопившиеся в их опыте в процессе обучения и воспитания.

Музыкальная деятельность и ее коррекционно-воспитательное значение

В процессе музыкальной деятельности обращается серьезное внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у слабовидящих детей, что обусловливает не только их высокий интерес к музыкальным занятиям, но имеет огромное компенсаторное значение. Формирование музыкальной восприимчивости, слухового внимания к выразительной интонации, к музыкальным изобразительным средствам обогащает музыкальные образы. Важное значение, как отмечалось выше, имеет их сочетание с художественно-ритмической деятельностью, с музыкально-игровыми занятиями, с активными  двигательными ориентировочными действиями. Все это способствует формированию у таких детей межсистемных слухо-зрительно-тактильно-кинестезических представлений, компенсирующих неполноценное зрительное восприятие действительности. Опираясь на синтетические образы, дети развивают музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, что помогает преодолеть отрицательные переживания, обусловленные нарушением зрения. Формирование в условиях обучения мелодических тонко дифференцированных звуковых соотношений в музыке, музыкального слуха, ладового чувства, овладение слухо-зрительно-кинестетическими своеобразными звуковыми, ритмическими, художественно-словесными образами, значительно обогащает сенсорный опыт слабовидящих детей. При нарушении зрения формирование музыкальной деятельности идет от действия по показу и подражанию, далее — воссоздание музыкальных, ритмических, зрительно-ритмических образов памяти.

На занятиях по пению образцы мелодий воспроизводятся голосом. Исполнение осуществляется, как правило, с помощью музыкальных инструментов.

Все это способствует становлению и проявлению выразительности музыкального исполнения детьми.

В подготовительной группе у некоторых детей проявляется творческая инициатива и элементарные оценочные отношение к музыкальным произведениям. Это способствует формированию музыкального вкуса, обогащению образов, восполняющих неполноценные зрительные представления об окружающей действительности.

Особенно важное компенсаторное и коррекционно-воспитательное значение имеет музыкальная игровая деятельность, сочетающаяся с танцевальными, ритмическими движениями, с двигательной ориентацией в пространстве, с применением различных игровых действий, предполагающих использование разных атрибутов (ленты, куклы, лошадки и т. д.). Это хорошо представлено в работе детского сада №277 г. Москвы и других дошкольных учреждениях специального назначения.

Формирование, воссоздание и передача в различных игровых действиях зрительно-двигательных музыкальных образов в сочетании с танцевальными движениями и ориентацией в пространстве играют огромную компенсаторную роль и помогают расширить объем зрительного и слухового внимания, зрительной памяти, зрительного образного мышления, выработать приемы и навыки двигательной ориентации в пространстве и времени.

Музыка является важным стимулом развития эмоциональной сферы у детей, вызывая положительные эмоции. При веселой  плясовой музыке дети радуются. Это, как правило, сочетается с движениями в такт музыкальных ритмов. Такие виды деятельности обогащают эмоционально-волевую сферу и имеют важное психотерапевтическое значение, например, когда дети очень возбудимы и двигательно беспокойны, организуется слушание колыбельной мелодии, которая постепенно успокаивает и помогает сосредоточить внимание детей.

Слушание музыки имеет воспитательное значение. В процессе обучения музыке опыт детей обогащается разнообразными двигательно-плясовыми движениями, сочетающимися с характером музыки, развитием элементарной ритмичности, способствующей усвоению плясовых движений и игровых действий.

Ценным методическим приемом является просмотр диафильмов с музыкальным сопровождением. На занятиях придается большое значение сочетанию различных видов деятельности с применением фронтальных и индивидуальных форм работы. Широко используются наглядные приемы: восприятие иллюстративных изображений, игрушек, предметов, соответствующих содержанию песен. Перед показом инсценировок с применением песни и игрушек дети

Дети во время слушания музыки сопровожда­ют мелодии напевом, ритмическим похлопыванием ладошками в такт музыки, действиями, связанными с манипуляцией игрушками всоответствии с музыкой.

Занятия в детском саду пением и музыкой позволяют развивать разнообразные мелодические интонации, овладевать выразитель­ным исполнением песни, помогают формировать вокальные и хоро­вые навыки у слабовидящих дошкольников. Это тем более важно, что у некоторых слабовидящих детей страдает интонирование, воз­никают затруднения в развитии навыков ансамбля, требующих опоры на слухо-зрительные и музыкально-слуховые связи. Заня­тия пением слабовидящих детей имеют важное коррекционное зна­мение и для развития речи, способствуя улучшению произношения. Вслушиваясьи активно подражая правильному певческому звуча­нию, контролируя правильность своего исполнения, слабовидящие дети исправляют, имеющиеся у них речевые недостатки, которые встречаются у таких детей чаще по сравнению с нормой. Формиро­вание навыков пения требует правильного воспроизведения глас­ных звуков и точности произношения согласных звуков, особенно в конце слов. Это предполагает опору на проговаривание слогов, слов и связано со звукообразованием и осмысленным восприятием слов. Музыкальные интонации имеют важное значение для разви­тия речи и слухового контроля при чтении стихотворений, расска­зывании сказок и т. п.

В связи с коррекционной направленностью музыкальной дея­тельности можно несколько видоизменять подбор репертуара, пред­усмотренного программой, в частности для развития музыкально-ритмических способностей и преодоления у детей вторичных отклоненийв развитии чувства ритма, формировании быстроты, точ­ности, координации движений, ориентировочной деятельности в пространстве. Наряду с другими формами занятий для этих целей используется имитация жизненных явлений, например, трудоподобных подражательных движений (как дровосек колет дрова, как столяр работает пилой, рубанком, молотком, как пионер трубит в горн, музыкант играет на скрипке и т. п.). Музыкальный руководи­тель ведет за детьми систематические наблюдения, с учетом осо­бенностей их развития и возраста. -

Дошкольное воспитание детей с нарушениями зрения имеет огромное значение для их подготовки к систематическому обучению в школе.

Подготовка детей к систематическому обучению в школе требует, прежде всего, формирования всесторонних личностных качеств ребенка: любви к Родине, к своему народу, нравственных качеств, обогащения эмоционально-волевой сферы, формирование устойчивого зрительного и слухового внимания, развитие стремлений преодолеватьтрудности, развитие интересов к учению и труду, формирование чувства оптимизма.

Готовность детей к овладению систематическими школьными знаниями иумениями предполагает определенный уровень умственного развития, предусматривающий формирование приемов и способов наблюдения действительности. Развитие элементарных способностей к обобщению, свободное речевое общение, правильное произношение, необходимым словарный запас, умение пользоваться грамматическим строем исвязной речью, наличие несложных знаний в области языка, а также определенных, предусмотренных программой воспитания в детском саду математических представ­лений.

 Готовность к обучению в школе требует необходимого уровня физического развития, физической закалки, укрепления здоровья, развития самостоятельной микро- и макропространственно-ориентировочной деятельности с учетом возраста. Необходимо формирование у детей элементарных видов физического   труда и навыков самообслуживанияи бытового труда. Исключительное значение имеетфизическая подготовка: овладение в пределах программы дошкольного воспитания основными движениями: при ходьбе, беге, прыжках, метаний, развитие физической силы, выносливости, подвижности, статического и динамического равновесия, развитие координации, точности, быстроты движений, умения ориентироваться в подвижных инастольных играх, развитие мышечной работоспособности.

Конечно, все эти упомянутые выше требования должны сообразоватьсяс возрастными и специфическими особенностями слабовидящихдетей. При этом должна учитываться сложная структура дефекта, клинические формы нарушения зрения, патогенез, этиология слабовидения, а также сочетающиеся со зрительной неполно­ценностьюдругие дефекты.

Выводы

Эстетическое воспитание в детских садах для слабовидящих де­тей является одним из важных условий коррекции и компенсации нарушений   зрения и всестороннего развития слабовидящих  детей.

Полисенсорный системный характер разныхвидов деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения позволяет формировать процесс компенсаторного развития, совершенствовать приемы и способы познавательной, пространственно-ориентировочной деятельности, сообразуясь с особенностями, обусловленныминарушениями зрения.

Словесно-художественная, изобразительная, музыкально-ритмическая, игровая, театральная и другие виды деятельности, связаны с наблюдением за окружающим, активной деятельностью
самих детей, с их ориентировкой в пространстве, имеют важное коррекционно-воспитательное значение.

Словесное общение детей с нарушением зрения со взрослыми и сверстниками в условиях активной деятельности помогает формированию эстетического отношения к действительности, воспитанию моральных качеств. Все это является важным условием подготовки слабовидящих детей к обучению в школе.

Л. И. Плаксина


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!