Византийская Империя - наследница Рима. 14 страница



164. То соглашение, которое было заключено противно закону или постоянным обычаям, не может иметь законной силы, хотя и могло бы быть подтверждено.

165. Поддельный залог или продажа, поддельный подарок или подношение, в чем бы он ни обнаружил подделку, следует объявить недействительными, несостоявшимися.

166. Если должник умер и занятое было растрачено на семью, оно должно быть выплачено из их собственного состояния, даже если они были разделены.

167. Одинаково, если кто-либо полностью зависимый* совершит сделку во благо семьи, хозяин — в своей ли он стране или вне ее — не должен отказываться.

168. Что дано силой, что используется насильно, также, что было написано под давлением силы, и все другие взаимоотношения, совершаемые насильно, Пра - Муж объявил недействительными.

169. Трое страдают ради других: свидетели, поручитель, судьи; но четверо обогащаются: волхв, заимодавец, торговец и царь.

170. Царь, даже если нищ, пусть не берет чего - либо, чего не следует брать; не нужно ему и, как бы богат ни был, уклоняться от принятия того, что обязан принять, будь это даже малость.

171. По причине того, что он берет то, чего не следует брать, или отказа от того, что нужно принять, царь будет обвинен в слабости и погибнет здесь и после смерти.

172. Взиманием причитающегося, предупреждением смешения сословий и защитой слабых мощь царя растет, и он процветает здесь и после смерти.

173. Пусть поэтому наследник, как Ёма (Яма), не выделяет своих собственных любимцев и опальных, ведет себя точно как Ёма (Яма), удерживаясь от гнева и владея собой.

174. Но того злокозненного царя, который в своем безумии решит причинять вред, его собственные враги быстро подчинят.

175. Если, укротив любовь и ненависть, он решает дела согласно закона, его подданные повернутся к нему, как реки к океану.

176. Если пожалуется кто царю, что его должник возвращает безответственно *, то того царь должен приговорить уплатить долг и одну четверть.

177. Даже трудом может отработать должник своему заимодавцу, будь он того же сословия, или низшего; но высшего сословия может оплачивать постепенно.

178. Согласно этим правилам, пусть царь решает справедливо между людьми, которые спорят друг с другом о делах, которые доказаны свидетелями и показаниями *.

179. Понимающий муж пусть совершает вклад у того, кто родовит, доброго поведения, в согласии с законом, правдив, окружен множеством родичей, богат и уважаем.

180. Каким образом кто-либо вручит что-нибудь в руки другого, таким же образом должна быть получена вещь обратно; какова передача — таков возврат.

181. Тот, кто не сохранит вклада до востребования его вкладчиком, может быть допрошен судьей в отсутствие вкладчика.

182. По отсутствию свидетелей пусть совершат вклад золота у такого; под каким-либо предлогом или через шпионов подходящего возраста и внешности.

183. Если возвратит таким же образом и в виде, который был условлен, то он ни в чем не замешан, за что другие обвиняют его.

184. Но если он возвратит не то золото, какое он должен, то тогда его следует приговорить к принудительному возврату обоих; это постоянный закон.

185. Открытый или закрытый вклад никогда не следует возвращать ближайшему родичу *, пока вкладчик жив; так как если умрет — то теряется *, пока жив — не утерян.

186. Но кто по собственному желанию возвращает ближайшему родичу скончавшегося вкладчика, не может преследоваться царем и родичами этого вкладчика.

187. И следует пытаться заполучить этот предмет дружелюбным путем, не обманом, не выспрашивая о привычках держателя – нужно вести дело вежливо.

188. Таково правило для возвращения открытых вкладов; в случае закрытия, не следует пускаться в пересуды, пока ничего не взял.

189. Вклад, который был украден ворами или смыт водой, или сгорел в огне, не подлежит восстановлению, пока он (держатель) не получит своей доли от него.

190. Того, кто завладеет вкладом, и мошенника испытывать всеми средствами и клятвами, предписанными в Ведах.

191. Тот, кто не возвращает вклада и тот, кто требует того, чтобы вклад прекратить, должны быть оба наказаны как воры, или приговорены к уплате пени, такой же.

192. Пусть царь назначит тому, кто не возвращает открытый вклад, и равным образом тому, кто тайно скрывает вклад, заплатить равную (вкладу) пеню.

193. Того мужа, который под лживым предлогом завладеет собственностью другого, следует публично наказать различными телесными казнями, вместе с его сообщниками.

194. Если вклад определенного состава или количества сделан в присутствии нескольких *, да будет известно, что делающий лживое заявление об этом подвергается пене.

195. Но если кто-нибудь отдал или получил частным порядком, то таким же образом он должен быть и возвращен; как кладется, так и берется *.

196. Так пусть царь решает касающееся вкладов и дружеских займов без строгостей к вкладодержателю.

197. Если кто продает собственность другого мужа, не будучи ее владельцем и без согласия владельца, следует смотреть на него как на вора, хотя он может и не считать себя таковым, а лишь посредником.

198. Если является родичем, то следует наказать на шесть сотен панас; если не родич и не имеет какого - либо оправдания, то должен быть обвинен в воровстве.

199. Дар, или торг, совершенный кем-либо еще, кроме владельца, можно рассматривать как недействительный и несовершенный, согласно правилу судебных следствий.

200. Где владение воочию, но не предъявлено права на владение, там право доказывается, а не предъявляется; таково установленное правило *.

201. Тот, кто приобретает имущество на рынке перед толпой, владеет этим имуществом с полным законным правом владения покупкой.

202. Если продавец не найден, то должен быть отпущен царем без наказания ввиду публичности торга; кто потерял имущество должен получить его.

203. Одни вещи, смешанные с другими, не должны продаваться, ни худшее, ни меньшее (чем объявлено), ни чего - либо не с рук, или спрятанное *.

204. Если после того, как была представлена одна девушка, жениху дается другая, он может жениться на них обеих за ту же цену; так постановил Пра - Муж*.

205. Тот, кто выдает, сначала объявив открыто ее изъяны, будь она нездорова, или поражена проказой, или утеряла девство — не подлежит наказанию.

206. Если служащий жрец, выбранный для исполнения жертвоприношения, оставил свое дело, только соответствующая его работе часть платы может выдаваться в восполнение теми, кто работает с ним.

207. Но тот, кто оставил дело после того, как жертвенные дары были розданы, может получить полную долю и требовать положенного остального.

208. Но если дары предназначены для разных частей обряда, может ли тот получить их, или ему следует уделить лишь часть?

209. Отговарья (Адхварья)* - жрец может забрать повозку, и волхв для разжигания огней* (Огнеданник) (Агньядхана) — лошадь, Хотарь (Хотри)* - жрец также может взять лошадь, и Угатарь (Удгатри)* — тележку, когда (вино Сна, Сома) куплен.

210. Четыре главных жреца среди всех* (шестнадцати), которые назначены на одну половину, должны получить половину, следующие — половину этого, тем, кто назначен на третью часть, — одну треть, и тем, кто на четвертую часть — четверть*.

211. Так принято у тех, кто совершает дело совместно.

212. Если ради благочестия* даны деньги одним мужем другому, который их просит, дар признается недействительным *, если впоследствии они используются недостойным образом.

213. Но если из-за гордости или жадности тот упрямится, то должен быть приговорен царем уплатить одну суварну, как искупление за свое воровство.

214. Так как законодательная сущность дара была объяснена полностью, то следующим я представлю неуплаты заработка.

215. Наемник, не являясь больным, из гордыни отказывающийся выполнять свою работу согласно договора, должен быть наказан на восемь кришналас и заработанное им не выплачивается.

216. Но при болезни, выполнив по возвращении, согласно первоначального договора, он может получить свой заработок даже после длительного срока.

217. Но если он, больной или здоровый, не потрудится выполнить свою работу соответственно договору, заработок не причитается ему, даже если осталось лишь чуть-чуть.

218. Итак, закон о невыплате заработка был полностью изложен; следующим я объясню закон, касающийся мужа, прерывающего соглашение.

219. Если муж, входящий в товарищество, расположенное в селении или округе, после принятия соглашения прервет его по жадности, следует изгнать его из царства,

220. И, взяв под стражу такого нарушителя соглашения, нужно назначить ему заплатить шесть нишкас, четыре суварнас и одну сатамана*.

221. Праведный царь пусть применяет этот закон пеней в селениях и сословиях к тем, кто нарушает соглашения.

222. Если кто-либо, тут же, после покупки или продажи чего-нибудь, раскается, он может возвратить или заполучить это имущество в течение десяти дней.

223. Но после десяти дней он не может ни отдавать, ни требовать возвращения; как того, кто берет это, так и того, кто отдает, царю следует наказать на шесть сотен (панас).

224. И сам царь пусть наложит пеню девяноста шесть панас на того, кто выдает девушку с изъяном, не предупреждая.

225. Но тот, кто из злобы говорит о девушке :"Она не девушка", — пусть будет наказан на сотню (панас) , если он не сможет доказать ее изъяна.

226. Брачные обрядовые писания применяются только к ДЕВУШКАМ, и нигде среди людей —к девушкам, утерявшим свою ЧЕСТЬ, так как такие должны быть исключены из священных обрядов.

227. Брачные писания являются определенным доказательством женитьбы; но ученому следует знать, что обряд совершается семью шагами (невесты вокруг священного огня)*.

228. Если кто-нибудь тут же раскаивается в каком-либо совершенном деянии, следует удержать его на правильном пути, в согласии с правилами, данными выше.

229. Теперь полностью объясню, согласно справедливым законам, споры из-за нарушений среди скотоводов и пастухов.

230. В течение дня ответственность за сохранность — на пастухе, в течение ночи — на владельце -в своем дому; если нет *, то на пастухе.

231. Нанятый пастух, оплачиваемый молоком, может выдоить с согласия владельца лучшую из десяти; таков должен быть его заработок, если нет платы.

232. Сам пастух обязан возместить заблудившуюся, заеденную насекомыми , убитую собаками или провалившуюся, если он не действовал должным образом.

233. Но за украденное ворами, несмотря на поднятие тревоги, пастух не должен платить, если только укажет своему хозяину точные обстоятельства.

234. Если скот падет, пусть принесет хозяину уши от них, шкуру, хвосты, потроха, сухожилия и желтый твердый желчный пузырь, и пусть укажет на особые приметы.

235. Но если козы или овцы окружены волками, а пастух не спешит, ему придется ответить за ту, на какую волк нападет и убьет.

236. Но если они беспорядочно пасутся стадом в лесу *, а волк, вдруг прыгнув на одну из них, убьет ее, в этом случае пастух не должен нести ответственности.

237. Вокруг селения пространство в одну сотню дханус* (длина лука, =4 хастас, или 6 футов), или три самья ("бросок") (самья – чурбан для жертвоприношений) следует оставлять под пастбище и три таких вокруг города.

238. Если скот совершает потраву незащищенного урожая на этом месте, в этом случае царю не следует наказывать пастуха.

239. Следует делать изгородь, поверх которой не заглянет верблюд, и заделывать каждую щель, через которую собака или свинья может просунуть голову.

240. Но на огороженном поле, вдоль дороги или около селения, пастуха нужно наказать на одну сотню (панас); если пастух не привязывал — выгнать вон.

241. На других полях — следует одна (пана) и четверть со скота, и полностью потравленный урожай нужно возвратить владельцу: это установленное правило.

242. Но Пра - Муж объявил, что не следует платить пеню за корову в течение десяти дней после отела, быков и скот, посвященный Богам *, привязаны они, или нет.

243. Если вина скотовладельца — пеня должна быть в десять раз превышающей долю (царя)*, и только половина этого, если слуг, а хозяин об этом не знал.

244. Этих правил царю нужно держаться всегда при нарушениях хозяевами, скотом, пастухами.

245. Если спор затеян между двумя селениями касательно границ, царю следует устанавливать границы в месяц Гьяиштха*, когда межевые знаки видны наиболее отчетливо.

246. Пусть помечает границы деревьями, Ньягродхас, Ащватхашкимсукас, хлопковыми кустами*, Салас, Пальмира пальмами и деревьями с млечным соком.

247. Гроздевыми кустарниками, бамбуком разных видов, Самис, ползучими, возвышениями, насыпями; камышами, кущами Чубджьака: так граница не сотрется.

248. Пруды, источники, водоемы и криницы следует строить на пересечении межей, точно так же, как и капища.

249. И как только он убедится в постоянстве нарушений на этом свете из-за людского незнания границ, пусть прикажет сделать другие, тайные знаки меж.

250. Камни, кости, коровий волос, солому, золу, черепки, сухой навоз, кирпичи, жженный уголь, гальку и песок,

251. И какие-либо другие предметы подобного рода, которые в земле не изменяются даже в течение долгого времени; это он должен приказать захоронить на стыке меж.

252. Этими знаками, долгим временем владения и постоянно текущими потоками воды пусть царь отметит границы двух спорящих сторон.

253. Если возникнут сомнения даже при осмотре знаков, решение спора относительно границ должно опираться на свидетелей.

254. Свидетели, по поводу границ, должны быть опрошены относительно межевых знаков в присутствии толпы поселян, а также двух тяждущихся *.

255. Как они, будучи спрошены, единодушно решат, так он может записать границу вместе с именами *.

256. Пусть они, положив землю на свою голову, украсившись венками и праздничными одеждами, поклявшись каждый своими благими делами, установят все по правде.

257. Если они определят как положено, они — искренние, правдивые свидетели; но если они определят ее неправильно, то должны быть приговорены к уплате пени в две сотни (панас),

258. При отсутствии свидетелей, мужи из четырех соседних селений, очистившись, пусть вынесут решение касательно границы в присутствии царя.

259. При отсутствии соседей — коренных обитателей — свидетелями границ можно даже выслушивать следующих обитателей леса:

260. Охотников, птицеловов, пастухов, рыболовов, копателей кореньев, змееловов, собирателей колосьев и других лесовиков.

261. Какие они, будучи спрошены, объявят знаки при стыке границ, точно такие царь справедливо должен приказать положить между двумя селениями.

262. Решение относительно межевых знаков полей, источников, прудов, садов и домов зависит от соседей*.

263. Если случится, что соседи дадут ложное свидетельство, когда люди спорят о межевых знаках, царь каждого из них пусть накажет уплатой средней пени.

264. Тот, кто угрозами самолично завладеет домом, прудом, садом или полем, должен быть наказан на пять сотен (панас).

265. Если граница не может быть определена, пусть справедливый царь, им во благо, сам обозначит земли; таково установленное правило.

266. Итак, закон для определения меж был полностью объяснен, и следующим я представлю решение дел об оскорблениях.

267. Князь, оскорбив волхва, пусть будет наказан на сотню (панас); барин — на полторы или две сотни; служивый должен понести телесное наказание.

268. Волхва следует наказать на пятьдесят (панас) за оскорбление князя; барина — двадцать пять; служивого — двенадцать.

269. За оскорбление дваждырожденными мужами таковых же, равного сословия – двенадцать (панас); за недостойные речи оно удваивается.

270. Обычнорожденного мужа*, который разгневает дваждырожденного непристойной руганью, нужно подвергнуть отрезанию языка, так как он из низкого рода.

271. Если он упомянет имена и сословия с оскорбительным вызовом, железный гвоздь, десять пальцев длиной, раскаленный докрасна, нужно загнать ему в глотку.

272. Если он в гордыне учит волхвов их обязанностям, царь должен приказать влить ему в рот и уши кипящее масло *.

273. Того, кто в гордыне клевещет на ученых своей страны *, происхождение или обряды, которыми его тело было освящено, следует приговорить к пене в две сотни (панас)*.

274. Тот, кто, даже если это правда, обзывает другого мужа: кривой, хромой или подобным образом, пусть будет наказан, по крайней мере, на одну каршапана.

275. Того, кто оскорбит свою мать, отца, жену, брата, сына или учителя, и кто не уступит дороги своему наставнику, нужно приговорить к уплате сотни (панас).

276. За перебранку волхва и князя пеня должна быть наложена решением: на волхва — наименьшую пеню, но на князя — среднюю *.

277. Барин и служивый должны быть наказаны точно таким же образом, согласно их сословиям, но язык у служивого не урезается*, таково решение.

278. Так были объяснены точные правила для наказания за оскорбление; следующим я представлю решения о нападении.

279. Какой частью низкородный муж* ударит высшего, эту самую часть следует отрезать; таково учение Пра - Мужа.

280. У того, кто поднимает руку или палку — должна быть отрезана рука; у того, кто в гневе пнет ногой — должна быть отрезана нога.

281. Мужу, который пытается уместиться на одном сиденьи с мужем высшего сословия, должно быть выжжено на бедре клеймо, и пусть будет изгнан, или следует приказать отрезать ему ягодицу.

282. Если в гордыне он плюнет, царю следует приказать отрезать ему губы; если помочится на него — отрезать уд, если пускает ветры — то жопу.

283. Если тот схватит за волосы — без колебаний пусть отрежут его руки, также и за ногу, бороду, шею, мошонку.

284. Того, кто повредит кожу или пустит кровь, следует наказать на одну сотню (панас), тому, кто отрежет кусок мяса — шесть нишкас, тому, кто сломает кость — изгнание.

285. Согласно ценности различных деревьев, пеня должна быть наложена за их повреждение; это установленное правило.

286. Если удар нанесен человеку или животному с тем, чтобы наказать, следует наложить пеню в пропорции к наказанию.

287. Если повреждена часть тела, рана, или кровь пущена, следует подвергнуть пене.

288. Тот, кто портит добро другого, будь то намеренно или ненамеренно, обязан возместить и уплатить пеню, равную порче.

289. В случае повреждения кожи, или изделий из кожи, дерева или глины, пеня — впятеро от их стоимости; подобным образом в случае цветов, кореньев, фруктов.

290. Насчитывают в отношении повозок, их возничих и владельцев, десять случаев, при которых не может быть наложено наказание: в других случаях предписывается пеня.

291. Когда украдена уздечка, сломано ярмо, повозка опрокинется набок или назад, когда сломается ось, обод,

292. Когда упряжь, шлея вокруг шеи или повод порвется, и если громко кричит: "Дорогу!", Пра - Муж не дает наказания.

293. Но если повозка опрокинулась по неумению возницы, владелец должен быть наказан, при ущербе — на две сотни (панас).

294. Если возничий искусен — он один должен быть наказан; если возничий неумел, сидящие в повозке должны быть наказаны, каждый на одну сотню.

295. Но если он остановлен в пути скотом или повозкой, что повлечет за собой смерть живого существа, пеня, без сомнения налагается.

296. Если убит человек, его вина будет точно такая, как вора* крупных животных: коров, слонов, верблюдов или лошадей — половина того.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!