Лейпциг(до конца жизни – до 65 лет)



Тема 1. Барокко в музыке (XVII - 1-ая пол. XVIIIвв.)

I. Общая характеристика:

1. Барокко (португ. – «жемчужина неправильной формы»; ит. – странный, причудливый, вычурный) – одно из главных стилевых направлений в мировом искусстве 17- 1ой пол. 18 вв. Для него свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, стремление передать обобщенные человеческие чувства (святость, скорбь, печаль, любовь, величие и т.д.)

2. Представители: Архитектура – Бернини, Растреллиж

Живопись – А. ван Дейк, Рубенс, Рембрандт

Литература – С.Полоцкий, Торквато Тассо

Музыка – Генри Пёрселл, Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах

3. Музыкальные центры: Германия

Италия

Англия

Франция

II. Барокко в музыке.

1. Жанры: - театральные: опера (ит. М.А.Чести; нем. – Р.Кейзер)

- вокально-инструментальные: оратория, кантата, месса, пассион (Страсти)

- инструментальные: сюита, концерт, соната, прелюдия, фуга, токката, фантазия

2. Инструменты: - орган

- клавесин

- струнные инструменты

Образный мир:

  • религиозная тематика (образы Иисуса Христа, Девы Марии)
  • обобщенные человеческие чувства и эмоции (аффекты)
  • образы природы

4. Музыкальный язык:

  • полифония (склад многоголосной музыки, который характеризуется одновременным звучанием нескольких равноправных голосов)
  • гомофония (многоголосие, где есть четкая мелодия и сопровождение)
  • развитие музыки по принципу развертывания (ядро, которое свободно затем развивается)
  • возникновение мажора и минора
  • нестабильность оркестрового состава
  • применение метода концертирования (противостояние одного или нескольких исполнителей всему ансамблю или оркестру)

 

Словарь.

Опера – синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемый оркестровой музыкой, а также живописно-декоративным оформлением

Оратория – крупное вокально-инструментальное сочинение для хора, солистов-певцов и оркестра

Кантата – крупное циклическое произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из сольных, ансамблевых номеров

Месса – основа богослужения католической и протестантской церкви; крупное произведение для хора с инструментальным сопровождением, написанное на религиозный латинский текст

Сюита – название многочастного инструментального произведения, в котором части составляются по принципу контраста и обладают тематическими связями; обычно представляют собой ряд танцев или иллюстративных пьес

Концерт – публичное исполнение музыки по определенной программе; произведение для одного или нескольких исполнителей, в котором часть инструментов или голосов противостоит всему ансамблю или оркестру

Соната – один из основных жанров инструментальной музыки. В 16 веке утвердилось как сочинение, предназначенное для инструментального исполнения. К 18 веку в творчестве Й.Гайдна, В.А.Моцарта оформилась классическая венская соната


Тема 2. Иоганн Себастьян Бах(1685-1750)

Жизненный и творческий путь.

1. Значение: Великий немецкий композитор,со дня рождения которого прошло более 300 лет. Как сказал о Бахе другой музыкальный гений – Бетховен - «Не ручей! - Море должно быть ему имя». Своим творчеством он завершает развитие не только не только немецкой, но и зап.- европ. музыки 1 пол. 18 в.Был более известен не как композитор, а как виртуоз импровизатор на органе и клавесине. Почти ничего из произведений Б. не было напечатано при его жизни. После того как Ф.Мендельсон в 1829 году исполнил в Берлине «Страсти по Матфею», музыка Б. зазвучала по всему миру.

2. Биография:

Эйзенах (До 23 лет)

- Родился в 1685 г. В Тюрингии-одной из областей Германии- в г. Эйзенахе. Отец начал обучать Иоганна музыке и отдал его в церковную школу.

-10 лет- родители Баха умерли; его воспитанием стал заниматься старший брат- Иоганн Кристоф. Он обучал Баха игре на органе. Но любознательному И.С. мало уроков брата: он самостоятельно, тайком от него, лунными ночами переписывает клавесинные пьесы немецких мастеров.

-15 лет-г. Люнебург, школа певчих при монастырской церкви. Изучает сочинения немецких композиторов.

-г. Арнштадт- работа органистом в церкви. Служба отнимала 3 дня в неделю, всё остальное время Бах усердно упражняется в игре на органе. Однажды он прошёл 350 км., чтобы послушать игру знаменитого органиста Д. Букстехуде.

 

Веймар(до 32 лет)

-в этом городе Бах пробыл 9 лет, работая органистом при дворе герцога.

-знакомится с сочинениями французких и итальянских композиторов; В это время И.С. достигает наивысшего расцвета как органист и клавесинист, сосовершенствуется в игре на скрипке и альте.

Творчество: Появляются его зрелые органные сочинения (Токката и фуга ре минор, Пассакалья до минор, обработки для органа протестанских хоралов- хоральные прелюдии и др.)

 

Кётен(до 38 лет)

-в этом городе князь Леопольд Кётенский предложил Баху должность капельмейстера, а поскольку эта работа была более престижной, чем труд органиста, композитор согласился.

-в Кётене не было органа и хоровой капеллы, поэтому И.С. сочинял здесь в основном оркестровую и клавирную музыку.

Творчество:В основном это клавирная музыка (сонаты и партиты для скрипки соло, называемые «Бранденбургскими», инвенции, 1 том « Хорошо темперированного клавира», 6 « Английских» и « Французских» сюит и др.

 

Лейпциг(до конца жизни – до 65 лет)

- Лейпциг. Занимает должность кантора- руководителя хора мальчиков и учителя певческой школы при церкви Св. Фомы. Кроме того, Бах возглавляет в Лейпцигском университете студенческое общество «Коллегиум музыкум». Под его руководством студенческий оркестр давал публичные концерты, которые проходили с большим успехом.

-семья: у Баха было 2 жены (после смерти 1-ой- Марии Барбары- Бах женился вторично на Анне Магдалене) и 30 детей. Но многие из них умерли в младенчестве. Из оставшихся в живых по стопам отца пошли 4 сына: Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристоф, Иоганн Кристиан и Филипп Эмануэль.

-с годами здоровье И.С. пошатнулось. У него резко ухудшилось зрение. В нач. 1750 г. Он перенёс две неудачные операции, ослеп и вскоре скончался.

Творчество: Выдающиеся вокально-инстументальные произведения (« Страсти по Матфею», Месса си минор), 2 том « ХТК», кантаты и др.

3. Характеристика творчества

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Творчество Б. – вершина полифонического стиля эпохи барокко.

Образы и темы

Воплотил в музыке богатый и сложный внутренний мир человека; возвышенные, глубокие религиозные чувства.

Жанры

Свыше 1000 произведений во всех жанрах того времени, кроме оперы:

- вокально-инструментальные (светские и духовные кантаты, пассионы, мессы);

-инструментальные (оркестровые, клавирные произведения для разных инструментов соло и с оркестром и т.д.);

-органные (прелюдии и фуги, токкаты, фантазии, хоральные прелюдии).

Новаторство

-традиционные жанры обогатил чертами, заимствованными из других видов музыки

-объединил токкаты (также – фантазию, прелюдию) с фугой в двухчастный цикл в органной и клавирной музыке.

-создал жанр клавирного концерта.

-создал произведения для начинающих музыкантов (инвенции и симфонии; нотнаятетрать Анны Магдалены Бах и др.)

Истоки музыкального языка

Большое влияние на творчество Б. оказали: немецкая песня и протестантский хорал (духовное песнопение на нем. текст, связанное с протестантским культом), хоровая полифония эпохи Возрождения, итальянская и немецкая органная музыка, итальянская опера и итальянская скрипичная школа, французская клавесинная музыка.

Полифония

Б. – великий полифонист. В его творчестве окончательно сформировалась фуга – высшая форма полифонии.

Гармония

В творчестве Б. сложилась тональная система мажора и минора: гармоническая функциональность, главенство тоники, модуляции в пределах мажоро-минорной системы.

Использование сложных аккордовых структур.

Мелодии

Яркий, рельефный тематизм. Мелодиям Б. присуща напевность народных песен и хоралов; инструментальная выразительность.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 489; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!