БРОСОК ПО - КИТАЙСКИ ИЛИ «ШИЛО НА МЫЛО»



Эксперименты с большими оборотами — традиция спортивной гимнастики. Отошел в прошлое «японский оборот», и ему на смену пришел в 80-е годы — «китайский». Одним из первых исполнителей нового движения на широкой арене, принесшего известность и уп­ражнению и самому гимнасту, стал китайский мастер Тон Фей.

«Китайский» оборот, широко используемый и ныне, схематически показан на рис. 5. Он, как правило, делается в конце связки и предше­ствует сальтовым соскокам или перелетам. Строго говоря, это обычно и не оборот, а неполное оборотовое движение с отходом в полете.

28


 

Обороты, предшествующие «китайскому», завершаются резко выраженным прогонным движе­нием ногами (к.к. 8—1), после ко­торого вообще не приходится го­ворить о прохождении стойки на руках; вместо нее гимнаст в выс­шей точке движения (к. /(попада­ет в положение с сильным сгиба­нием тела; это сгибание, в сущно­сти, играет здесь роль подготови­тельной «кипы», хотя и чудовищ­но утрированной — и по раннему времени исполнения и по сустав­ным углам.

За кипой естественно следует разгибание тела — столь же гипер-

болизированное. Быстро разгибаясь, гимнаст уже около горизонтали проходит прямое положение (к. 3), а в дальнейшем сильно прогиба­ется, резко откидывая стопы назад и даже, порой, сгибая ноги в коле­нях (к.к. 3—4). Интересно, что при наличии столь раннего значитель­ного сгибания тела (к.к. 1—2) и такого же раннего его выпрямления (к.к. 2—3; ср. с к.к. 3—4 на. рис. 3-6), в целом подготовка к броску заканчивается в обычное время, то есть тогда, когда тело приближа­ется к нижней вертикали (к. 5). Эти сдвиги в границах исполнения подготовительных действий (сравнительно с обычными бросками) объясняются тем, что гимнаст, рано начинающий и сильно утрирую­щий эти действия, растягивает их по времени, приурочивая оконча­ние подготовки к обычному моменту, который (по чисто программ­ным условиям перехода в полет) изменить нельзя.

Итак, гимнаст подошел к броску, который подготовлен нарочито усиленными суставными действиями на спаде, и поэтому тоже не может быть обычным. Впрочем, внешний вид его (к.к. 4— 7) ничем особенно не примечателен; необычность же движения в том, что оно получается здесь, благодаря особым действиям на спаде, довольно мощным, резким. Вдальнейшем гимнастможет, при желании, сде­лать вновь такой же оборот, хотя особого смысла в этом не будет, так как описанный гипербросок обычно нужен для исполнения не обо­ротов, а полетных движений. Так, при отходе на сальто, вслед за та­ким утрированным броском выполняется мощное разгибание с вы­ талкиванием тела вперед-вверх, что, фактически, и обеспечивает

29


П ЕРЕКЛАДИ НА


Мощнее мощного


 


высокий вылет при движениях типа сальто назад выпрямившись и им подобных. Если же гимнаст использует такой бросок для поддер­жания подкрутки на сальто, то при отходе в полет не должен выпрям­ляться (20,179); в противном случае потеря скорости вращения неиз­бежна.

Итак, сделанное нами описание «китайского» оборота изобилует превосходными степенями. Создается впечатление, что здесь всё — по высшему классу. Действительно, при умелом использовании та­кой техники результат может быть недурен. Однако, нужно уметь трезво взвешивать все «за» и «против». Ав «китайском» далеко не все

идеально!

Дело в том, что этот оборот — ярко выраженный пример нарочи­той интенсификации собственно броска и только броска. Но ничто ведь не обходится даром: делая ставку на бросок, гимнаст одновре­менно теряет преимущества, связанные с другими факторами движе­ния. В частности, весь «китайский» спад (к.к. 1—5) выполняется с заметными потерями энергии, обычно получаемой благодаря дей­ствию силы тяжести: это и начало движения из карикатурно низкого положения (к. 7), и очень сильное и долгое сгибание (к.к. 1—2) с соот­ветствующим переразгибанием тела (к.к. 2—4), без которых не толь­ко можно, но просто следует обходиться, так как мощный бросок должен готовиться не за счет экстравагантных и неоправданно боль­ших сгибаний и разгибаний, а за счет аналогичных, но более сухих, жестких действий на фоне гораздо более высокого мышечного тону­са (1). Следует подчеркнуть, что в любом случае действия «а ля Тон Фей» будут снижать энергию спада и оборота в целом. В сущности, спад здесь делается как при «обороте наизнанку», когда гимнасту нужно замедлить движение в целом (9). В данном случае целенаправ­ленно строится техника, резко интенсифицирующая мощность брос­ ка, но замедляющая сам оборот, то есть так называемый «накат», от которого очень существенно зависит скорость вращения тела гимна­ста в полете. Грубо говоря, гимнаст, перешедший с «классического» броска на бросок «китайский», меняет шило на мыло...

Однако, мы не будем отговаривать тренеров и гимнастов от ис­пользования описанной техники. Ведь главный критерий — сорев­новательный успех! Удается гимнасту произвести впечатление за счет особенностей, пусть даже вычурности техники и при этом удачно довести дело до конца — что ж, пожалуйста, его право. Вместе с тем важно понять и помнить, что всякие утрированные варианты техни­ки — крайность, при которой одно приобретается за счет утраты дру­гого. А «золото» — оно всегда где-то в серединке... Впрочем, стоп!

30


«Китайский» урок тоже полезен. Иногда нарочитая интенсифика­ция броска очень нужна и важна (20,31,179).

МОЩНЕЕ МОЩНОГО

Бросковый оборот назад — техническая классика турниста. Это движение не случайно заняло ключевое место в арсенале гимнастов: оно очень рационально, обладает большими возможностями в нюан­сировке действий, незаменимо при технически трудных отходах в полет; наконец, оно обладает свойством самоорганизации, то есть его конкретная структура и техника — по мере закрепления навыка — сами «встают на место», даже если исполнитель не очень об этом забо­тится.

Но у броскового оборота есть особенность, которая является, в определенном смысле, недостатком.

Дело в том, что суставные действия основной стадии упражнения (рис. 3-а) строятся волнообразно, по принципу «бегущей волны». Проследим по рисунку: гимнаст делает бросок (к.к. 5— 7), но тело в плечах еще выпрямлено; затем, кактолько ноги притормаживаются, механическая волна, переносящая энергетический импульс, начина­ет продвигаться от стоп к опоре, тело постепенно выпрямляется в тазобедренных суставах, а в плечах — фактически непроизвольно! — появляется «угол» (к.к. 7—8). В дальнейшем (к.к. 8—9) он еще больше изменяется, а обратные изменения претерпевает только по оконча­нии оборота (к.к. 9—1).

Чем же это плохо? — спросит читатель. Что ж, ничего особенно худого в этом нет, ответим мы, но с чисто физической точки зрения такая последовательная передача движения от периферических зве­ньев к опорным означает, что нужное для подъема приближение масс тела к оси вращения происходит здесь не так быстро, каким бы оно могло быть при одновременной работе в суставах, направленной на сближение тела с опорой. А это означает, в свою очередь, что общая скорость такого оборота будет, при прочих равных условиях, не са­мой высокой. И если перед нами стоит задача всемерного повышения мощности работы (а это всегда главное направление развития атлети­ческих видов спорта!), то нас должно интересовать, как ее можно решить.

Что же, конкретно, можно сделать, чтобы рациональность брос­кового оборота сочеталась с более высокой его эффективностью, мощностью? Такая возможность есть, хотя ее реализация не так про­ста, как может показаться.

31


     
 


На рис. 6—еще один оборот на­зад. На первый взгляд он кажется таким же, как и бросковый. Но в действительности это — другое движение. Его особенность — в синхронности действий в основ­ных суставах. В начале спада (к.к.1—2) гимнаст «закрывается», беря углы сразу в плечевых и тазо­бедренных суставах. В ходе спада он раскрывается, подобно тому, как это делается в традиционном обо­роте, и акцентированно натягивает мышцы передней поверхности тела, однако — не только для под­готовки броска ногами, но и для выполнения мощного тягового

усилия в плечах (к.к. 2—4; ср. с техникой «японского» оборота, рис. ч,

к.к.4—6).

Во второй части этого оборота должны сразу сработать оба ранее подготовленных действия, которые здесь выполняются не последо­вательно, как в обычном бросковом обороте, а одновременно: выпол­няя бросковое движение ногами, гимнаст тут же тянет на себя пря­мыми руками перекладину, чего никогда не бывает в обычном обо­роте (к.к. 4—6)\ В дальнейшем гимнаст может также одновременно выпрямляться (к.к. 6—1), хотя в этой, завершающей, стадии движе­ния синхронность действий уже несущественна.

Может возникнуть вопрос: так ли уж важна эта, казалось бы не­значительная, разница в технике упражнения?

На самом деле разница довольно велика и важна! Достаточно ска­зать, что освоить описанный оборот гораздо труднее, чем обычный: его техника, в отличие от чисто бросковой, носит искусственный ха­рактер, и исполнитель (это наблюдалось на практике и в специаль­ных экспериментах) невольно сбивается на обычную схему действий с волнообразной сменой сгибаний-разгибаний в суставах. Труднее это движение и физически, так как там, где в обычном случае за гим­наста работают внутренние реактивные силы (вызывающие волно­образную передачу импульса по биодинамической цепи), здесь нуж­но действовать самому спортсмену, как бы преодолевая естествен­ ную координацию движения его искусственной, императивной пере­стройкой. 32


Оборот наизнанку

Тогда зачем же огород городить, скажет читатель?

В самом деле, без описанного оборота пока что можно обойтись... Однако, можно с уверенностью сказать, что рано или поздно насту­пит время, когда придется таки искать дополнительные ресурсы по­вышения активности движения, и тогда подобная техника может прийтись как нельзя кстати, поскольку ее освоение позволяет суще­ ственно (на 25—30%) повысить мощность движения, скорость обо­рота.

И уж во всяком случае предлагаем читателю поразмышлять над закономерностями построения таких движений. Они того стоят.

ОБОРОТ НАИЗНАНКУ

В предыдущем сюжете мы говорили, в основном, о наращивании скорости в обороте, но ведь порой нужно решать и обратную задачу, так как не всегда большая амплитуда маха и высокая скорость — бла­го. Вспомним отдельные примеры. Легко ли делать соединение: большой оборот назад — подъем разгибом? Или: большой оборот на­зад в стойку на руках — оборот назад не касаясь? Или наиболее совре­менный пример: обороты — перелет Ткачева, по ходу которых, после исполнения оборота, предшествующего перелету, не случайно мно­гие исполнители делают нарочитую паузу и ряд других действий, имеющих своей целью, фактически, сдерживание скорости движе­ния (42,180).

Итак, каким же должен быть нарочито замедленный оборот назад?

Фактически, ответ на этот нетрудный вопрос ясен из всего, что было уже сказано раньше и говорится ниже (5,7,8,42,175,185). Он заключается в том, что оборот (не обязательно «большой») делается в этом случае по «перевернутой» схеме, то есть: в спаде гимнаст не оття­гивается от опоры, а каким-то подходящим здесь приемом прибли­жается к ней больше обычного, тогда как во время подъема — оттяги­вается или отходит от нее (рис. 2). Степень соразмерности тех и дру-гихдействий зависит от двух решающих условий: оттого, насколько велика была начальная скорость и насколько ее нужно погасить.

На рис. 7па, с. 34 показана принципиальная картина действий в обороте назад «наизнанку». Чем сильнее будет выражено сгибание-разгибание тела на спаде (к.к. 2—5), и чем полнее его выпрямление на подъеме (к.к. 7—10), тем сильнее будет гашение скорости.

Особо — о движении с переразгибанием тела на подъеме (пунктир на к. 10). Резкое движение такого типа может форсированно затор-

33


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

мозить или даже прервать подъем к стойке, но хорошего в этом мало: обязательно будут рывковые дви­жения на опоре, искажения осан­ки и др. Что касается относитель­но плавного прогибания тела в тех же условиях, то оно может, до известной степени, играть роль обычного маха (только не ногами, а... животом и грудью), так как тоже приближает массы тела к оси вращения, хотя и не столь эффек­тивно, как движение ногами по ходу оборота в целом. В давно про­шедшие годы были даже умельцы, использовавшие на перекладине большой оборот назад прогибани­ем без какого бы то ни было броска  и вообще сгибания! А много по­зднее элементами этой техники пользовались первые исполнитель­ницы оборотов на брусьях разной высоты (175). Более того, возмо­жен полный большой оборот прогибанием тела на... нижней жерди брусьев разной высоты.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!