Всё настоящее труднодоступно.

ОТДОХНУТЬ — до изнеможения!

Осенний ноктюрн

К ОСЕНИ у меня пушкинское отношение…

А причём тут ноктюрн?

Музыка. Лирика. Ночь…— лейтмотив этого необыкновенного похода в Адыгею на стыке сентября и октября.

Реально всё решилось глубокой ночью, когда нечаянно, не по специальному запросу, наткнулась на клип Дианы Арбениной «ДА. Так начинается жизнь!» (https://www.youtube.com/watch?v=fWWxYevfoPM) — и самозабвенно пустилась ритмично отплясывать перед компьютером. Не столько поняла, а как бы из глубины бессознательного вырвалось: Всё! — Еду. Не могу не ехать!

А до этого мгновения было озвученное родным и близким людям (к их удовлетворению) моё решение: Не еду. Всё взвешено. Это окончательно. Здравый смысл победил: ну не наглей — второй поход за сезон, дела держат, обязательства, залезешь опять в долги, по прогнозу там дожди и низкая температура…и вообще «лета к суровой прозе клонят».

На встречи участников похода не ходила (чтобы «не заразиться», да и все уже купили билеты туда и обратно и были мысленно там…) Всё. Точка.

И началось томление духа, поток мыслей и чувств в другую сторону — чего могу лишиться, игнорируя очередной поход Лёши Сульдина, неизменно поднимающего нас на вершины блаженства в единении с природой, невообразимо прекрасной и родной.

Мелодия наших глубинных желаний должна быть услышана!

Теперь я могу утверждать это определённо. Иначе будем не жить, а прозябать.

Я решилась.

— И понеслось!..

Слово АДЫГЕЯ, первоначально даже не точно связанное с определённым местом на карте, воплотилось в каскад разнообразных водопадов Руфабго, Хаджохскуя теснину — сказочное чудо, сотворённое природным всемогущим скульптором — Водой, будоражащие воображение сталактиты и сталагмиты пещер «Нежная» и «Азишская», в бесконечный простор высокогорного плато Лаго-Наки  и – как в преисподнюю – в глубину Гуамского ущелья…

Калейдоскоп грандиозных впечатлений — вширь, вглубь и вверх; в ночь и в рассвет; в тепло и в холод — просто не вмещался в меня. Эмоции клокотали и выплёскивались не в слова даже, а в непроизвольные слёзы. Я давно так много и тихо не плакала — от счастья…

Мы жили на высокогорной турбазе с романтическим названием «Ольховый приют» в простеньких домиках с удобствами во дворе. Но там открывался фантастический вид на снежные вершины Кавказских гор, восстававших из утреннего тумана или облаков: то ли реальность, то ли видение.

А ночью — Ребята, ну что же вы спите?! — можно было часами разглядывать крупные яркие звёзды в естественном планетарии. Я так давно именно этого хотела, когда полусидела – полулежала в Московском планетарии, почти засыпая в приятном шоу. Здесь, в горах, спать не хотелось («Какая ночь совершается в вышине! — Гоголь) Было ощущение неповторимости и глубинной надобности такого погружения — в космос… или в себя.

Встречать рассветы в горах — святое дело.

Сейчас, когда событие становится воспоминанием, я понимаю, что кульминацией Адыгейской части похода для меня стала последняя встреча восхода солнца с высоты смотровой площадки над нашим приютом, на которую мы отправились вчетвером затемно по крутой тропе, подсвечивая её фонариками. Надя, Лариса, Таня — новые для меня люди в этом походе — раскрылись тепло и доверчиво — в коротких разговорах и многозначном молчании в ожидании Солнца. В панораме гор, над которыми должно появиться Светило, мы увидели, не сговариваясь, абрис огромного лица, устремлённого в бездонность неба, постепенно начинавшего алеть. Таинство вселенского рождения… Замерли, боясь шелохнуться. Только тихо катились слёзы — плакала восхищённая душа. Это катарсис. Очищение. Уже там, в те минуты, ясно ощущалось, что это какой-то ни с чем не сравнимый момент истины. Событие жизни.

В унисон — и по контрасту! — в этот же день по пути из Адыгеи в Адлер (ко второму этапу похода) Лёша организовал нам двухчасовое пребывание в термальном источнике АкваТермо (для меня это было впервые). Не просто купание в тёплой воде осенью под открытым небом, что само по себе приятно, но такое разнообразие массажных струй! Отпад… Блаженство… «Майский день, именины сердца», – опять возник непроизвольно (не без иронии над собой – обалдевшей) с удовольствием перечитываемый в этот сезон Гоголь.
Это были телесные радости, конечно, без слёз, но тоже с тихим ликованием.

А в двух посещённых нами пещерах было максимально задействовано воображение: многомиллионными усилиями Природы создавались фигуры то Ильи Муромца, то жениха и невесты, то целой адыгейской деревни…

Особенно меня впечатлил Указующий перст — он, как выяснилось, — показал направление вверх, куда не следовало копать.

Оставалось 2 метра до выхода наружу.

Если бы это случилось, микроклимат озоновой пещеры (Целебной! Дышите глубже!)

был бы утрачен.

Как уникальный природный объект Азишская пещера могла бы погибнуть.

Запомнился и свисающий над головами Дамоклов меч.

Гид пошутил: «Он упадёт на голову самого грешного туриста».

Шутка-шуткой, но перечень своих грехов я начала-таки…

А ещё меня пробило прямо на клеточном уровне, когда экскурсовод обратил внимание на сближение сталактита и сталагмита, между которыми осталось всего 20 см. Поскольку прирост их происходит по 1 см в 100 лет, то встретятся они и превратятся в сталагнат через 2000 лет.

\

Мысль-молния: меня, видящую это сейчас, не будет даже в виде праха, а кто-то через два тысячелетия (если не случится вселенской катастрофы) увидит этот столб. Привет, далёкий потомок!

Пробирают до дрожи такие представления и… хочется уберечь от гибели доверенную нам красоту.

А гибель ходит рядом. В Гуамском ущелье Алексей Сульдин с горечью показал кладбище погибших самшитов. Этот вечнозелёный кустарник или дерево, ровесник мамонтов, выживший в Ледниковый период, гибнет в наше время от прожорливой гусеницы бабочки-огнёвки, вредителя, завезённого во время подготовки к Олимпиаде в Сочи.

Алёша — большой и сильный человек — с детской радостной непосредственностью сумел обнаружить несколько крохотных молодых листочков на погибших стволах.

Может быть, ещё не всё так безнадёжно…

Меня тронуло его состояние.

Подумалось: потому-то и уникальны его походы, что выношены и рождены не просто трезвым расчётом ума, а большим чутким и умным сердцем.

У Достоевского, кажется, есть очень точное наблюдение:

«Личностью надо выделаться».

Лёшу «выделала» в огромной

степени сама матушка-Природа.

Он — один из прекрасных  преданных и заботливых её сыновей.

Всё настоящее труднодоступно.

В походе это ощущалось постоянно. И не только мною, естественно.

Встретившаяся на пути к водопаду «Университетский» очень приветливая семейная пара на базе отдыха «Благодать» — Александр и Людмила—  сострадательно посоветовали одной нашей возрастной участнице не ходить туда — будет очень крутой скалистый участок пути.

Ей можно было подождать нас на их уютной базе, где они и мёдом щедро угостили и свежеиспечёнными оладушками…

Была рассказана в подробностях история женщины 60+, которая остановилась перед этим препятствием.

Но не тут-то было! Никто не струсил. А у нас есть и 77 и 79-летние персонажи.

К водопаду дошли все, преодолев реальную скалистую крутизну.

Наши «болельщики» Саша и Люда, снова встретившие нас при выходе с этой «тропы подвига», были приятно ошеломлены…

Да мы и сами нарабатывали внутри восторг самоуважения, когда, например, путь к сказочным красотам Гуамского ущелья лежал по немыслимым колдобинам грунтовой избитой вдрызг дороги. «ГАЗ-66» — О! я теперь знаю эту машину! — в кузове которой нас мощно сдвигало то к кабине (вдавливая меня всей массой остальных сидящих рядом тел), то к заднему борту. Тогда я замыкала этот прессинг.

Много раз казалось, что чудо-машина вот-вот опрокинется на бок. Начались даже воспоминания, кто и как выпрыгивал удачно в похожей ситуации. Я потом спросила водителя и он признался, что бывало — опрокидывался. Ощущения не обманули нас…

Но всё закончилось благополучно, а мы всю дорогу залихватски пели. Почему-то детские задорные песенки, в основном. Вернулись в свой приют — и дружно прокричали СПАСИБО водителю. Он недоумённо пробормотал: «Ещё и благодарят… А другие ругались».

Я думаю, что всё-таки выражаю общее состояние восторга, которое мы пережили в этом необыкновенном походе. Ко всему значительному в жизни вообще человек идёт через «трудно», через напряжение ума и сердца, через максимальную мобилизацию всех своих возможностей, через тернии — к звёздам. И воздастся сполна!

Когда во второй — «цивилизованной» — части похода в Адлере Лёша выделил нам время на балдёж по своему усмотрению, мы недоумённо спрашивали друг у друга: «Что ли сегодня никуда не идём?» Накопленный в Адыгее адреналин рвался наружу — и мы в конце этого дня отдыха так оторвались на площадке турбазы «Энергия» среди её немногочисленных мирно отдыхавших посетителей, что вслед уходящим с танцпола тольяттинским пенсионерам неслось изумленное: «Кто вы? Откуда такие?»

Ёрничая, иронизируя над собой, мы потом резвились на Точке, вспоминая кто мы такие:

— певуны и танцуны,

поздняки и раноставцы,

шустряки, опоздуны,

молчуны и горлопанцы,

зануденцы, восхищенцы

и другие опупенцы сбились все в поход один, нас ведёт пахан Сульдин!

Вот такой коллективный портрет 20-ти участников-пенсионеров от свежеиспечённых (одна только в понедельник написала заявление об уходе на пенсию, а в среду уже была в этом походе) — до совсем уж «ветеранистых» 79 лет! На будущий год отметим на Байкале 80-летие Валеры.

Финал этого путешествия был придуман Алексеем грандиозный: в Имеретинской бухте нас ждало тёплое море, поющие цветные фонтаны, олимпийские объекты и посещение Красной горки.

Там некоторые из нас впервые получили от государства шикарный бонус: всего за один (символический) рубль те, кому за 70, прокатились на канатной дороге в закрытой — и ОТКРЫТОЙ!— кабинках. А менее возрастные должны бы заплатить за это удовольствие 1300 рублей.

Господи, да это вообще награда от Тебя за всю прожитую жизнь!

Я летала над горами! Я стояла на снежной вершине на высоте 2320 метров!..

Внутри кипёж… Не хватает меня, чтобы вместить всё это. Я мала перед грандиозностью впечатлений этого похода.

Танец ночью перед компьютером под арбенинское «Да! Так начинается жизнь» — как предчувствие чего-то — стал явью на снежной высокогорной площадке, когда я — совершенно свободная от всяких внутренних оков, ликующая, — пустилась в пляс под живую музыку сфер.

Какими понимающими были глаза музыкантов-аборигенов! Мы были на одной волне…

Люди добрые, а ведь это и есть Счастье в чистом виде.

И его способен организовать простой обыкновенный волшебник. Для простых обыкновенных смертных.

В одном из сувенирных киосков Гуамского ущелья очень деловой и практичный участник похода под впечатлением купил своей женщине дорогой подарок.

А наш организатор Алексей Сульдин всем нам, пенсионерам, сделал весьма бюджетный подарок: Горы, Небо, Море и рукотворное чудо — Олимпийские объекты Сочи. Этому подарку вообще нет эквивалентной цены.

Но кроме Лёшиного большого сердца нужны были и наши встречные  собственные усилия:                              содрать себя с привычного, насиженного, забить на возраст, не поверить страшилкам Гисметео и близких — «Ты с ума сошла!»…

Сошла… — И это прекрасно.

«Да! Так начинается Жизнь»!

Слушайте своё сердце…

PS :

Написала…

Перечитала глазами стороннего человека:

…восторженная дурочка, не ведающая, что в мире есть НЕ-счастье.

Ведаю. И в этом походе душа трудилась не только в радости.

О личном здесь неуместно. А общенародная трагедия — гибель нашего ТУ-154 в декабре 2016 года — переживалась ранним утром, когда сидела одна на Имеретинском побережье в качалке, смотрела на море…

Чуть в стороне — справа от меня — периодически взлетали и садились самолёты в Адлерском аэропорту. Их звук всколыхнул внезапно: да… это же здесь погибла доктор Лиза…

Этот вид, который меня так умиротворяет, — может, был последним в её жизни и тех музыкантов из ансамбля им. Александрова…

Конечно, когда в СМИ это событие обсуждалось, была у меня соответствующая реакция. Встревоженным умом.

Но сейчас… Я была с ними там, в воздухе над этим участком моря,.. падала в него… искала их тела… переживала внезапно обрушившееся горе приехавших именно сюда близких…

… Нарисовавшийся передо мной из волны морской «аполлон» с непринуждённым бла-бла заговорил  о чём-то (не восприняла даже)…

Через ком в горле и подступающие слёзы спросила, думая, что он из местных:

«Это здесь погибла доктор Лиза»?..

— А кто это?

— … Вы в какой стране живёте?..

Галина Ржанникова

Тольятти — Майкоп — Адлер — Тольятти

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!