Подготовка текста перевод и комментарии Л. И. Журовой



ВСТУПЛЕНИЕ

«Повесть о Луке Колочском» — один из оригинальных памятников XV—XVI вв., который, видимо, возник в Северо-восточной Руси.

В основе сюжета лежит традиционный для древнерусской литературы мотив о явлении чудотворной иконы и рассказ об основании Колочского монастыря. Но основным содержанием «Повести» стало изобилующее беллетристическими элементами занимательное повествование о неправедной жизни простого селянина Луки, неожиданно разбогатевшего за счет иконы. Конфликт строится на взаимоотношениях удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского и земледельца; это обстоятельство позволяет поставить вопрос об особом идейном звучании литературного произведения, отразившем одну из актуальных проблем своего времени — учение о пределах царской власти.

Литературная история «Повести о Луке Колочском» тесно связана с историей Можайского княжества. Можайск — один из первых «примыслов» московских князей XIV в. Первое упоминание о Можайске относится к 1293 г. Однако рост города связан с XIV—XV вв., когда Можайск становится опорным пунктом борьбы против литовского наступления и важным центром на торговом пути с Западом.

В начале XIV в. Можайск входил во владения московских князей и передавался старшему сыну, после Дмитрия Донского стал центром самостоятельного удела. В Можайске в начале XV в. чеканилась своя монета, можайские князья выплачивали большую дань Орде, можайские купцы торговали с западными странами и с Кафой (Феодосией). Все это — показатели экономической и политической мощи Можайского княжества. Упоминаемый в «Повести» Андрей Дмитриевич Можайский, третий младший сын великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, получил по завещанию отца в удел Можайск. Вся деятельность князя Андрея Дмитриевича как правителя говорит о том, что он стремился показать себя умелым организатором, заботящимся о своих владениях. Князь занимался не только административными вопросами, но вмешивался в дела церковные. Известно «Послание» Кирилла Белозерского, написанное в 1408 или в 1413 г. (1413 г. — год основания Колочского монастыря), которое служит своеобразным примером так называемого «среднего» мнения по вопросу о пределах царской власти. Суть этого мнения заключалась в том, что князю не подвластна сфера церковных отношений, но власть князя не ограничивается делами исключительно светскими, в его обязанности, по мнению Кирилла, должна входить забота о том, чтобы его подданные выполняли предписания веры, которым их учат духовные наставники. Содержание «Повести о Луке Колочском» перекликается с этой мыслью Белозерского старца.

Конфликт между простым поселянином и удельным князем трудно объяснить. Возможно, такой случай в самом деле имел место в биографии Андрея Дмитриевича Можайского, он стал известен Кириллу, и тот написал свое «Послание», в котором призывает князя «людей своих уймати от лихаго обычая». В свете теории Кирилла Белозерского можно, наверное, понять сюжет «Повести». Возможно, «Повесть о Луке Колочском» появилась под влиянием и по поводу сложившихся отношений между удельным князем и Белозерским старцем в Кирилловом монастыре, который считался патрональным монастырем можайских князей и оказался в середине XV в. чуть ли не в центре борьбы великокняжеского дома. Младший сын Андрея Можайского — Михаил — поддерживал старцев Кириллова монастыря и был замешан в конфликте митрополита Геронтия с Иваном III.

«Повесть о Луке Колочском», вероятно. была известна в оппозиционных Москве кругах. Дело в том, что потомки Можайского князя — Иван Андреевич Можайский и Михаил Андреевич Верейский — участвовали в политической борьбе против великого Московского князя: первый действовал заодно с Шемякой и после неудачного для него похода вынужден был бежать в Литву, Можайское княжество в 1454 г. было присоединено к Москве; второй был замешан в событиях политического характера последней четверти XV в. Таким образом, совершенно четко прослеживаются связи «Повести о Луке Колочском» с историей удельного Можайского княжества и идеологической борьбой централизующейся Московской Руси XV в.

В период феодальной войны сказания о чудесах приобретали усиленное идеологическое звучание, защишали права удельных княжат от наступающей власти московских князей. «Повесть о Луке Колочском» была использована разными политическими силами в этой борьбе.

«Повесть» дошла в составе целого ряда русских летописей XVI—XVII вв., «Степенной книги», сборников смешанного состава XVI—XX вв. Общерусские летописные своды XV в. сохранили отдельные детали сюжета, свидетельствуюшие о существовании оригинала в книгописных центрах XV в.

Летописные материалы XVI в. показывают новые этапы литературной истории «Повести о Луке Колочском», когда с ослаблением идеологической борьбы великокняжеского дома «Повесть» входит в состав официальных летописных сводов, таких как Никоновский и «Степенная книга», которые призваны были прославлять предков великих князей и выписывать родословную великого князя Московского.

Многочисленные списки памятника дают несколько редакций, появление которых обусловлено определенными изменениями в общественно-политической и историко-культурной жизни Московского государства.

«Повесть о Луке Колочском» была издана по списку второй половины XVII в. М. О. Скрипилем в сборнике «Русские повести XV—XVI веков». Л., 1958. Повесть вошла в издание Никоновской летописи (ПСРЛ. М., 1965. Т. XI. С. 221—223), Мазуринского летописца (ПСРЛ. М., 1968. Т. XXXI. С. 99—100), «Книги Степенной царского родословия» (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. XXI. Ч. 2. С. 446—448).

Текст «Повести о Луке Колочском» публикуется по списку: РГАДА, ф. 181 (МГАМИД), № 11, «Летописец русский», вторая половина XVI в., лл. 222 об.—225 об. Исправления делаются по Никоновской летописи.

ОРИГИНАЛ

«Повесть о Луке Колочском» — один из оригинальных памятников XV—XVI вв., который, видимо, возник в Северо-восточной Руси.

В основе сюжета лежит традиционный для древнерусской литературы мотив о явлении чудотворной иконы и рассказ об основании Колочского монастыря. Но основным содержанием «Повести» стало изобилующее беллетристическими элементами занимательное повествование о неправедной жизни простого селянина Луки, неожиданно разбогатевшего за счет иконы. Конфликт строится на взаимоотношениях удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского и земледельца; это обстоятельство позволяет поставить вопрос об особом идейном звучании литературного произведения, отразившем одну из актуальных проблем своего времени — учение о пределах царской власти.

Литературная история «Повести о Луке Колочском» тесно связана с историей Можайского княжества. Можайск — один из первых «примыслов» московских князей XIV в. Первое упоминание о Можайске относится к 1293 г. Однако рост города связан с XIV—XV вв., когда Можайск становится опорным пунктом борьбы против литовского наступления и важным центром на торговом пути с Западом.

В начале XIV в. Можайск входил во владения московских князей и передавался старшему сыну, после Дмитрия Донского стал центром самостоятельного удела. В Можайске в начале XV в. чеканилась своя монета, можайские князья выплачивали большую дань Орде, можайские купцы торговали с западными странами и с Кафой (Феодосией). Все это — показатели экономической и политической мощи Можайского княжества. Упоминаемый в «Повести» Андрей Дмитриевич Можайский, третий младший сын великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, получил по завещанию отца в удел Можайск. Вся деятельность князя Андрея Дмитриевича как правителя говорит о том, что он стремился показать себя умелым организатором, заботящимся о своих владениях. Князь занимался не только административными вопросами, но вмешивался в дела церковные. Известно «Послание» Кирилла Белозерского, написанное в 1408 или в 1413 г. (1413 г. — год основания Колочского монастыря), которое служит своеобразным примером так называемого «среднего» мнения по вопросу о пределах царской власти. Суть этого мнения заключалась в том, что князю не подвластна сфера церковных отношений, но власть князя не ограничивается делами исключительно светскими, в его обязанности, по мнению Кирилла, должна входить забота о том, чтобы его подданные выполняли предписания веры, которым их учат духовные наставники. Содержание «Повести о Луке Колочском» перекликается с этой мыслью Белозерского старца.

Конфликт между простым поселянином и удельным князем трудно объяснить. Возможно, такой случай в самом деле имел место в биографии Андрея Дмитриевича Можайского, он стал известен Кириллу, и тот написал свое «Послание», в котором призывает князя «людей своих уймати от лихаго обычая». В свете теории Кирилла Белозерского можно, наверное, понять сюжет «Повести». Возможно, «Повесть о Луке Колочском» появилась под влиянием и по поводу сложившихся отношений между удельным князем и Белозерским старцем в Кирилловом монастыре, который считался патрональным монастырем можайских князей и оказался в середине XV в. чуть ли не в центре борьбы великокняжеского дома. Младший сын Андрея Можайского — Михаил — поддерживал старцев Кириллова монастыря и был замешан в конфликте митрополита Геронтия с Иваном III.

«Повесть о Луке Колочском», вероятно. была известна в оппозиционных Москве кругах. Дело в том, что потомки Можайского князя — Иван Андреевич Можайский и Михаил Андреевич Верейский — участвовали в политической борьбе против великого Московского князя: первый действовал заодно с Шемякой и после неудачного для него похода вынужден был бежать в Литву, Можайское княжество в 1454 г. было присоединено к Москве; второй был замешан в событиях политического характера последней четверти XV в. Таким образом, совершенно четко прослеживаются связи «Повести о Луке Колочском» с историей удельного Можайского княжества и идеологической борьбой централизующейся Московской Руси XV в.

В период феодальной войны сказания о чудесах приобретали усиленное идеологическое звучание, защишали права удельных княжат от наступающей власти московских князей. «Повесть о Луке Колочском» была использована разными политическими силами в этой борьбе.

«Повесть» дошла в составе целого ряда русских летописей XVI—XVII вв., «Степенной книги», сборников смешанного состава XVI—XX вв. Общерусские летописные своды XV в. сохранили отдельные детали сюжета, свидетельствуюшие о существовании оригинала в книгописных центрах XV в.

Летописные материалы XVI в. показывают новые этапы литературной истории «Повести о Луке Колочском», когда с ослаблением идеологической борьбы великокняжеского дома «Повесть» входит в состав официальных летописных сводов, таких как Никоновский и «Степенная книга», которые призваны были прославлять предков великих князей и выписывать родословную великого князя Московского.

Многочисленные списки памятника дают несколько редакций, появление которых обусловлено определенными изменениями в общественно-политической и историко-культурной жизни Московского государства.

«Повесть о Луке Колочском» была издана по списку второй половины XVII в. М. О. Скрипилем в сборнике «Русские повести XV—XVI веков». Л., 1958. Повесть вошла в издание Никоновской летописи (ПСРЛ. М., 1965. Т. XI. С. 221—223), Мазуринского летописца (ПСРЛ. М., 1968. Т. XXXI. С. 99—100), «Книги Степенной царского родословия» (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. XXI. Ч. 2. С. 446—448).

Текст «Повести о Луке Колочском» публикуется по списку: РГАДА, ф. 181 (МГАМИД), № 11, «Летописец русский», вторая половина XVI в., лл. 222 об.—225 об. Исправления делаются по Никоновской летописи.

ПЕРЕВОД

«Повесть о Луке Колочском» — один из оригинальных памятников XV—XVI вв., который, видимо, возник в Северо-восточной Руси.

В основе сюжета лежит традиционный для древнерусской литературы мотив о явлении чудотворной иконы и рассказ об основании Колочского монастыря. Но основным содержанием «Повести» стало изобилующее беллетристическими элементами занимательное повествование о неправедной жизни простого селянина Луки, неожиданно разбогатевшего за счет иконы. Конфликт строится на взаимоотношениях удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского и земледельца; это обстоятельство позволяет поставить вопрос об особом идейном звучании литературного произведения, отразившем одну из актуальных проблем своего времени — учение о пределах царской власти.

Литературная история «Повести о Луке Колочском» тесно связана с историей Можайского княжества. Можайск — один из первых «примыслов» московских князей XIV в. Первое упоминание о Можайске относится к 1293 г. Однако рост города связан с XIV—XV вв., когда Можайск становится опорным пунктом борьбы против литовского наступления и важным центром на торговом пути с Западом.

В начале XIV в. Можайск входил во владения московских князей и передавался старшему сыну, после Дмитрия Донского стал центром самостоятельного удела. В Можайске в начале XV в. чеканилась своя монета, можайские князья выплачивали большую дань Орде, можайские купцы торговали с западными странами и с Кафой (Феодосией). Все это — показатели экономической и политической мощи Можайского княжества. Упоминаемый в «Повести» Андрей Дмитриевич Можайский, третий младший сын великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, получил по завещанию отца в удел Можайск. Вся деятельность князя Андрея Дмитриевича как правителя говорит о том, что он стремился показать себя умелым организатором, заботящимся о своих владениях. Князь занимался не только административными вопросами, но вмешивался в дела церковные. Известно «Послание» Кирилла Белозерского, написанное в 1408 или в 1413 г. (1413 г. — год основания Колочского монастыря), которое служит своеобразным примером так называемого «среднего» мнения по вопросу о пределах царской власти. Суть этого мнения заключалась в том, что князю не подвластна сфера церковных отношений, но власть князя не ограничивается делами исключительно светскими, в его обязанности, по мнению Кирилла, должна входить забота о том, чтобы его подданные выполняли предписания веры, которым их учат духовные наставники. Содержание «Повести о Луке Колочском» перекликается с этой мыслью Белозерского старца.

Конфликт между простым поселянином и удельным князем трудно объяснить. Возможно, такой случай в самом деле имел место в биографии Андрея Дмитриевича Можайского, он стал известен Кириллу, и тот написал свое «Послание», в котором призывает князя «людей своих уймати от лихаго обычая». В свете теории Кирилла Белозерского можно, наверное, понять сюжет «Повести». Возможно, «Повесть о Луке Колочском» появилась под влиянием и по поводу сложившихся отношений между удельным князем и Белозерским старцем в Кирилловом монастыре, который считался патрональным монастырем можайских князей и оказался в середине XV в. чуть ли не в центре борьбы великокняжеского дома. Младший сын Андрея Можайского — Михаил — поддерживал старцев Кириллова монастыря и был замешан в конфликте митрополита Геронтия с Иваном III.

«Повесть о Луке Колочском», вероятно. была известна в оппозиционных Москве кругах. Дело в том, что потомки Можайского князя — Иван Андреевич Можайский и Михаил Андреевич Верейский — участвовали в политической борьбе против великого Московского князя: первый действовал заодно с Шемякой и после неудачного для него похода вынужден был бежать в Литву, Можайское княжество в 1454 г. было присоединено к Москве; второй был замешан в событиях политического характера последней четверти XV в. Таким образом, совершенно четко прослеживаются связи «Повести о Луке Колочском» с историей удельного Можайского княжества и идеологической борьбой централизующейся Московской Руси XV в.

В период феодальной войны сказания о чудесах приобретали усиленное идеологическое звучание, защишали права удельных княжат от наступающей власти московских князей. «Повесть о Луке Колочском» была использована разными политическими силами в этой борьбе.

«Повесть» дошла в составе целого ряда русских летописей XVI—XVII вв., «Степенной книги», сборников смешанного состава XVI—XX вв. Общерусские летописные своды XV в. сохранили отдельные детали сюжета, свидетельствуюшие о существовании оригинала в книгописных центрах XV в.

Летописные материалы XVI в. показывают новые этапы литературной истории «Повести о Луке Колочском», когда с ослаблением идеологической борьбы великокняжеского дома «Повесть» входит в состав официальных летописных сводов, таких как Никоновский и «Степенная книга», которые призваны были прославлять предков великих князей и выписывать родословную великого князя Московского.

Многочисленные списки памятника дают несколько редакций, появление которых обусловлено определенными изменениями в общественно-политической и историко-культурной жизни Московского государства.

«Повесть о Луке Колочском» была издана по списку второй половины XVII в. М. О. Скрипилем в сборнике «Русские повести XV—XVI веков». Л., 1958. Повесть вошла в издание Никоновской летописи (ПСРЛ. М., 1965. Т. XI. С. 221—223), Мазуринского летописца (ПСРЛ. М., 1968. Т. XXXI. С. 99—100), «Книги Степенной царского родословия» (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. XXI. Ч. 2. С. 446—448).

Текст «Повести о Луке Колочском» публикуется по списку: РГАДА, ф. 181 (МГАМИД), № 11, «Летописец русский», вторая половина XVI в., лл. 222 об.—225 об. Исправления делаются по Никоновской летописи.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!