Вторая классификация цивилизаций.



Западная цивилизация.

· рациональное сознание, разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов — людей, не верящих в Бога.

· Рациональное и в то же время противоречивое восприятие мира.

· Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы. Стремление подчинить себе природу.

· В политической сфере — правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм, принцип разделения властей.

· Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.

· В социальной сфере — развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций.

· Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.

· Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности.

· Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности.

· Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер.

Восточная цивилизация.

· Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях.

· Эмоциональное восприятие мира, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.

· Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой.

· Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.

· Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.

· Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.

· Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость.

· Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.

· Приоритет системы подчинения личности обществу.

· Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности.

· Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

 

 

Формация — это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений.Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.

 

Базис это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

 

Надстройка включает в себя различные идеологические отношения ( правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления , теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Пять типов формаций по К. Марксу:

· первобытнообщинная,

· рабовладельческая,

· феодальная,

· капиталистическая,

· коммунистическая.

 

Типы общества.

Традиционное (аграрное) – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Экономика.

· Натуральное сельское хозяйство

· Примитивные ремёсла

· Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика.

· Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен.

· Экстенсивная экономика

· Ручные орудия труда

· Зависимость от природно-климатических условий

· Медленное внедрение в экономику инноваций.

· Уровень жизни основной массы населения невысокий.

Политическая сфера.

· Господство церкви и армии

· Власть наследственная, источник власти — воля Божья.

· Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государство.

· Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует.

Социальная сфера.

· Зависимость положения от социального статуса.

· Основные ячейки общества — семья, община

· Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии.

· Сословность.

Духовная сфера.

· Нормы, обычаи, верования.

· Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии.

· Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным.

· Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное.

· Преобладание устной информации над письменной.

Цель общества: приспособление к природе.

Индустриальное – тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом , секуляризацией сознания.

Экономика.

· В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости.

· Машинная техника

· Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика.

· Стандартизация —это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг.

· Интенсивная экономика

· Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство

· Независимость от природно-климатических условий Научно-технический прогресс.

· Рост доходов населения.

· Меркантилизм сознания.

Политическая сфера.

· Возрастает роль государства.

· Господство права и закона( правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права.

· Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики. Демократические преобразования

Социальная сфера.

· Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата.

· Урбанизация.

· Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.

Духовная сфера.

· Секуляризация сознания. Появление атеистов.

· Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания.

· Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование.

· Господство массовой культуры.

 

Цель общества: освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе. Появление экологических проблем.

Постиндустриальное – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.

Экономика.

· Основа производства- информация.

· На первый план выступает сфера услуг.

· Компьютерные технологии

· Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.

· Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.

· Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.

· Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.

· Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.

· Модернизация экономики.

· Высокий уровень и качества жизни людей.

Политическая сфера.

· Политический плюрализм

· Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.

· Закон, право — не на бумаге, а на деле.

· Демократия. Демократия «консенсуса».

· Политический плюрализм.

Социальная сфера.

· Стирание классовых различий.

· Рост удельного веса среднего класса.

· Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности

· Ликвидация социальной поляризации.

· Стирание классовых различий.

Духовная сфера.

· Непрерывное образование.

· Свобода совести и вероисповедания.

· Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.

· Велика роль науки, образования, век информации. Высшее образование.

· Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.

· Наличие разных видов культуры

 

Цель общества: антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы, решение экологических проблем.

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1.По степени открытости:

закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией;

открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

 

По наличию письменности :

дописьменные,

письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

 

3.По степени социальной дифференциации ( или расслоения):

простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых);

сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

 

Общество и природа.Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

Выделяют:

Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.

Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

 

Черты сходства природы и общества:

· являются системами

· являются динамическими системами

Черты различия природы и общества:

1.Природа может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле.

Общество тесно связано с природой, не может без неё существовать.

2.Природа развивается по независящим от воли и желания людей законам.

Общество развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей.

3.Природа не способна творить культуру, общество творит культуру.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!