История создания Сонаты для виолончели и фортепиано
Министерство культуры Российской Федерации
Российская академия музыки имени Гнесиных
Кафедра баяна и аккордеона
Бокаев
Илья Викторович
Исполнительский анализ
Сонаты для виолончели и фортепиано Владислава Золотарева
В переложении для баяна соло
выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки
53.05.01 искусство концертного исполнительства
Научный руководитель –
кандидат искусствоведения, доцент
Власова М.В .
Москва 2018
Содержание
1. Введение……………………………………….…..3
2. История создания Сонаты для виолончели и фортепиано………………………………………..6
3. Исполнительский анализ сочинения……….10
4. Заключение………………………………………..24
5. Список литературы……………………………….25
Введение
Творчество Владислава Андреевича Золотарева (1942 – 1975) хорошо известно, более того, стало классикой для баянистов как в нашей стране, так и за ее пределами, причем для исполнителей самых разных уровней – начиная с учащихся музыкальных школ, для которых Золотаревым были созданы замечательные по доступности для детей как в техническом, так и в художественном плане пьесы, входящие в цикл из Шести Детских сюит, и заканчивая сложнейшими Концертными Симфониями №1 и №2 для баяна с симфоническим оркестром.
|
|
Однако стоит отметить, что творческий диапазон Владислава Золотарева охватывает и другие спектры, включает другие направления, подчас неизвестные для широкого круга меломанов и открывающиеся только сейчас, спустя более трех десятилетий после ухода из жизни композитора, и, что нельзя не отметить, открывающиеся совершенно неожиданно.
Золотарев предстает перед нами не только как композитор-новатор, но и как мыслитель, исследователь, поэт, живописец - разносторонне одаренный человек. Хотелось бы надеяться, что в скором времени у всех, интересующихся творчеством композитора, появится возможность существенно углубить свои представления о творческом феномене Золотарева, благодаря выходу в свет книги «Владислав Золотарёв. Дневники. Письма. Литературное творчество». Эта книга должна стать самым полным и содержательным сборником литературного наследия композитора, и автору этих строк приятно иметь самое непосредственное участие в подготовке этого издания, осуществляемого под руководством Фридриха Робертовича Липса. Сам Владислав Андреевич писал в одной из дневниковых записей: «Чтобы понять, принять мою музыку, чтобы влюбиться в нее, надо войти в ситуацию моей жизни, всего ее образа со всем окружением, ибо такое понятие и есть истинное понятие любого композитора, будь то Бах, Моцарт, Бетховен, или Шенберг, Берг или Веберн».
|
|
Автору этих строк довелось быть участником открытия неизвестных ранее и обнаружившихся в последние несколько лет страниц творчества композитора. Это был удивительный и захватывающий процесс, когда за сравнительно небольшой промежуток времени удалось найти (а точнее сказать – открыть) и озвучить целый ряд сочинений автора. Об этой работе можно написать отдельную статью или даже книгу. Я благодарен всем, кто помог мне в этом, кто любезно предоставил материалы, поделился воспоминаниями, принял участие в организации исполнения сочинений и, конечно же, непосредственно исполнителям. Особые слова благодарности хочется отнести людям, оказавшим финансовую помощь, без которой было бы затруднительно осуществить компьютерный набор партитур и невозможно выполнить студийную запись камерной и хоровой музыки.
|
|
В данной работе я сделал попытку рассмотреть, проанализировать и презентовать сочинение выдающегося российского композитора, одного из основоположников академического репертуара для многотембрового готово-выборного баяна – Владислава Андреевича Золотарёва.
Полный текст оригинальной версии Сонаты приводится в Приложении № 1, компьютерный набор выполнен Еленой Котельниковой при финансовой поддержке Надежды Ивановны Королевой. В Приложении № 2 представлена запись премьеры переложения этого сочинения в моем исполнении (запись с концерта от 18 декабря 2017 года в Малом зале РАМ им. Гнесиных).
Владислав Золотарев – Автопортрет (1974)
Из архива В.А. Галкина
История создания Сонаты для виолончели и фортепиано
Рассматриваемое сочинение – Соната для виолончели и фортепиано в моем переложении для баяна соло (сочинение 1970-го года, посвящено Ирине Петровне Кошелевой).
Обращение Владислава Золотарева к виолончели определено, как мне думается, во многом тем, что исполнительницей на этом инструменте была жена композитора Ирина Петровна Кошелоева. К виолончели Золотарев обращался на протяжении всего своего, к сожалению, недолгого творческого пути. В письме композитору Александру Петровичу Нагаеву от 12 ноября 1969 года Золотарев сообщает: «Начал концерт для виолончели с оркестром». 12 августа 1970 года в дневнике композитора появляется запись: «Работаю над виолончельной сонатой. Испытываю огромное наслаждение. Река Ветлуга (село Асташиха [])». В день рождения сына композитора Генриха (22 февраля 1971 года) Золотарев пишет «Музыкальное приношение» для виолончели соло. В 1972 году ко дню рождению жены Ирины было сочинено удивительное по красоте Adagio для виолончели и фортепиано. В замыслах композитора было создание Концертной «Северной симфонии» с солирующей виолончелью. В дневнике Золотарёва за 1974 год описаны воспоминания, которые должны были стать основой его Северной симфонии. Приведу довольно пространный фрагмент этих воспоминаний:
|
|
«1969 год... бухта Провидения... декабрь, около трех часов ночи... я стою у окна, на стеклах которого мороз выгравировал сказочные узоры... курю... горят свечи, высвечивая портрет Наташи, нарисованный мною, фортепиано, письменный стол... форточка открыта, чистый морозный воздух струей клубится у самого лица... я смотрю на небо... звезды большие... яркие, мерцающие... синеют заснеженные скалистые горы... и над ними стоит огромная луна... искрится снег... и воздух этот слышат не уши, а натянутые, как струны, чувства восторженного преклонения перед дарованным чудом
И третье воспоминание: ...поцелуй... Наташа... […]
Эта моя нежданная, удивительная любовь! С бессонными ночами напролет... с мечтами и печалями... с надеждой и страшной, катастрофичной ошибкой... и не ошибкой даже, нет... какой-то трагической несовместимостью, сумасшествием, которое привело к жуткой опустошенности, к падению моих лучших моральных качеств.
Эти воспоминания должны стать основой моей «Северной симфонии».
Эти воспоминания, а также поводы, которые послужили причиной создания названных выше сочинений, говорят о том, что виолончели Золотарёв доверял глубоко личные, сокровенные переживания.
Соната для виолончели не завершена, не написан Финал этого сочинения, хотя из рукописи явствует, что он предполагался.
В одном из черновых листов композитора (из архива Ф.Р. Липса) встречается тема, использованная впоследствии в среднем разделе II части Виолончельной сонаты. Эта тема имеет поэтичное название «Откровенность» и написана для скрипки:
Из ранних дневников композитора известно о юношеском увлечении Золотарёва скрипачкой Наташей. Можно предположить, что мир светлых образов указанного раздела Сонаты связан с «воспоминаниями о далёкой возлюбленной». Следующее затем приглушенное, истаивающее звучание окончания II части создает ощущение некоей безнадёжности и безысходности – вспоминается строчка из стихотворения Владислава Золотарёва: «Слышишь?.. Осыпаются мечты…» Может быть, такое содержание Сонаты и не предполагает третьей части – Финала, – который композитор так и не написал?..
Необычна судьба рукописи сочинения. После смерти Владислава Золотарёва материалы его творческого наследия оказались в архивах разных лиц и долгое время были недоступны. Копия рукописи Сонаты в отсканированном виде была получена мной от профессора Красноярской академии музыки и театра Сергея Федоровича Найко в феврале 2013 года. Сергей Федорович, в свою очередь, получил материалы от некого анонимного пользователя с интернет-форума (предположительно, это приемный сын Владислава Золотарева – Кошелев Владислав Юрьевич)[1].
Премьера Сонаты (в оригинальной версии для виолончели и фортепиано) состоялась 30 января 2014 года в Венгерском культурном центре в Москве в исполнении профессора РАМ им. Гнесиных, Заслуженного артиста России Александра Игоревича Загоринского, партию фортепиано исполнила Александра Сергеевна Зайцева. Эта Соната была первой в ряду последовавших затем премьер ряда других сочинений композитора (отмечу, что многие исполнения были инициированы автором этих строк) – в числе других можно назвать первые исполнения «Вечерней кантаты» для хора a capella, «Пяти эскизов и Апокалипсиса» для фортепиано, Трио для домры, флейты и баяна, Концертной фантазии для баяна и фортепиано, романсов и ряда других камерно-инструментальных сочинений Владислава Золотарева. Организация этих премьер и последовавшие положительные отзывы таких музыкантов, как Народный артист России, профессор Фридрих Робертович Липс, доктор искусствоведения, академик Михаил Иосифович Имханицкий, заслуженный артист России Юрий Васильевич Шишкин, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Юрий Григорьевич Ястребов и многих других - будут особенно памятны мне.
Автограф титульного листа Сонаты
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!